Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921





Скачать 246.13 Kb.
НазваниеВаиной Елены, юф нгу гр. 7921
страница1/3
Дата публикации01.12.2014
Размер246.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Ваиной Елены, ЮФ НГУ гр. 7921
Милые вещи



Когда я решила написать реферат, то слабо представляла себе, о чем именно он будет.
Просто  прочитала список литературы, выбрала из него книгу с наименее понятным для
меня названием и углубилась в чтение. С наименее понятным названием оказался
"Футурошок" Тоффлера - что это за термин, я и слыхом не слыхивала. Книга увлекает,
ничего не скажешь. Образный, живой стиль повествования, не смотря на отсутствие сюжета как такового; обилие примеров из жизни; оригинальная проблема, положенная в основу всей книги; возможность почувствовать себя лично частью глобальных процессов ускорения темпов жизни, узнать себя во многих описываемых автором ситуациях; возможность понять, что ты действительно испытываешь шок от изменений в собственной реальности, хотя порой и не замечаешь этого; шанс задуматься над вещами, которые ежедневно происходят вокруг, но на которые до этого никто не обращал твоего внимания... Короче говоря, "Футурошок" захватывает и держит в напряжении получше многих детективных романов.

Однако для реферата требовалась оригинальная собственная мысль, а не просто знание
текста. А, честно говоря, по поводу центральной проблемы книги своих идей у меня не
нашлось. Да, Тоффлер своим произведением буквально открыл мне глаза на огромное
количество единичных событий, длительных процессов и человеческих эмоций,
существующих в современном мире, да, я была удивлена этой работой, ничего не скажешь, и да, я во многом согласилась с данным исследователем. Но добавить к его размышлениям мне нечего. Кроме своего восхищения книгой, конечно же, но этого от меня и не требуется.

Собственная идея появилась у меня лишь по поводу одной части работы Тоффлера. Как один из аспектов стремительного изменения реалий жизни, как примету времени, все
меньше испытывающего привязанность к чему бы то ни было, автор рассматривает вещи,
материальные предметы окружающего мира - технику, предметы мебели, одежду -
бытовые предметы каждодневного пользования. Эти вещи в условиях современного
ускорения темпов жизни в каждой из её сфер становятся всё менее постоянными. Люди
испытывают к материальным объектам всё меньшую привязанность, отношения человека и одной конкретной вещи теряют былую прочность, долговечность, становятся временными.

Именно этим объясняется такое широкое распространение одноразовых вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь - одноразовая посуда в каждой столовой, а порой и дома, вместо фарфора и фамильных сервизов; бумажные полотенца в каждой кухне вместо стираемых каждую неделю матерчатых рушников; одноразовые пластиковые пакеты в магазинах вместо холщовых сумок и авосек; лимонад и пиво в пластиковой таре, а вино - в пакетах вместо напитков в хрупких стеклянных бутылках; бумажные салфетки вместо "немодных и негигиеничных" носовых платков с вышивкой, авторучки вместо перьевых предметов для письма, требующих заправки чернилами вручную, пальто на один сезон вместо шубы на 20-30 лет, передаваемой по наследству, и так далее. Доходит и до абсурда: бумажная одежда - новое слово в современной моде! Пример приведенной Тоффлером журнальной статьи изумляет: "У одного из таких одноразовых свадебных платьев есть длинный белый шлейф из "ажурной" бумаги, а заголовок под фотографией гласит, что после свадьбы вы можете сделать из него "прекрасные кухонные занавески"!

Эта картина в книге Тоффлера представляет собой западное общество 70х годов ХХ века, общество Америки и Европы того времени, когда в нашей стране такие процессы еще не наблюдались столь же широко. Однако сейчас эта волна докатилась и до России - магазины завалены кучами одноразовых предметов! Особенно хорошо это видно в связи с
приближающимся новым годом: одноразовые елочные игрушки, бумажные дедморозовские костюмы, конфетти и мишура "на одну ночь" расхватываются жаждущими праздника россиянами. Этот приход одноразовости в нашу страну показывает действительную глобальность данного явления, его неизбежность. "Вместо того, чтобы быть привязанными к одному предмету достаточно долгое время, мы развиваем отношения с целым рядом вещей", а они "участвуют в создании ситуаций, и сокращение отношений с ними ускоряет темп жизни", что для современного занятого человека жизненно необходимо.

Описанная Тоффлером ситуация заставила меня задуматься. От природы лично я - та еще материалистка, испытывающая привязанность к материальным предметам, особенно
красивым, и особенно - к одежде, как бы не было стыдно в этом признаться. И что же?
Тоффлер предлагает мне, человеку, в шкафу у которого нет свободного сантиметра от
дорогих сердцу платьев, которые рука не поднимается выбросить, а на диване у которого
сидят четырнадцать совершенно бесполезных плюшевых медведей, отбросить отношения с вещами?! Вынести на свалку перешедшую по наследству бабушкину сумку ради пакета?! Перестать носить с собой надушенный носовой платок в цветочек?! И всё это ради того, чтобы не превратиться в отсталого человека из прошлого, чтобы успеть угнаться за бешеным жизненным ритмом современности! Поймите меня правильно, я не какая-то погрязшая в консервативных устремлениях старуха, не желающая поддаваться веяниям времени. Я молода, вполне современна, и, как мне кажется, всё успеваю. Однако такое поспевание за жизненными темпами дается мне и с учетом привязанности к определенным вещам, некой сентиментальной долговечной связи с ними.

По моему мнению, Тоффлером дается слишком однобокая классификация вещей: либо
неактуальные, громоздкие предметы прошлого, неудобные и отягощающие современного
человека, не дающие ему размахнуться, вздохнуть свободно, либо ни к чему не
обязывающие одноразовые штуковины, которым люди ничего не должны и о которых
можно с легкостью забыть после использования по назначению. Но ведь диапазон
отношений человека с вещами гораздо шире! Классификация материальных предметов не
останавливается всего лишь на их делении по признаку громоздкая-удобная! А как же
техника, которую в наше время пока не научились делать из бумаги? А как же книги,
которые, не смотря на все прогнозы, не умерли с изобретением цифровых технологий
хранения информации? А как же антиквариат? Вещи, представляющие историческую
ценность, несущие на себе отпечаток эпохи? А как же - и это, на мой взгляд, главный из
всех возможных для выделения классов вещей - собственные вещи каждого человека,
милые сердцу, родные, напоминающие об определенных моментах жизни?!

Возмущенная такой постановкой "вещного" вопроса Тоффлером, я обратилась к книге
Жана Бодрийяра "Система вещей". Уже в её названии я увидела надежду найти подробную системную классификацию предметов материального мира и обнаружить описание классов вещей, так волнующих лично меня, но проигнорированных Тоффлером в своем исследовании. Строго говоря, Тоффлер, конечно, и не был обязан подробно
останавливаться на категориях вещей, центральная тема его работы почти не связана с
этим вопросом. Однако меня возмутило его пренебрежительное отношение к теме вещей,
которую он, как мне кажется,  ошибочно видит предельно простой, примитивной, слишком тривиальной, чтобы сделать её отдельным предметом рассмотрения.
В общем-то, существует некоторое сходство позиций Тоффлера и Бодрийяра по "вещному" вопросу, не смотря на некоторую ограниченность взглядов первого. Оба автора обращают внимание на ускорение темпов потребления, исчезновение определенных типов отношений человека с предметами материального мира. Однако, как было отмечено выше, Тоффлер недооценивает значение вещных отношений и роль их изменений в современных процессах постоянного прогресса и ускорения, упоминая о них лишь в одной из глав своей книги, тогда как Бодрийяр посвящает им целое исследование.
Бодрийяр отводит вещам центральное место в современном обществе. Он анализирует
понятие "потребление", которое является, по его мнению, не просто фактическим
процессом переработки органических и неорганических объектов:  поглощение пищи,
износ одежды, покупка всё новых технических устройств для комфортной жизни -  по
Бодрийяру всё это не является потреблением в полном смысле слова. Для истинного
потребления нужно, чтобы вещь превратилась сначала в формальный символ каких-либо
отношений (машина как символ мобильности, телефон как символ передачи информации),
а затем - в знак, то есть в объект,  значимый для людей в какой-либо определенной
степени (машина значима для людей как средство передвижения и показатель социального статуса, телефон - как связующее звено с окружающим миром, средство общения). Вещь потребляется не материально, а своего рода морально, приобретая разные значения в человеческой жизни, различную знаковость. Именно поэтому один и тот же класс предметов - например, зеркала, часы, исторические реликвии античности итд - в разные эпохи потребляется по-разному, ведь его значение в жизни людей изменяется со временем.

В контексте такого понимания предметов, автор выделяет четыре отдельных системы,
четыре категории вещей: функциональная система или дискурс объекта, нефункциональная система или дискурс субъекта, мета- и дисфункциональная система: гаджеты и роботы, социоидеологическая система вещей и потребления (как раз важнейшая в аспекте потребления). В каждой из данных четырех категорий Бодрийяр рассматривает конкретные примеры вещей, причем, по определенному неизменному плану.

Для понимания первых двух категорий важно понятие "дискурс". Обычное его определяют  как языковое явление, организацию системы речи, однако в данном случае дискурс - это принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и представляется в те или иные периоды времени.

Таким образом, дискурс объекта - это принципы формирования среды нашего обитания, которая имеет для человека определенное функциональное значение. Здесь Бодрийяр рассматривает предметы интерьера, стены, зеркала, портреты, часы, цвета, материалы.

Дискурс субъекта - принципы формирования нашего внутреннего мироощущения
посредством отношений с уникальными, единичными вещами, не несущими особой
функциональной нагрузки. По Бодрийяру таковыми являются вещи, представляющие
историческую ценность, а также предметы коллекции, которые дают их обладателю,
коллекционеру особое чувство владения ценностью. Два этих вида вещей, по мнению
автора, сходны потому, что в них обоих проявляется стремление человека к победе над
смертью, к отмене времени как такового - притягательная для человечества идея.

Мета- и дисфункциональная системы - это системы предметов, классифицируемых в
зависимости от их конкретной функции, от того, что они "умеют", как облегчают нашу
жизнь. В таком контексте Бодрийяр рассматривает три вида вещей: гаджет (как
функциональное отклонение вещи, оснащение ее некими дополнительными
возможностями), "штуковину" (как псевдофункциональность) и робота (как
метафункциональность, то есть способность вещи самостоятельно выполнять некие
действия, причем осмысливая их).

Четвертая система - социоидеологическая система вещей и потребления как раз объясняет важнейший феномен всей книги - потребление, а также упорядочивает вещные отношения в сфере торговли предметами, их приобретения. Строго говоря, структурными элементами данной четвертой системы являются и не сами вещи, а их особые состояния. В данном контексте обращается внимание на проблему модели и серийного производства (модель всегда качественно лучше серийных вещей, штампуемых фабрично на ее основе),
"персонализированную" вещь (объект сделанный нестандартным с целью его более
успешной продажи покупателю - например, красный холодильник, круглый телевизор),
смысл кредита (как приобретения вещи до ее фактической оплаты, способствующее
обесцениванию вещи в глазах потребителя), смысл рекламы (не негативный - навязывание, а позитивный – формирование жизненных целей людей).

Рассматривая каждый из типов вещей, принадлежащих к одной из данных четырех
категорий, Бодрийяр достаточно точно следует негласно заданному им плану, порядку
рассуждений. Хотя этот план автором в книге не приводится, можно самостоятельно
выделить его основные пункты:

а) сначала Бодрийяр рассматривает степень, уровень значимости каждого из видов вещей в человеческой жизни (например, любой предмет коллекции важен для коллекционера
настолько, что обладание им во что бы то ни стало может стать даже навязчивой идеей,
страстью);

б) затем автор пытается определить глубинные причины именно такого уровня значимости (зачастую они лежат именно в области психологии общества, например, стеклянные сосуды и упаковки актуальны потому, что современное общество, уставшее от скрытности, тяготеет к открытости, прозрачности, видимости глубинной сути, и, понимания недоступность таких качеств в реальности, пытается найти их хотя бы в мире вещей);

в) также автор обращает внимание на эволюцию отношений людей с данным типом
предметов, на изменения его роли с течением времени, со сменой поколений и эпох
(например, в предыдущие эпохи отношения людей с зеркалами были гораздо более
сложными, чем сегодня, зеркало считалось почти мистическим объектом, придающим
обстановке уют и завершенность, позволяющим человеку выработать определенное
самосознание);

г) кроме того, Бодрийяр определяет для каждой вещи занимаемую ей нишу, область
отношений и явлений жизни, где она имеет значение (например, исторические вещи -
личная, персональная ниша, мягкая мебель - область открытая к общению, социальному
взаимодействию людей итд)

д) и, как резюме, автор определяет особенности данного вида вещей, его основные
отличия от других (к примеру, отличие исторических, антикварных вещей в том, что они
несут в себе идею торжества человека над самой смертью, ведь они намного пережили
своих владельцев и оказались в наших руках).

Таким образом, Бодрийяр уделяет внимание почти каждой незначительной на первый
взгляд вещи в нашей жизни, показывая насколько глубоки и сложны человеческие связи с
предметами материального мира, насколько они зависимы от многих социальных и
психологических факторов.

В такой концепции вещей Бодрийяра мне удалось найти ответ на многие вопросы,
появившиеся вследствие прочтения книги "Футурошок", лишь слегка затронувшей тему
вещных отношений. Система Бодрийяра как бы расставляет все вещи и отношения людей с ними по полочкам, упорядочивает все виды вещных отношений в нашей жизни. Вообще вся книга по своей структуре чем-то напоминает магазин "Икея": множество маленьких глав и разделов, каждый из которых посвящен определенным группам предметов - книгам, зеркалам, часам, креслам, столам - очень похоже на отделы этого мебельного магазина. И если последовательно следить за мыслью автора, перемещаясь от одной главы к следующей, хаотичная масса предметов нашей повседневной жизни постепенно
складывается в логичную систему.

Однако такая система при всей своей упорядоченности, на мой вгляд, не является
исчерпывающей. Можно выделить и другие группы вещей, помимо названных Бодрийяром.

Например, в его системе упоминаются техника, мебель, антиквариат, однако ничего не
говорится о такой группе вещей, которую я представляла себе еще перед прочтением его
книги как необходимую в любой классификации предметов. Это те самые личные
персональные вещи, которые олицетворяют собой определенные моменты человеческой
жизни, являются важными для конкретного индивида как напоминание об определенных
значимых событиях его собственной жизни.

Именно этот по какой-то причине упущенный Бодрийяром вид вещей волнует меня больше всего. Как насчет старых игрушек, которые мы храним и во взрослом возрасте? Как определить, что за вещи - бабушкины туфли и сумочки, которые просто кощунственно было бы выбросить? А домашние библиотеки, пылящиеся на полках десятилетиями? У Бодрийяра о таких вещах в их истинном смысле нет ни слова. Вещь как историческая ценность в его классификации ценна для всей цивилизации и каждого, любого члена общества как символ определенной эпохи в мировом развитии, но она не несет никакой особой, индивидуализированной ценности для конкретного человека. "Персонализированная" же вещь размаривается Бодрийяром как фабрично индивидуализированный предмет, как вещь, ставшая особенной не благодаря её связи с определенным человеком и его судьбой, а сделанная отличной от других предметов того же класса ее производителем и продавцом. Все эти значения вещей важны, но не имеют ничего общего с тем типом предметов, который я хотела бы увидеть рассмотренным в литературе подобного рода. Это те поистине значимые для конкретного индивида (и только для него!) предметы, с которыми данный человек находится в особых отношениях - сентиментальных, ностальгических, даже нежных - в силу их определенной связи с историей его жизни.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconПроект программы дисциплины министерство образования и науки российской...
«Профессиональному циклу. Дисциплины по выбору студента» по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», а также...
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. I (1932–1937) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. II (1938–1940) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconОтчет гоу впо «новосибирский государственный университет»
Аналитическая справка о работе, выполненной в 2010 г в рамках реализации Программы развития ниу нгу
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconПрограмма курса
Общая и медицинская энтомология и акарология” для студентов 2 курса (IV семестр) медицинского факультета нгу
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconПерсональный сайт учителя информатики моу – сош №1 г. Асино Романовой Елены Матвеевны

Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconОсновные требования к письменной работе
На титульном листе обязательно фио студента, группа, номер и название темы, стандартная шапка нгу и год. Срок представления работы...
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconКондратьевой Елены Алексеевны
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №39»
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconСписок научных трудов Ивановой Елены Николаевны
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 icon«Философия спорта»
Педагогическом факультете и по направлению 080500 (68) – менеджмент для студентов 6 курса очной формы обучения на Факультете экономики,...
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconИванова К. А., учитель русского языка и литературы
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconУрока: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconРабочая программа дисциплины
Смби является профилирующей частью ооп т по направлению подготовки «Биология». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 icon3. Проведение промежуточной аттестации
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconДоговор № к 2013 на оказание услуг по обеспечению участия в Конгрессе...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Ваиной Елены, юф нгу гр. 7921 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки...
Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск