Скачать 107.4 Kb.
|
Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью Методика «Наши отношения» Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива. Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений: 1. Наш класс очень дружный и сплочённый. 2. Наш класс дружный. 3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. 4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. 6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие): 1. В нашем классе принято помогать без напоминания. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. 4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. 5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (проф.М.И. Рожков) Цель: определить уровень развития ученического самоуправления. Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями: 4 3 2 1 0 1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал ещё лучше. 4 3 2 1 0 2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0 3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0 4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0 5 Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 4 3 2 1 0 6 У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися. 4 3 2 1 0 7 Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 4 3 2 1 0 8 Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 4 3 2 1 0 9 Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 4 3 2 1 0 10 Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 4 3 2 1 0 11 Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 4 3 2 1 0 12 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0 13 Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 14 Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. 4 3 2 1 0 15 Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 16 Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 17 Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. 4 3 2 1 0 18 Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0 19 Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0 20 Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. 4 3 2 1 0 21 Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. 4 3 2 1 0 22 Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. 4 3 2 1 0 23 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0 24 Осознаю всю ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. На доске дано смысловое значение смысловых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет». Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1. включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4); 2. организованность классного коллектива (5-8); 3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12); 4. включённость класса в дела общешкольного коллектива (13-16); 5. отношения класса с другими ученическими общностями (17-20); 6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24). По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0.5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий. Анкета для старшеклассников (проф. Л.В. Байбородова) Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития. Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Кого из взрослых следует пригласить в поход? 2. Кто для Вас служит нравственным примером: а) товарищи; б) родители; в) учителя; г) герои книг; д) выдающиеся спортсмены; е) участники молодёжных ансамблей; ж) никто; з) допишите _____________________________________ 3. В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами: а) в совершенствовании учебного процесса; б) в организации досуга; в) в контроле за качеством знаний; г) в поощрении; д) в организации воспитательной работы; е) нигде; ж) допишите ________________________________________ 4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают): а) в учебной работе; б) на занятиях в кружках; в) в компании друзей; г) в общественной работе; д) в производственном обучении; е) в проведении досуга; ж) в семье; з) нигде и) допишите ____________________________________ 5. С кем Вы можете быть откровенными: а) ни с кем; б) с ребятами из нашей компании; в) с директором школы; г) с товарищами по школе, классу; д) с родителями; е) с руководителем кружка, секции, клуба; ж) с бабушкой или дедушкой; з) с классным руководителем; и) со старым знакомым; к) с любимым человеком; л) с учителем школы; м) допишите __________________________________ 6. Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас: а) промолчу; б) отвечу дерзостью; в) обращусь к родителям за поддержкой; г) обращусь к товарищам за поддержкой; д) спокойно попытаюсь доказать правоту; е) пожалуюсь администрации; ж) при случае отомщу з) обращусь к классному руководителю; и) обращусь к учителю, которому доверяю; к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании; л) допишите _________________________________________ 7. В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися? 8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда____________________»; 9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать: а) учитель — ученик; б) учителя — учителя; в) учителя — администрация; г) учителя — родители; д) родители — учащиеся; е) ученик — ученики; ж) администрация — ученики; 10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью? 11. Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться: а) одними учителями; б) совместно с учителями и учащимися; в) самостоятельно учащимися. 12. В коллективе работников нашей школы преобладают отношения: а) враждебные; б) недружеские; в) деловые; г) групповые; д) ты — мне, я — тебе; е) сложные; ж) всякие; з) дружеские; и) допишите______________________________ Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым) Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; О — совершенно не согласен. 1.Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Анкета для изучения взаимоотношений между учителями и учащимися Инструкция для учащихся Отвечая на вопросы анкеты, выберите из предложенных характеристик те, которые с твоим мнением и запишите их рядом с выбранным ответом по каждому вопросу. Список типичных характеристик взаимоотношений: уважительно-тактичное; справедливо-требовательное, по делу; доброжелательно-понимающее; дружески-шутливое; категорически подчиняющее; нейтрально-безразличное; всепрощенчески-попустительское; высокомерно-надменное; необъективно-заниженное; предвзято-завышенное; агрессивно-недоброжелательное. Вопросы 1.1 Какие бы ты хотел установить взаимоотношения на уроках? а( с учителями, б) с одноклассниками. 1.2 Какие не хотелось бы иметь: а( с учителями, б) с одноклассниками. 2. Хотел бы ты общаться с учителями и после уроков? Выбери из списка и укажи какие взаимоотношения тебе больше всего по душе? 3. Хотел бы ты общаться со своими одноклассниками во внеурочное время и какой характер взаимоотношений тебя больше всего устраивает? Обработка результатов опроса. Составьте сводную таблицу, где ответы учащихся всего класса выражены в процентах. Примерная таблица № Вопросы Список типичных характеристик взаимоотношений п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 % % % % % % % % % % % В качестве дополнений к таблице могут быть примечания и выводы. Критерии (само)оценки эффективности работы классного руководителя. 1. Включенность в разработку новшеств. 2. Владение современными технологиями воспитания. 3. Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год). 4. Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива. 5. Любовь, доверие и терпение к детям. 6. Систематическое измерение уровня воспитанности. 7. Позитивная динамика воспитанности учащихся. 8. Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов. 9. Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей. Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия 1. Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа). 2. Активность каждого. 3. Подготовленность и четкая организация мероприятия. 4. Познавательная ценность мероприятия. 5. Эмоциональная сопричастность. 6. Высокий эстетический уровень мероприятия. 7. Положительная самооценка мероприятия его участниками. 8. Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия). Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога (разработана доцентом Е.Н. Степановым) Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4 3 2 1 0 В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. 4 3 2 1 0 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 4 3 2 1 0 Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4 3 2 1 0 Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога. Анкета для родителей 1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем? 2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся? 3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен? 4. Учитель обладает хорошими манерами поведения? 5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя? 6. У вас были конфликты с учителем? 7. На уроках ваши дети получают полноценные знания? 8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка? 9. Придя домой ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день в школе? Литература Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. №7, 10 – 2003. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45. Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997. |
План работы педагога-психолога мкоу “чсош им В. Ершова на 2013-2014... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я считаю, что изучение литературы регионального компонента способствует единству обучения, воспитания и развития учащихся, формирует... | ||
Справочник по функционально-стоимостному анализу. М.: Финансы и статистика.... Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Патентам и товарным знакам (19) Бессонов л. А., Нелинейные электрические цепи, Москва, Высшая школа, 1977, с. 104-105. Su 1580520 A1, 23. 07. 1990. Su 1385229 A1,... | ||
Образовательная программа мбоу «Лесхозская сош» Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... | Фармакология Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Сценарий Последнего звонка в 11 классе. На фоне музыки исполняется танцевальный номер «Непоседы» Ивакиной Анастасии, участника престижных региональных фестивалей цирковых коллективов, V всероссийского фестиваля цирковых... | Комиссией выявлено Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Посвящение в лицеисты Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Направление подготовки (специальности) Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
1. Цели и задачи дисциплины Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... | ||
На 2012-2013 учебный год Цель воспитания формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося | Праздник окончания 2 класса. Учитель Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Совершенствование методики обучения терминологической лексике Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... |