«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени





Скачать 193.21 Kb.
Название«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени
Дата публикации06.11.2014
Размер193.21 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат


«Спор рационализма и эмпиризма»

в философии Нового времени

реферат

выполнила

Тищенко Тамара Михайловна,

учитель истории,
Содержание

Введение

I. Рационализм Рене Декарта (1598-1650 гг.):


1.1. Жизненный путь французского философа

Рене Декарта

1.2. Философские взгляды Р. Декарта.

II. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.):

2.1. Жизненный путь английского философа

Фрэнсиса Бэкона

2.2. Философские взгляды Ф. Бэкона

III. «Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового

времени: проблема метода научного познания в философии

Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Заключение

Библиографический список


Введение
В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука. Для формирования науки Нового времени, в част­ности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство [6, с. 31].

Если ориентация на чувственность и практичность позна­ния проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания и проблема метода научного познания [3, с.146].

Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математи­ческое мышление. Как эмпирическое, так и рациональ­ное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на склады­вающиеся основные направления философского мыш­ления Нового времени (Бэкон, Декарт).

Данная работа посвящена изучению философских взглядов французского мыслителя рационалиста Декарта и английского философа эмпирика Бэкона.

Прежде чем приступить к изучению их взглядов, мы познакомились с их жизнеописанием. Далее нами были изучены последовательно взгляды Бэкона и Декарта и лишь в последнюю очередь мы провели сравнительный анализ их воззрений на методы научного познания природы.

Для работы над темой мы познакомились с произведениями следующих авторов по проблемам филисофии Нового времени: П.В. Алексеева [1], Н.В. Мироношиловой [2], И.И. Богуты [3], Ю.Б. Селецкого [4], Л.А. Никитич [5], Е.М. Евдокимова [6] , И.Т. Фролова [ 7 ].

Из представленных книг более всего заинтересовала работа Л.А. Никитич. Витиевата и менее доступна оказалась книга И.И. Богуты, видимо, в связи с переводом с чешского языка.

I. Рационализм Рене Декарта (1596-1650)
1.1. Жизненный путь французского философа Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) — один из вы­дающихся философов но­вого времени. Философию в средние века называли служанкой богословия. Благода­ря трудам Декарта она преврати­лась в самостоятельную науку.

Декарт родился во Франции в знатной дворянской семье, В восемь лет Рене отдали в школу к иезуитам. Особых успехов в учебе Де­карт не достиг. После школы Декарт, как и по­лагалось сыну знатного дворяни­на, отправился в Париж, чтобы поступить на военную службу. Сначала он с головой окунулся в столичную жизнь. Но однажды он неожиданно исчез [3, с. 365.].

Декарт снял в парижском пред­местье домик и на два года погру­зился в изучение математики. А потом оп­ределился в действующую ар­мию и несколько лет провел в военных походах. Даже в походах все свободное время он отдавал математике. Занятия математикой приве­ли Декарта к открытию науки аналитической геомет­рии. Декарт никогда не был женат.

Декарт решил со­здать философию, опирающую­ся на достоверные знания,— в первую очередь на математику. Для этого Декарт уехал в Нидер­ланды. За долгие годы уединения Де­карт сделал много научных от­крытий в математике, физике, биологии и педагогике. Самым главным его трудом стал фило­софский трактат «Рассуждение о методе» [5, с.166.].

Декарт создал философию, основанную на способности челове­ка мыслить и понимать окружа­ющий мир. «Я мыслю — следо­вательно, существую»,— гордо провозгласил он в книге «Нача­ла философии». И эта крылатая фраза сделала его знаменитым больше, чем научные открытия. Декарт уподобил Вселенную, движение планет и Солнца точ­ному часовому механизму, кото­рый однажды был запущен Бо­гом и в дальнейшем уже не нуж­дается ни в чьей помощи. Де­карт признавал Бога и природу равнозначными началами мира. Ме­ханизмом, но биологическим, представлял он и человека. Такая философия получила на­звание дуализм, от латинского слова «дуалис» - двойной. Создателем дуализма счи­тают Декарта [4, с. 47.].

Когда трактаты Декарта были опубликованы, к нему пришла слава. Первый министр Фран­ции кардинал Мазарини назна­чил Декарту пожизненную пен­сию. Шведская королевы Христи­на открыть в Швеции академию наук. Написать устав Академии она и пригласила Де­карта. Поездка в Швецию окончи­лась трагически. Философ не выдержал суровой северной зимы, заболел и умер от воспале­ния легких (1650 г.).

1. 2. Философские взгляды Р. Декарта.
Философские работы Декарта «Рассуждения о методе», «Начала философии» посвящены методологическим проблемам.

Декарт придерживался дуалистических взглядов:

  • Он пытался создать философскую систему на основании признания двух самостоятельных начал: духа и материи.

  • Мир - творение Бога, состоит из субстанций: духовной и материальной.

  • Человек – механическое соединение духовной (души) и материальной (тела) субстанций

  • Движения человеческого организма зависят от тела, мысли связаны лишь с душой. Обе субстанции не являются совершенными.

  • Над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог, который является совершенной субстанцией [3, с.370.].

Декарт сводил все качественные разнообразия природных явлений к следующему:

  • отождествлял материю с пространством: материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима.

  • к движению материи: движение возникает в результате толчка, первый толчок дает Бог.

С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достиже­ния истинного познания. Основным видом познания, по Декарту, является рациональное позна­ние, источником знания является разум.

Ис­ходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я, то есть сознание. Декарт не отвергает чувственное познание, но считает, что его следует подвергать подробной критике. Также необходимо подвергать критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам.

Главный принцип Декарта – можно сомневаться во всем. Что такое сомнение? Деятельность мысли. Когда я начинаю во всем сомневаться, я не могу при этом сомневаться в том, что я сомневаюсь, т.е. Декарт получил по меньшей мере одну достоверную истину: мое сомнение реально существует. Если достоверно сомнение, то также достоверно мое мышление, так как сомнение есть мыслительная деятельность. «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) [5, с. 167.].

Достоверное знание существует, так как существует сам мыслящий человек. Сомнение – признак некоторого несовершенства, поскольку я сомневаюсь, я не могу считать себя совершенным. Но понятие несовершенства производно от понятия совершенства. Когда я говорю о своем несовершенстве, я признаю, что существует совершенство более высшее, чем мое. Совершенным может быть только Бог. Декарт доказал таким образом существование Бога, а факт существования физического мира истиной

Принцип сомнения, однако, был для него лишь определен­ной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой сте­пенью правдоподобности. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом [4, с.47].

В «Рассуждении о методе» (1637 г.) Декарт сформулировал правила дедуктивного метода познания:

  1. не принимать никогда любую вещь за истин­ную, если ты ее не познал как истинную с очевидно­стью;

  2. избегать всякой поспешности и заинтересован­ности;

  3. не включать в свои суждения ничего, кроме того, что пред-

стало как ясное и не было бы необходимости сомне­ваться в

этом;

  1. разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на

столько частей, сколько необходимо;

  1. свои идеи располагать в надлежащей последо­вательности, начиная с предметов простых и легче познаваемых, продвигаться медленно к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, кото­рые естественно не следуют друг за другом;

  2. совершать везде полные расчеты и полные обзоры, чтобы

быть уверенным в том, что ты ничего не обошел [3. с. 373].

Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к реальности всего физического ми­ра. Чувства и опыт - лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных путем разума и дедукции.

Так же, как и Бекон, Декарт пытался убрать препятствия на пути объективно-достоверного познания. У него была своя классификация идолов- источников заблуждения:

  • Первая и основная причина заблуждений - предубеждения нашего детства,

  • Вторая - неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений.

  • Третья причина – трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения.

  • Четвертая причина – дезорентирующая сила слов, часто не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия [5, с. 165.].

Таким образом, Декарт пытался объяснить возможность заблуждений учением о срединном положении человека между миром бытия и миром небытия.
II. Эмпиризм Ф. Бэкона

2.1. Жизненный путь английского философа Ф. Бэкона
Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Учился он в Кембриджском университете. Процесс обучения, сводившийся к чтению и анализу «авторитетов» прошлого, не удовлетворял Бэкона. Это обучение не давала ничего нового в познании природы. Вскоре после окончания университета Бэкон выез­жает во Францию. Годы, про­веденные во Франции, были для Бэкона серьезной школой политического мышления.

После возвращения в Англию он начинает изучать право, занимается юридической практикой и участвует в по­литической жизни. Сравнительно в ко­роткое время он становится лордом-хранителем боль­шой печати, а потом и лордом-канцлером [3, с.349.].

Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова – I (Шотланского). Сравнительно в короткое время он становится лордом- хранителем большой печати, а потом и лордом- канцлером. Однако в 1621 г. был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден.

Ког­да же приговор был отменен, а процесс аннулирован, Бэкон отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти (1626 г.) посвящает себя научной работе.

Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был занят практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет в определен­ном смысле слова тезисный характер. Ко многим рабо­там, написанным до 1621 г., Бэкон возвращается в последующие годы, дополняет и поправляет их.

Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и науч­ного познания. Это прежде всего трактаты, так или иначе касающиеся его проекта «Великого Восстанов­ления Наук» (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен). Его проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая его часть, посвященная ново­му индуктивному методу, которая была написана и опубликована под названием «Новый Органон» также в 1620 г [2].

Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо проекта «Великого Вос­становления». Наиболее значительные среди них — «Моральные, экономические и политические эссе», написанные в 1579 г., затем «Новая Атлантида», «Ис­тория Генриха VII» и исследование (также незакон­ченное) «О принципах и началах».

2.2. Философские взгляды Ф. Бэкона

Английский философ Ф. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма - учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания. Источником знания в ней является чувственный опыт. Содержание знания может быть представлено в виде описания этого опыта [5, с.163].

Основной принцип философской ориентации Бэкона таков - «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства». Эмпирия - опыт, опирающийся на экс­перимент, является исходным пунктом нового научного метода. Сам метод опирается на чувства. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.

Познание мира начинается с чувственного восприятия, которое нуждается в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.

Орудием познания является логика, которую Бэкон назвал органоном. Основным рабочим методом своей логики (органона) автор считал индукцию, которую понимал как форму доказательства.

Первое условие прогресса знания - усовершенствование методов обобщения, образов, поня­тий.

Процесс обобщения есть индукция. Индукция исходит из ощущений, отдельных фактов. Суть индукции:

1) наблюдение фактов;

2) их систематизация и классификация;

3) отсечение ненужных фактов;

4) разложение явления на составные части;

5) проверка фактов на опыте;

6) обобщение [3, с. 357].

Новый метод получил название индуктивного метода, в котором движения мысли идет от частного к общему в опоре на показания органов чувств.

Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования. Поэтому точнее будет определить философию Бэкона как эмпирическую.

Первым условием реформирования науки Бэкон считал необходимость усовершенствования методов обобщения – надо перейти от дедуктивного метода обобщения от общего к частному к индукции - от частного к общему.

Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон считал, что основными причинами, препятствующими достижению нового знания являются «старая логика», предрассудки, врожденные представления, которые Бекон назвал идолами.

В «Новом органоне» Бэкон вводит четыре основных типа идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра [5, с. 164].

Идолы рода происходят от естественных не­достатков человеческого разума. Идолы рода - препятствия, обусловленные природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Идолы пе­щеры также вызваны врожденными недостатками че­ловеческого разума, но только индивидуального характера. Идолы пещеры - ошибки, возникшие в следствии субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Идолы рынка уходят своими корня­ми в социальную жизнь Идолы рынка – препятствия, возникающие в следствии общения между людьми посредством слов. Но во многих словах значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе случайных впечатления от этого предмета.

Идолы театра своими корнями уходят в существующие в настоящее время науку и философию. Идолы театра – препятствия, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями, они возникают в следствии подчинения ума ошибочным мнениям. [3, c. 360].

После рассмотрения идолов, как основных препят­ствий достижения подлинного знания, Бэкон при­ступает к позитивному изложению своего метода. Этому посвящена вторая книга афоризмов «Нового Органона». Ее он начинает с критики «старой науки», которая дала ранее такое понимание истины: чтобы познать истину, надо понять причины, которые кроются в 4 понятиях – это материя, форма, движущая сила и цель. Бекон говорит, что знание причин не приносит никакого вклада науке, только вредит ей.

Исход­ный пункт исследования для Бэкона заключен в «до­статочном и правильном описании природы и экспери­ментов». Однако это описание является, согласно его взглядам, «разнообразным и таким пестрым, что приводит в смятение и рассредоточивает разум, если оно не упорядочено соответствующим образом и правильно не подготовлено.

Поэтому следует составить таблицы описания единичных случаев, причем таким образом и при соблюдении такой инструкции, чтобы разум мог с ними работать» [3, c.361]. В результате мы подходим к таблицам Бэкона, которые наиболее характерны для второй книги «Нового Органона». Он приводит три основных вида таблиц:

Первая из них — таблица позитивных инстанций, которую Бэкон назвал таблицей сущности и присутствия (наличия). В ней «следует представить разуму обзор всех известных случаев, которые в этом естественном свойстве соглас­ны, хотя их субстанции не являются подобными. Такой обзор должен быть произведен исторически без излишних спекуляций или подробностей». Табли­ца дает относительно полное обозрение основных про­явлений исследуемых свойств [3, с.361].

Вторая таблица негативных инстанций, которую Бэкон определяет как таблицу отклонений и отсутствия наличия. В определенном смысле она противопо­ложна первой. Она содержит «обзор случаев, в которых данное естественное свойство не присутству­ет потому, что форма не может быть там, где нет естественного свойства».

Таблица сконструирова­на так, что каждому определенному положительному случаю соответствует хотя бы один случай отрицательный. Сравнивая эти две таблицы на эмпи­рическом уровне, можно определить преимущественно внешние взаимосвязи.

Третья из основных таблиц — таблица степеней, или сравнений. Ее задача — «дать разуму обзор слу­чаев, в которых естественное свойство, подвергаемое исследованию, содержится в большей или меньшей степени в зависимости от того, убывает или прибав­ляется оно, и провести это сравнение на различных предметах».

Методическая ценность этой таблицы в наибольшей степени зависит от уровня чувственного познания и экспериментальных методов, поэтому здесь содержится наибольшее число неточностей.

Таблица прерогативных инстанций. Сравне­ние данных в этих трех таблицах, согласно Бэкону, может привести к определенным знаниям, в частности описательные случаи могут подтверждать или опровергать гипотезы, касающиеся исследуемого свойства. Эти случаи включены в таблицу прерогативных инстанций, которые выступают основой для собственно индукции [4, с. 46].

Социальные и политические воззре­ния Бэкона содержатся в незакон­ченной (как, впрочем, и большинство работ Бэкона) утопии «Новая Атлантида». Его идеальное английское общество, в котором живут богатые и бедные люди, исповедующие христианство, находится на острове Бенсалеме. Исключительное положение в обществе «Новой Атлантиды» занимает сообщество ученых («дом Соломона»), которое имеет решающее слово в делах руководства и организации населения. Советы и ука­зания, которые «Дом Соломона» выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными и принимаются серьезно и с уважением.

Жителями острова осуждается легкомысленная жизнь, строго преследу­ются воровство и любые проступки, ведущие к наруше­нию закона, не существует подкупа чиновников и т. д. [3, c.364].

Заслуга Бэкона состоит:

  • в его критике «ста­рых» методов на­учного познания,

  • в том, что его «Новый Орга­нон» представляет первую попытку в философии Но­вого времени реализовать общий методический подход к получению научных знаний, которые имели практиче­ское применение:

  • в под­черкивании значения эмпирии, чувственного познания и эксперимента, которые полностью игнорировались в большинстве случаев схоластической философией предшествующей эпохи.

  • хотя эмпиризм был исторически и гносеологи­чески ограничен, а с точки зрения последующего раз­вития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положи­тельную роль.

Недостатки методологических подходов Бэкона были обусловлены его общей философской ориентаци­ей:

  • Так, развитие естественных наук уже в том столетии показало, что путь к действитель­ному познанию, т. е. к раскрытию причинно-следствен­ных отношений и взаимосвязей, идет не через эмпи­рическую абстракцию и сравнение.

  • Конструкция его «таблиц» предполагает понима­ние мира как материального, но по своему существу состоящего из конечного числа основных частей, ка­чественно и количественно ограниченных.

  • Хотя в понимании отношения материи и движе­ния Бэкон подходит к разгадке их действительной внутренней связи, материализм его представляет лишь определенную ступень, предшествующую формирова­нию механическо-материалистической философии и естествознания Нового времени [3, с. 363].


Таким образом, Бэкон весьма радикально выступает против старой науки, старой логики и схоластической философии.
3. «Спор» рационализма и эмпиризма в философии Нового времени: проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Бурное развитие мануфактурного производства в 17 веке породило необходимость широкого активного вовлечения природных ресурсов в процесс материального производства. Для этого требовалось научное и философское изучение природы, поэтому наиболее остро встал вопрос о методе научного познания природы. Варианты ответа на этот вопрос представлены в философских системах Ф.Бекона и Р. Декарта.

Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли – от частного к общему. Это истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств.

Другим путем в разработке проблем методологии научного познания пошел французский философ, математик и физик Рене Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей [6, с. 31].

Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному.

Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям:

1. В познании должна лежать интеллектуальная интуиция. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире, является положение: "Я мыслю, следовательно, существую" [4, с. 47].

2. Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.
Декарт так сформулировал правила дедуктивного метода:

  • во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

  • исследование должно быть направлено на постижение

особенностей этого неизвестного;

  • в вопросе должно содержаться нечто известное

исследование должно касаться всех сторон вопроса [5. с.32].
Сравнив подходы к изучению природы двух философов, можно сделать следующие выводы:


  • Если Ф.Бэкон знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, то Р. Декарт представляет собой мыслителя уже этого Нового времени.

  • Если философия Бэкона является предвестником нового, то в философии Декарта уже закладываются основания новой теории естествознания, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания.

  • Если Бэкон глубину постижения природы соотносил прежде всего с умением ставить все более тщательные опыты, то Декарт центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину.

  • Индуктивная методология Бэкона знала только одно направление от единичного и частного ко все более общему. Декарт же отправлялся от самых общих положений метафизики и от них переходил к более частным положениям физики. Достигая затем максимально конкретных наук.

  • Как у Декарта, так и у Бэкона была своя классификация идолов –основных источников заблуждений.

  • Декарт пытался объяснить возможность заблуждений учением о срединном положении человека между миром бытия и миром небытия.


Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели много общего:


  • Разработка проблем методологии научного исследования носила антисхоластический характер (стремление к достижению знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин.

  • Оба вели критику схоластической силлогистики, как способа рассуждения и средства сообщения уже открытых истин. Оба стремились доказать, что силлогизм не является главным орудием познавательных усилий человека, как считала схоластика)


Заключение

В Новое время перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов.

Философы пытаются найти ответ на вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в нём, может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание?

Философы Англии и Франции пошли разными путями в решении проблем познания природы и мира. Возникли два направления в теории познания человека и мира - рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, все знания обосновываются в опыте и посредством опыта [7].

Английский философ, основатель материализма Фрэнсис Бэкон был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Он считал, что познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, следовательно, судить о явлениях природы следует лишь на основе опыта.

Бэкон поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального. Однако он недооценивал роль теоретического мышления, полагался на индуктивный метод (движение мысли от частного к общему).

Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал новые принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки [4, с. 45.]

Рационализм – направление в теории познания, согласно которому безусловная всеобщность и необходимость, являющиеся признаками достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения или в виде задатков [7].

Французский философ, математик, физик, физиолог, рационалист Рене Декарт – представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы считал, что основой познания и поведения людей является разум. В процессе познания главенствующую роль играет дедукция, в которой порядок движения мысли – от общего к частному.

Основная противоположность взглядов между рационализмом и эмпиризмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знаний: рационалист Декарт был согласен с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях.

Главный пункт разногласия рационалистов и эмпириков состоит в том, что:

1. эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк):

  • выводят всеобщий и необходимый характер знаний из опыта.

  • преувеличивают роль чувственного опыта

  • недооценивают роль научных теорий в познании,

  • отрицают активную роль и относительную самостоятельность мышления.

2. рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц):

  • на первый план в получении знаний выводят психические функции, врожденные задатки

  • мотивы и принципы сводят к нравственной деятельности

  • верят в силу разума

  • отрицают опыт происхождения всеобщности и достоверности знания [4, с.46.].

Новое время считается мощным цивилизационным скачком истории. Развитие техники, естествознания, науки в целом обусловило изменение форм бытия человека и способствовало формированию новой системы ценностей, появлению новых тенденций развития. Это прежде всего – ослабление роли религии в общественной жизни и усиление роли науки, ориентация на науку как высшую ценность.

Эти процессы предопределили изменение философского знания: развитие науки и опытного знания способствовали замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру.

Философия перестала быть «служанкой богословия», и главная заслуга в этом принадлежит англичанину Ф.Бэкону и французу Р.Декарту [5, с.162.].
Библиографический список

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин, - М., 1996
2. История философии: Запад – Россия – Восток. / Под

ред. Н.В. Моторошиловой, -М., 1997
3. История философии в кратком изложении // Пер. и ред. И.И.

Богута, - М.: Мысль, 1991


  1. История философии: Методическое пособие для аспирантов. /Под ред. Ю.Б. Селецкого, –М.: НОУ «Современный государственный институт», 2001




  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Никитич, -М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2000


  1. Философия: Что такое философия? История философии.

// Под ред. Е.М. Евдокимова. –М.: НОУ Современный гумма

нитарный институт, 2000


  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.:

Политиздат, 1986



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconРеферат «Становление научного рационализма нового времени»
Становление и источники рационализма философии Нового времени
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconЛитература: [1-4, 9, 13]
Ф. Бэкон и Р. Декарт основоположники философии Нового Времени. Проблема метода. Становление рационализма
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconПлан Немецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма
Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии....
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconРеферат По философии На тему «Истина, как прекрасное и формирование...
На тему «Истина, как прекрасное и формирование рациональной этики в философии нового времени»
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconТемы рефератов по философии
Схоластика в западноевропейской философии. Спор реализма и номинализма в схоластике
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconКалендарно-тематическое планирование уроков по «Истории Нового времени» в 7 классе
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconКурсовая работа Философско-математические учения нового времени
Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпиризм, рационализм, иррационализм 22
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconОписание курса Цель курса
Оказание помощи обучаемым в выявлении всеобщего и специфического в политической философии Китая Нового времени
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconТема урока, план уро­ка, возможная личностно значимая про­блема
Учащиеся усваивают хронологические рамки Но­вого времени; понимают принципиальное отли­чие Нового времени от Средневековья; узнают...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconСеминар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия
Подготовить доклады или презентации по философским взглядам последователей Ф. Бэкона и последователей Р. Декарта
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconРабочая программа по истории 8 класс
Программа предназначена для изучения курса истории нового времени на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconНавыками сравнительной оценки преимуществ и недостатков различных...
Дисциплина реализуется Кафедрой истории России Средневековья и раннего Нового времени, Кафедрой истории России Нового времени, Кафедрой...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для изучения курса истории нового времени на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2...
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 8 класс
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск