Интернет как проблема социальной онтологии





Скачать 306.99 Kb.
НазваниеИнтернет как проблема социальной онтологии
страница1/3
Дата публикации22.11.2014
Размер306.99 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи



Масленников Роман Михайлович


ИНТЕРНЕТ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук


Тверь 2010




Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры

Тверского государственного университета



Научный руководитель

Доктор философских наук, профессор

Войцехович Вячеслав Эмерикович


Официальные оппоненты

Доктор философских наук, профессор

Гухман Владимир Борисович;

Доктор философских наук, профессор

Иванов Николай Иванович



Ведущая организация

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации

Защита состоится «12» февраля 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Скорбященская, д. 44а. Реферат диссертации представлен на сайте http://www.university.tversu.ru/aspirants/abstracts

Автореферат разослан «12» января 2010 г.




Ученый секретарь диссертационного совета С. П. Бельчевичен

Кандидат философских наук, доцент




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Сегодня Интернет1 – это не просто новая технология, позволяющая общаться вне обычных пространственных границ и временных ограничений. Это еще и новое информационное пространство, а для многих и вовсе – подлинная среда обитания. Можно утверждать, таким образом, что Интернет является не только техническим, но и социально новым явлением, то есть – средоточием новых форм бытия.

За более чем тридцатилетний срок существования Интернета как феномена не предпринималось попыток его целостного философского осмысления. Построение философских основ Интернета (Интернет-философии) в рамках данной работы будет первой попыткой построения системной концепции, философской «картины» такого социально-культурного феномена как Всемирная глобальная сеть Интернет. Если строить Интернет-философию по подобию классических философских учений, то такая концепция должна содержать систему как новых, так и известных, но переосмысленных онтологических, гносеологических, аксиологических категорий, понятий социальной философии, определить которые необходимо в этой работе.

Сущность Интернета, Интернет-реальность, Интернет-бытие, Интернет-объект, Интернет-субъект и другие новые понятия можно рассмотреть как категории особой области социальной философии – так называемой Интернет-философии. Под Интернет-философией мы будем понимать совокупность философских идей, понятий, представлений, интерпретаций, смыслов, порождённых в культуре Всемирной сетью как социальным феноменом.

Что может дать человеку философское осмысление Всемирной сети? Прежде всего, это позволит сформировать целостное и фундаментальное знание о ней и найти общие закономерности Интернет-бытия; развития, как самого объекта исследования, так и включенного в Интернет-бытие человека (субъекта).

Итак, речь идет о том, что есть взгляд на Интернет как на культурное явление, есть научные модели Интернета (математические, физические, технические и др.), а есть Интернет как понятие социальной философии. И всё это разные представления о Всемирной сети, разные смыслы этого понятия.

Осмысление Интернета в философских категориях позволит систематизировать знания о нем, построить и рассмотреть его модель в статике и динамике. Известно, что полноценное описание любого объекта, в том числе Интернета в рамках его собственного языка невозможно. Он более прост, чем разговорный язык. Поэтому фундаментальный, философский смысл данного социального феномена можно раскрыть лишь на языке мировоззренческого уровня.

Таким образом, по многим причинам Интернет заслуживает пристального научного и философского внимания к себе.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования Интернета проводились в различных направлениях частнонаучных точек зрения: технической, информационной, математической, физической, энергетической, социальной, психологической, экономической, военной, политической и т.п. Они стали подготовительной основой для общенаучных исследований. Раньше всего обобщающие работы появились в США – это публикации Постера М., Роуза М., Хейлс К., Китлера Ф., Самуэльсон П., Барлоу Д. П. Затем на Западе были опубликованы работы таких авторов как Вудбури М., Кастельс М., Маклюэн М., Мюнх Р., Слоуман А., Спирс Р. и Ли М., Тоффлер Э., Фуко М., Шенк М. и других.

Параллельно с ними появились исследования таких российских авторов как Абдеев Р.Ф., Басин М.А., Дацюк И.С., Капица С.П., Леонов А. М., Михайлов В.А., Михайловский В.Н., Никитаев В.В., Носов Н.А., Пронин М.А., Ракитов А.И., Рейзема Я.В., Соколов А.В., Таратута Е.Е., Трофимова Г. Н., Урсул А.Д., Федотова В.Г., Феоктистов Г.Г., Хайм М., Шилович И., Цвылев Р.И.

Наконец, в последние годы возник философский уровень исследований, проводящийся на уровне философии науки, философии техники, философской антропологии, социальной философии. В этих исследованиях Интернет рассматривают как часть современной научной картины мира, как важный элемент «общества, основанного на знании». Учёные изучают Сеть в контексте синергетики, виртуалистики, теории сложности, антропного принципа и в целом постнеклассической науки, развившейся в последние 40 лет. Исследователями Интернета являются такие учёные и философы как академик РАН Степин В.С., Чернавский Д.С., Алексеева И.Ю., Аршинов В.И, Астафьева О.Н., Войцехович В.Э., Грязнова Е.В., Гухман В.Б., Катречко С.Л., Кутырёв В.А., Нехамкин А.А., Никитаев В.В., Лепский В.Е., Малышко А.А., Павлова Е.Д., Розин В.М. Эти авторы ставят целое собрание вопросов о связи Интернета и сознания: об изменении природы человека, о возможности «вечности» для виртуального человека, о возможных и параллельных мирах, о «расслоении» сознания, о сетевом сознании как «пост-сознании» и т.п. Сформулированы первые онтологические и гносеологические вопросы о Сети: о специфике движения, пространства и времени в среде WWW, о теле и душе виртуального человека, об истине и лжи, о субъектах и псевдо-субъектах и т.п. Возникла даже линия поисков исторических предшественников Интернета в Древнем мире – в Египте и Греции.

Все эти исследования – от общенаучных до философских – затрагивают многие вопросы, касающиеся оснований и даже «метафизики» Интернета, однако среди них отсутствуют работы, которые могли бы дать целостное представление о Сети как проблеме социальной онтологии.

Объектом исследования является глобальная информационная сеть Интернет как социально-культурный феномен.

Предмет исследования – Интернет как проблема социальной онтологии.

Цель исследования – постановка проблемы Интернет-бытия как важного понятия современной социальной онтологии, предложение путей решения проблемы и дальнейшего её осмысления.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие основные задачи:

  1. Определение Интернета как предмета социально-философской рефлексии.

  2. Выявление идеи универсальной коммуникативной системы и виртуального бытия в истории мировой философской и научной мысли.

  3. Проведение синергетического анализа Интернета как феномена социального бытия.

  4. Раскрытие смысла Интернет-бытия (что значит «быть» в Сети).

  5. Анализ специфики пространства и времени в Интернет-бытии.

  6. Исследование особенностей движения и развития в Интернете.

  7. Определение специфики основных философских категорий в Интернет-бытии.

  8. Установление тенденций дальнейшего развития общества в связи с растущим влиянием Интернета как феномена социального бытия.


Гипотеза исследования заключается в том, что Интернет является важнейшим феноменом, который активно влияет на мировоззренческие и социально-философские концепции, господствующие в современном обществе, способствует развитию новых видов коммуникации, мышления, свободы и творчества, ведёт к образованию цивилизации нового типа, основанной на коммуникативно-синергетической парадигме.

Интернет является важнейшим социально-антропологическим феноменом современности, который задает вектор и стиль мышления человеку, его действиям, многим сферам деятельности, обществу и человечеству в целом.

Особенно сильно Интернет влияет на мышление, на действия человека и, наконец, на многие продукты его деятельности. Это видно в сфере массовых коммуникаций: «Интернет-телевидение», «блогосфера», «интерактивное СМИ». Научным сообществом признано, что масс-медиа, во-первых, стали, по сути, средствами персональной коммуникации - «от человека (технологизированного) к человеку (технологизированному же)», а во-вторых, СМИ создали обратную связь со своим абонентом (возникло интерактивное общение - с телезрителем, радиослушателем и т.п.).

В работе предлагаются начала философского учения об Интернете как социально-культурном явлении, в том числе учения о философских основаниях теории Интернета. Мы постараемся приблизиться к тому, чтобы наметить фундамент Интернет-философии. Если такое учение в дальнейшем будет разработано и признано, то из него можно будет выводить различные частные научные теории, касающиеся Интернета (в социальных, психологических, а также новых технических и прочих аспектах).

Методологическую и теоретическую основы диссертации составляют:

научные работы в области истории философии и онтологии таких авторов как В. В. Миронов, А.В. Иванов, А. Н. Чанышев, П. А. Сорокин, А. Л. Доброхотов;

научные работы в области информационной теории, информатизации и виртуалистики в которых представлены основные положения глобально-информационного, виртуального подхода к человеческому обществу, в которых были рассмотрены идеи психологических виртуальных реальностей, теории виртуальной реальности, Интернета как виртуальной реальности. Этим вопросам посвящены работы Е. В. Грязновой, Н. А. Носова, С. А. Дацюка; С. А. Борчикова; В. М. Розина; Е. Д. Павловой, А. Д. Урсула, а также зарубежных авторов - М. Постера, М. Кастельса, Т. Лири и др.;

междисциплинарные научные работы по теории синергетики, сформулировавшие ее основные принципы (такие как самоорганизация, неравновесность, нелинейность, эволюционность) и понятия (флуктуация, параметр порядка, аттрактор, бифуркация и др.). Основополагающими работами в этой области являются труды Г. Хакена, И. Пригожина, И. Стенгерс, Дж. Николиса;

междисциплинарные научные работы в области постиндустриального общества таких авторов как Я. И. Свирский, Й. Риддерстрале, К. Нордстрем.

Методы исследования диссертационного исследования включают в себя исторический, сравнительный, диалектический методы; принципы системно-синергетического подхода, коммуникативно-сетевой парадигмы; общелогические методы - анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, обобщение, интерпретация и т.п.; результаты изучения философской, социологической литературы по исследуемой проблеме; анализ исследовательских работ по теме Интернета, а также мониторинг российского пространства Интернета «он-лайн» («на связи», т.е. в режиме реального времени).

Научная новизна исследования:

1. Проанализированы прообразы Интернета в истории философской мысли, включая русскую философию и идеи художественной литературы. Осмыслены причины возникновения Интернета в мире и России, намечены перспективы развития российского Интернета (Рунета).

2. Введено и обосновано понятие Интернет-философии как философской концепции, раскрывающей сущность Интернета как социального феномена, вносящего принципиально новое содержание в культуру. Концепция основана на известных фундаментальных категориях (бытие и небытие; субстанция; вещь-свойство-отношение и других) и вводит новые гипотетические понятия (например, «необытие» как критерий Интернет-небытия и другие). В связи с философскими категориями показана роль человека в Сети.

3. Раскрыта специфика пространства и времени Сети. Интернет-пространство – форма существования информации (главной «субстанции» Сети), мера близости событий, объектов, субъектов Интернет-бытия. Интернет-время – форма существования информации, характеризующая последовательность событий в Интернет-бытии. Пространство и время Сети обладают специфическими свойствами, отличающими их как от пространства в философском смысле, например, в диалектическом материализме, так и от научного (физического) пространства: релятивностью, многомерностью, дискретностью и другими свойствами.

4. Установлены уровни актуального и потенциального бытия в Интернете, показаны критерии определения этих уровней и условия существования объекта как на том, так и на другом уровне.

5. Выделены и построены модели бытия в Интернете как неодушевленных предметов (вещей) и абстракций, так и одушевлённых, в том числе модель бытия человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Корни, предтечи и прообразы Интернета можно найти в истории философии. В частности, ряд идей, учений, способствовавших развитию информатики и последующему возникновению Интернета, имеется в западной философии (Пифагор, Платон, Аристотель; Р.Декарт, Г.В.Лейбниц и другие), у русских космистов (Николай Федоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский и др.).

2. Интернет эволюционирует, развиваясь от обычной человеко-машинной системы через искусственный интеллект к саморазвивающейся – рефлексивной, коммуникативно-сетевой системе, так сказать, «планетарному мозгу». В философском смысле это можно представить как восхождение от физического уровня движения материи к интеллектуально-психическому и далее ноосферному.

3. Интернет-бытие – это самостоятельный вид социально-информационного бытия наряду с физическим и духовным бытием. В то же время в Интернет-бытии есть свои уровни и подуровни, сходные с известными нам уровнями психического бытия. Конечно, «самостоятельный вид» - это метафора, т.к. с одной стороны, Интернет-бытие – часть виртуального бытия человека (с позиций виртуалистики), а с другой стороны, Интернет-бытие – разновидность информационного бытия (с позиций теории информации). Тем не менее, можно выделить различные подуровни бытия в Интернете. В частности, Интернет-бытие может быть непосредственным (в виде сайта того или иного объекта), и опосредованным в двух смыслах – 1) в виде упоминания того или иного объекта, что напоминает представление Платона об идеях и вещах (упоминания в Интернете) и их воплощениях в реальном мире (Интернет-сайты), 2) в смысле концепции Канта о феноменах и ноуменах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интернет как проблема социальной онтологии iconИнтерсубъективность как проблема социальной философии

Интернет как проблема социальной онтологии iconОтчет о научно-исследовательской работе
Мультиагентные системы, онтологии, редактор онтологии, редактор сцен, сетецентрические сети, динамическое планирование, высокоскоростной...
Интернет как проблема социальной онтологии iconГлобализация и государство: анализ социальной онтологии
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня...
Интернет как проблема социальной онтологии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по общенаучной дисциплине «Философия»
Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь...
Интернет как проблема социальной онтологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Интернет как проблема социальной онтологии icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Интернет как проблема социальной онтологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии iconТы рассказал, что немцы напали
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению...
Интернет как проблема социальной онтологии iconУрок по информатике 8 класс Тема: «Поиск информации в Интернет»
Интернет. Сегодня на уроке вы познакомитесь, как искать информацию в Интернет. Как сохранять информацию, полученную из Интернета....
Интернет как проблема социальной онтологии iconРеферат по дисциплине: социология тема : "социальные институты и организации"
Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй с понятием социальной организации и третий с понятием культуры. Социальная...
Интернет как проблема социальной онтологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии iconВысшая лига 24-26 апреля 2009 года
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии iconСоглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.)
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии iconРаковой Валерии Александровны, пгниу европа начинается с Перми
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Интернет как проблема социальной онтологии icon«международный терроризм как глобальная проблема современности»
Учебно методическое пособие по дисциплине «Международный терроризм как глобальная проблема современности» разработан в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск