Уроки рассказывания





Скачать 71.39 Kb.
НазваниеУроки рассказывания
Дата публикации04.10.2014
Размер71.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. Овладение школьниками умением свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является главной целью всей системы обучения русскому языку в школе.

Известный лингвист и методист ХХ века В.И.Чернышев отмечал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально-активной личности. Но, к сожалению, работа по развитию связной речи является наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку. Именно поэтому, система занятий по развитию речи учащихся должна находиться в зоне самого пристального внимания и учителя-практика, и методической науки.

1 класс

Уроки рассказывания

Приступая к речевым занятиям, учитель должен познакомить первоклассников с композицией (структурой) рассказа, приемами построения простых предложений, правильным расположением слов в предложении. Эту работу удобно проводить на уроках рассказывания (1 раз в неделю), когда учитель учит детей составлять рассказ из трех частей, выделять главную мысль, вступление, заключение.

«Цели урока рассказывания многообразны. Одна из них – обучение детей умению выбирать из своих наблюдений те, которые могут стать основой для сообщения. Вслед за ней возникает другая – расположить этот найденный материал в форме наилучшего восприятия и найти для него оптимальную форму языкового выражения». Уроки рассказывания учат школьников умению общаться с аудиторией, откликаться на ее реакцию, соотносить свое слово с восприятием слушателей. В свою очередь на уроках рассказывания слушатели учатся воспринимать речь товарища, анализировать ее и оценивать. Поэтому в процессе анализа звучат тексты-рассуждения, то есть оценка услышанного высказывания, а также замечания. «Такая речевая ситуация формирует у детей быструю реакцию на услышанное, развивает их аналитическое мышление и речевые способности».

На уроках рассказывания идет работа над устной речью детей. Целесообразно начинать обучение детей речевому высказыванию с рассказов по их собственным, личным впечатлениям. Присутствие сильной мотивации приветствуется. Нет ничего лучше для ребенка, чем опора на собственный жизненный опыт! Что пережито, то очень значимо для него. Высказывание в данном случае является способом поделиться тем, что пережито. Находясь под пережитыми впечатлениями, ребенок с большим желанием расскажет сверстникам и учителю, что является для него важным, незабываемым.

Не следует забывать, что «ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектульных потребностей. Он может задать и ответить на простые вопросы, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать… так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает… Он понимает в окружающем больше, чем умеет передать словами». (см. Жинкин – 1966.-с.12)

Поэтому в постановке связной речи ребенка следует учитывать такие методические рекомендации:

1. Если в ходе составления высказывания дети затрудняются ответить на какой-либо вопрос учителя, учитель сам договаривает за детей.

2. Если ребенок начинает отвечать и делает паузу, учитель продолжает мысль ребенка медленно, дожидаясь, когда ребенок «подхватит» и закончит мысль самостоятельно.

Структура уроков рассказывания

1. Прослушивание домашних заготовок \не путать с домашним заданием\.

а) Выступление ученика.

После сообщения темы и цели урока, учитель вызывает ученика к доске. Желательно, чтобы его выступление записывалось на диктофон. Прерывать ученика (даже, если у него речевые ошибки) запрещается даже учителю.

б) Обсуждение и анализ рассказа.

Учащиеся обсуждают и анализируют выступление одноклассника.

Алгоритм структурного анализа текста.

1) Получился ли рассказ (текст) по заданному типу речи?

2) Все ли было понятно?

3) Нет ли лишнего материала, не относящегося к теме рассказа?

4) Не было ли длительных пауз?

5) Выразительно ли рассказывал?

6) Удачно ли выбирал слова для раскрытия идеи текста?

7) Удачно ли был начат и закончен рассказ?

8) Интересно ли было слушать?

В 1-ом классе анализ строится на вопросах учителя и ответах детей. Но по мере обучения, полностью анализировать выступление должен один ученик. В необходимых случаях класс обращается к диктофону, особенно при языковом анализе текста. На данном этапе урока следует спросить 2-3 учеников. Рассказ должен занимать 2-3 минуты.

2. Устное сочинение по заданной теме, по определенному типу речи.

3. Структурный и языковой анализ получившихся текстов.

4. Итог урока.

Письменные речевые упражнения по развитию связной речи в после букварный период предваряются устными пересказами. Работу над ними следует начинать в 3-ей четверти по текстам, предложенным в учебнике для первоклассников «Моя любимая Азбука» (авторы – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.). С какой целью это делается? Совершенно очевидно, что принцип обучения письменной речи таков: вначале научи устным высказываниям, затем приступай за письменные сочинения. Устные пересказы представляют собой основу для пересказов письменных. Именно во второй половине букварного периода имеет смысл познакомить детей с пересказами:

  • подробным,

  • кратким,

  • выборочным,

  • творческим.

Пересказы

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в данной работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития (М.Р. Львов).

Знакомство с пересказами целесообразно начинать в период обучения грамоте. Осваивая приемы речевого высказывания на уроках рассказывания, первоклассники приобретают опыт не только публичных выступлений, но и укрепляются в структурном изложении текста. Совершенствуясь в передаче собственно-придуманных рассказов, ребенок в состоянии перейти на запоминание авторских текстов. Поэтому наступает этап создания текстов с опорой на лексику оригинала. Пересказы на этом этапе становятся способом выражения собственно-авторской мысли. Такой вид речевого упражнения помогает младшему школьнику увеличить свой словарный запас.

Важно понять, что пересказы - это не простое воспроизведение прочитанного. Это обязательно элемент творчества. Для качественного развития речи важно, чтобы уже с 1-го класса дети, по словам В.А. Добромыслова «уяснили значимость, иногда незаменимость тех или иных выражений текста и сами пользовались ими вполне сознательно. Это потребует в ряде случаев внимательного языкового анализа».

Н.А. Пленкин подчеркивал: «Работа над обучением школьников языку не только обогащает и расширяет словарь учеников, но и на образцовом языковом примере, созданном мастером слова, учит их уместному использованию речевых средств, применительно к целям высказывания».

Обучение пересказам происходит с четкой целевой установкой на основе знания речеведческих понятий, по плану, с отбором уместных языковых средств, в строгих рамках урока;

Работа по созданию текста пересказа проходит в несколько этапов:

1 этап – выразительное чтение текста учителем;

2 этап – анализ содержания;

3 этап – подготовка к выразительному чтению;

4 этап – логическое деление текста на части или микрочасти.

Подробный пересказ

Работа над подробным пересказом изначально самый понятный вид пересказа. Он чаще других используется в школьном обучении не только потому, что он проще и легче, но и благодаря тому, что служит:

  • во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях;

  • во-вторых, средством усвоения логики образца текста и его языка.

Что такое подробный пересказ? Подробный – близкий к тексту, самый точный и детальный, приближенный к условиям естественной речи с учетом авторских и соавторских слов. Это речевое упражнение - средство закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и усвоения логики образца и его языка. Для детей – это самый посильный и доступный способ передачи содержания текста, так как конкретные сведения запоминаются 7-11 ему ребенку быстрее и легче в силу физиологической способности – мыслить конкретно.

Памятка работы над подробным пересказом.

1. Прочитай текст.

2. Определи тему, идею.

3. Раздели текст на части.

4. Составь план.

5. Проведи языковой анализ текст.

6. Запомни текст.

7. Перескажи.

8. Проанализируй свой пересказ \ по алгоритму\.

Начинать обучение пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет. Так, очень хорош текст из Азбуки «День рождения гномика» (с.110).

Краткий – сокращенный, сжатый, лаконичный, без подробностей пересказ. Для младших школьников – это нелегкий способ передачи содержания рассказа. «Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Пересказать кратко детям труднее, так как нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Речевая задача сложнее , чем в полном, подробном. Выбрав из текста основное, надо передать его связно, последовательно, не нарушив логики, без пропусков и продолжительных пауз.

Выборочный – эпизодический, избирательный, соответствующий узкой теме. Его любят дети. С удовольствием находят необходимые отрывки.

Обобщенный пересказ – пересказ творческого характера. С собственными комментариями относительно основного содержания. Все виды пересказа можно «превратить» в пересказ обобщенный. Трудность данного вида речевого упражнения состоит в том, что добавлений собственного порядка у детей начальной школы еще очень мало и стереотипны. Как научить детей самым полным и мудрым пересказам? Методическая наука ответа на это пока не дает. Но в нашей школе есть учитель, который работает над программой речевого развития младших школьников «От любознательности к мудрости…» и в рамках своей авторской программы создал собственную методику работы над пересказом Мудрых. Что это такое и как это делается, нам расскажет учитель высшей категории Ирина Анатольевна Сучкова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки Гражданственности, Уроки Мира, Уроки Государственности и иные тематические занятия
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для выполнения учебного плана в течение 8 недель после окончания учебных занятий проводятся занятия в нетрадиционной форме (экскурсии,...
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Овладение этим видом...
Уроки рассказывания iconУроки и переменки
Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге...
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки безопасности: уроки дорожной безопасности, уроки криминогенной безопасности, безопасности в чс природного, техногенного и социального...
Уроки рассказывания iconНазвание мероприятия
Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира)
Уроки рассказывания iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Информация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Уроки рассказывания iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Наименование образовательных электронных ресурсов, доступ к которым для обучающихся обеспечивается
Уроки рассказывания iconПримерное планирование уроков русского языка в 9 классе умк львовой
Понятие о сложносочинённом предложении (уроки 20 21) § 11. Виды сложносочинённых предложений (уроки 22 23)
Уроки рассказывания iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Наименование образовательных электронных ресурсов, доступ к которым для обучающихся обеспечивается
Уроки рассказывания icon14. Уроки химии 8-9 классы. Кирилл и Мефодий
Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. Электронные уроки и и тесты. Новый диск
Уроки рассказывания iconТематическое планирование Предмет: Русский язык Класс
Плановые контрольные уроки : 3ч., тесты- 4 ч., диктант, самостоятельная работа- 2ч., уроки развития речи- 10ч.,зачет-1
Уроки рассказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Уроки Православия». «Уроки покаяния с архимандритом Амвросием (Юрасовым)». Часть 1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск