Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт»





Скачать 135.81 Kb.
НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт»
Дата публикации18.07.2013
Размер135.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«основы фИЛОСОфии»

по специальности 080110.51

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Составитель: Карабедова И.С.


Ростов-на-Дону

2011

Карабедова И.С.

Основы философии: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.


  1. Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Основы философии» разработана для студентов специальностей экономического и юридического профилей по специальностям 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)»; 080110.51«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»; 030504.51 «Право и организация социального обеспечения» и относится к общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Государственного образовательного стандарта специальностей.

При очной форме обучения на изучение дисциплины «Основы философии» отводится учебным планом 58 часов, в том числе лекционные занятия - 38 часов, семинарские – 6 часов, самостоятельная работа студентов - 14 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет.

Целью изучения основ философии является формирование у специалистов современной общегуманитарной и философской культуры мышления.

Примерная программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям экономического и юридического профилей.

Обучение по программе курса организуется в форме лекционных, и семинарских занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

знать:

  • основные понятия, принципы и законы философии.

уметь:

  • осуществлять философский анализ окружающей действительности.


Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.
Дидактические единицы



предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем




2. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

Очная форма



п/п

Наименование тем

Аудиторные занятия

Самост. работа

Всего часов

Лекции

Семинары







1.

Предмет философии

4




1

5

2.

Основные вехи мировой философской мысли

4




6

10

3.

Природа человека и смысл его существования. Человек и бог


4


2



1


7

4.

Человек и космос

4




1

5

5.

Человек, общество, цивилизация, культура

6




1

7

6.

Свобода и ответственность личности

4

2

1

7

7.

Человеческое познание и деятельность

4




1

5

8

Наука и ее роль

4

2

1

7

9.

Человечество перед лицом глобальных проблем

4




1

5

Всего часов

38

6

14

58


3.Содержание программы.
Тема 1. Предмет философии.

Структура философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, антропология, философия науки. Объект, предмет и метод философии. Структура философского знания: онтология, гносеология.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Основные вехи мировой философской мысли. Мифология как предтече философии особенности мифологического мировоззрения. Возникновение философии. Основные этапы развития философии: философия Древнего мира, философия Средневековья, философия Нового Времени, философия конца 2-го тысячелетия.
Тема 3. Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог.

Человек как биосоциальное существо. Соотношение биологического и социального в человеке. Объективные и субъективные причины возникновения веры в сверхъестественные силы. Проблема цели и смысла жизни.
Тема 4. Человек и космос.

Человек как вершина биологической эволюции на Земле. Роль космических факторов в возникновении и развитии человека. Космизация современной цивилизации и ее перспективы.

Тема 5. Человек, общество, цивилизация, культура

Общество как система взаимодействующих индивидов. Экономические модели формирования и развития общества. Психологические модели становления общества и его эволюции. Социально-классовая модель общественного развития. Формационное и цивилизационное представления общества и общественного развития. Культура и ее важнейшие компоненты.

Тема 6. Свобода и ответственность личности.

Личность как продукт общества. Тип общества и тип личности. Демократическая и тоталитарная личность Зрелая и инфантильная личность. Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности. Условия свободной социальной деятельности личности. Необходимость ответственности личности перед обществом.

Тема 7. Человеческое познание и деятельность.

Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Формы чувственного и рационального познания Практическая деятельность как критерий истинности познания. Виды истины. Практическая деятельность как источник и цель познания.

Тема 8. Наука и ее роль.

Научное познание и его специфика. Научное знание как результат научного познания. Особенности научного знания. Формы и методы научного познания. Эмпирическое познание и его формы. Теоретическое познание и его формы Связь эмпирического и теоретического познания.

Тема 9. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Причины возникновения глобальных проблем современности. Возможные пути их решения. Объективные и субъективные препятствия. Основные глобальные проблемы (экологическая, продовольственная, угроза ядерного и обычного терроризма, новые болезни и пр.)

3.1. Перечень лабораторных работ

Учебным планом специальности лабораторные работы не предусмотрены.

3.2. Содержание практических (семинарских) занятий

План семинарского занятия по теме 3: «Природа человека и смысл его существования; человек и бог».

Вопросы семинара:
1. Соотношение биологического и социального в человеке.

2. Проблема цели и смысла жизни.
Литература:

  1. Ретабек Е.Я. «Основы философии», Ростов-на-Дону, юж. федер. универ. 2008.

  2. Несмеянов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах для студентов вузов», 2002.

  3. А.Г. Спиркин «Философия», Москва, 2006.



План семинарского занятия по теме 6: «Свобода и ответственность личности».

Вопросы семинара:
1. Демократическая и тоталитарная личность.

2. Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности.
Литература:

  1. В.А. Канке «Философия», Москва: 2002.

  2. А.Г. Спиркин «Философия», Москва: 2006.

  3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2009.



План семинарского занятия по теме 8: «Наука и ее роль».

Вопросы семинара:
1. Эмпирическое познание и его формы (наблюдение, эксперимент, натурное моделирование, измерение, сравнение и др.)

2. Теоретическое познание и его формы (математическое моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и др.)
Литература:

  1. Несмеянов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах для студентов вузов», 2002.

  2. А.Г. Спиркин «Философия», Москва: 2006.

  3. Зеленов Л.А., Владимиров А. «Основы философии», М.: 2006.



3.3. Содержание самостоятельной работы

На самостоятельную работу выносится:

По теме 1. Предмет философии.

Изучить вопросы:
1.1. Определение предмета философии. Что изучает философия?

1.2. Методы философии.

1.3. Образ философии в культуре.

По теме 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Изучить вопросы:
1.1 Мифология как предтеча философии особенности мифологического мировоззрения.

1.2 Возникновение философии.

По теме 3. Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог.

Изучить вопросы:
1.1. Проблема цели и смысла жизни?

1.2. Атеистический вариант решения этих проблем.

1.3. Религиозный вариант решения этих проблем.

По теме 4. Человек и космос.

Изучить вопросы:


    1. Роль космических факторов в возникновении и развитии человека.

    2. Биологические земные факторы формирования человека.

    3. Основные тенденции космизации современной цивилизации и ее перспективы.



По теме 5. Человек, общество, цивилизация, культура.

Изучить вопросы:


    1. Социально-классовая модель общественного развития.

    2. Формационное представление общества и общественного развития.

    3. Цивилизационное представление общества и общественного развития.

1.4 Культура и ее важнейшие компоненты.

По теме 6. Свобода и ответственность личности. Изучить вопросы:

Изучить вопросы:


    1. Чем зрелая личность отличается от социально незрелой?

    2. Условия свободной социальной деятельности личности.

    3. Почему тип личности определяется типом общества?

    4. Чем демократическая личность отличается от тоталитарной?



По теме 7. Человеческое познание и деятельность.

Изучить вопросы:
1.1. Отличительные черты чувственного и рационального познания.

1.2. В чем состоит взаимосвязь чувственного и рационального познания.

1.3. Виды истины.
По теме 8. Наука и ее роль.

Изучить вопросы:


    1. Методы научного познания.

    2. В чем различие эмпирического познания и его форм (наблюдение, эксперимент, натурное моделирование, измерение, сравнение и др.) от обыденного?

    3. Связь эмпирического и теоретического познания.

По теме 9. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Изучить вопросы:
1.1. Причины возникновения глобальных проблем современности.

1.2. Суть основных глобальных проблем (экологическая, продовольственная, угроза ядерного и обычного терроризма, новые болезни).

4. Вопросы к зачету.
1.Объект, предмет и метод философии.

2.Структура философского знания.

3.Основные философские школы и направления, критерии их классификации.

4.Основные вехи мировой философской мысли.

5. Особенности мифологического мировоззрения.

6.Возникновение философии.

7.Основные этапы развития философии: философия Древнего мира, философия

Средневековья, философия Нового Времени.

8.Соотношение биологического и социального в человеке.

9.Объективные и субъективные причины возникновения веры в сверхъестественные силы.

10.Проблема цели и смысла жизни

11.Человек как вершина биологической эволюции на Земле.

12.Космизация современной цивилизации и ее перспективы.

13. Общество как система взаимодействующих индивидов.

14. Экономические модели формирования и развития общества.

15. Психологические модели становления общества и его эволюции.

16. Социально-классовая модель общественного развития.

17.Основные стадии развития цивилизации.

18.Культура и ее важнейшие компоненты.

19.Личность. Тип общества и тип личности.

20.Демократическая и тоталитарная личность

21.Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности.

22.Условия свободной социальной деятельности личности.

23.Человеческое познание.

24.Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь.

25.Практическая деятельность как критерий истинности познания. Виды истины.

26.Научное познание и его специфика.

27.Особенности научного знания.

28.Причины возникновения глобальных проблем современности.

29. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

5. Тематика рефератов, курсовых (дипломных) работ.

Рефераты, курсовые, дипломные работы не предусмотрены учебным планом специальности.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


№ п/п

Перечень литературы




Основная

1.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2006.

2.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2009.

3.

Зеленов Л.А., Владимиров А. Основы философии, М.: 2006.

4.

Философия науки и техники: Учеб. пособие / Степин В.С., Горорхов В.Г., Розов М.А. - М.: Контакт-Альфа, 2005.










Дополнительная

1.

Сальников В.П., Хона Г.Н. Философия, СПб, 2009.

2.

Лекторский В.А. Теория познания //"Вопросы философии". - 2008. - № 8.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специальность 140203. 65 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Пояснительная записка
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ( наименование дисциплины)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский социально-экономический институт»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Создание благоприятной атмосферы в классе и формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconПрограммы вступительных испытаний в негосударственное образовательное...
Вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconОтчет о результатах самообследования филиала федерального государственного...
«ростовский государственный экономический университет (ринх)» в г. Миллерово ростовской области
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconФедеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего...
«ростовский юридический институт министерства внутренних дел российской федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск