Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова





Скачать 245.66 Kb.
НазваниеАннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова
страница1/2
Дата публикации23.07.2013
Размер245.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2


Антонович Е.Н.

ДИАЛЕКТИКА ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА

В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее зада-

влено. Это опрокидывание ценностей касается не только Советской России, но еще

может более Америки, да и всей Европы. Жизнь человеческих обществ стоит под

знаком господства экономики, техники, лживой политики, яростного национализма.

Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равноду-

шии к истине…Подмена целей жизни средствами есть очень характерный процесс

человеческой жизни, которым многое объясняется … никто не выставляет прямо

злых целей, зло всегда прикрывается добром, всегда крадет у добра… (Н. Бердяев)
Аннотация:

Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей.

Ключевые слова: противоположности, дух, материя, генодрево, добро, зло, единство, ценности: духовные, социальные, культурные, экономические (материальные).
Проблемы этики современной философией до сих пор не решены. Об этом говорят и пишут многие, но не все понимают, что поиск истины необходимо начинать с системного синтеза (системной редукции) исходных начал: понятий Добра и Зла, Духа и Материи. О необходимости решения взаимосвязанных и противоречивых проблем этики и целеполагания, при анализе этики и системы ценностей М. Шелера, пишет и Б.В. Марков: «В своей работе “Положение человека в космосе“ он (Шелер,- Е.А.) описал проект сущностной науки о человеке, где попытался соединить познание и ценности, дух и тело божественное и человеческое. Путь к высшим ценностям был описан им не как акт обращения или просвещения, а как сложный культурно-исторический процесс становления, захватывающий эмоциональное и рациональное, духовное и телесное, индивидуальное и социальное … Пытаясь найти средний путь между позитивистским социологизмом и романтической наукой о духе, он отказывается от редукционизма. Эмоциональное и рациональное, духовное и материальное, природное и культурное, божественное и человеческое, познавательное и ценностное не сводимы и не выводимы друг из друга. В истории нельзя найти некий нулевой пункт, где бы имел место только один из перечисленных противоположных элементов. Везде и всегда исследователь сталкивается с тем или иным их переплетением: “Теоретический образ мира и практический (политический, социальный, экономический) мир совпадают не потому, что каузально воздействуют друг на друга, а потому, что оба они определены одновременно структурой этоса и потребностей“. Само по себе признание различия познавательного, этического и эстетического отношения человека к миру не вызывает возражений, однако оно приводит к тому, что мы вынуждены редуцировать их друг к другу. Основой редукции выступает требуемый идеалом научной объективности эмпирический или теоретический базис и поэтому, как правило, в этике и эстетике господствует или утилитаризм, или формализм» [1].

Мы считаем, что сущность термина редукция должна пониматься шире и глубже: не только как «метода сведения данных к исходным началам», но и более широко, как системного синтеза и анализа первоначал, на основе которых можно получить универсальный метод познания. Мы предлагаем такой универсальный метод познания - генодрево ФТС (философии триединого синтеза), где в системном синтезе структурно взаимосвязаны противоположности не только духовного и материального, добра и зла, но и ценности: нравственные и культурные, социальные и экономические и т.д. Метод ФТС основан на универсальных закономерностях развития природы и общества, сохраняющих структурную целостность системы, на которых построены не только древнекитайская система И ЦЗИН, но и современные научные теории. Т.е., ФТС включает в себя все предшествующие знания, принципы развития, соединяя их, в процессах развития, в системно-структурное целое, где в синтезе противоположностей происходит объединение одноуровневых понятий (подробнее об этом см. в [2], Рис 47,101 и др.).

Законы генетики (Менделя) в упрощенном виде дают многообразие вариантов развития: АА + ББ = АА + Аб + бА = ББ), которое в итоге укладывается в цепочку процесса: 4 – 16 -64. ФТС, как и ИЦЗИН, системно используют более широкий универсальный принцип: 1-2-4-8-16-32-64 и т.д., где на втором уровне развития возникают те же варианты : ++ _ +- _-+ _ --, или АА - АБ – БА – ББ (подробнее см. только в [2] Рис 34, 49 и др.).

Основной вопрос философской этики – о критериях добра и зла, его различении и оценки морали, систем ценностей. В философии известны различные концепции добра и зла: этический интеллектуализм (зло связано с незнанием), этический оптимизм (все стремится к добру), социальный детерминизм (источник зла – социальное несовершенство мира), теории психоанализа (источник зла в человеке). Дуализм, манихейство и др. считают добро и зло однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянной борьбе, единоборстве. У Теологии свое объяснение происхождения добра и зла, слабости которого объективно критикует Н. Бердяев: «Происхождение зла объясняется обыкновенной свободой, которой Бог наделил тварь и которой она злоупотребила. Но это традиционное объяснение остается на поверхности и совсем не объясняет происхождения зла… Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека. Совершенно невозможно все это рационализировать и выразить в категориях катафатической теологии. Традиционная катафатическая теология и ведет к атеизму … Обычное теологическое понятие о свободе нисколько не снимает с Творца ответственности за зло и муку мира … И совершенно последовательно нужно сделать вывод, что Бог в вечности одних предопределил к вечному спасению, других же – к вечной гибели. Кальвин и говорит, что Бог творит неравно, одних для вечного спасения, других для вечной гибели» [3].

Наиболее близкими к истине и более широкими, глубокими в философском плане выглядят идеи древних эзотерических учений о единстве добра и зла (к ним многие философы, видимо, «уважая» авторитет религии, относятся еще скептически), которые обобщил В.Шмаков: «Бог не сотворил страдания – это Разум, кто его породил для того, чтобы стать свободным» Е. Леви … Природа зла идентична с природой минусового члена всякого бинера: он есть лишь отрицание утверждения и не имеет самодовлеющей ценности … добро есть нуменальное свойство духа, зло по самому существу своему феноменально … «Разделение, изолированность, границы составляют в некотором роде сущность зла, т.е. можно сказать, что зло лишено реальной сущности, т.к. все эти качества отрицательны» С. де Гюйата «В мире нет абсолютного зла; - зло лишь относительно» Ялал-уд-дин-Руми … «Одним словом, зло есть слепая противящаяся сила природы: это есть реакция, сопротивление и противоположность; это есть зло для одних и добро для других … Древность не знала никакого «Бога зла» (Сатаны, Аримана и др.,- Е.А.), начала, которое бы было совершенно и абсолютно дурно. Языческая мысль представляла добро и зло в виде братьев близнецов, рожденных одной матерью Природой» Е.П.Блаватская [4].

Происходящая деградация современного человечества основана на вытеснении духовных ценностей материальными. Это хорошо понимали эзотерики прошлого.

В.Шмаков, анализируя природу человеческого зла, видит выход в духовном самосовершенствовании человека: «Феноменальность природы зла обуславливает относительность его существования. По отношению к каждому человеку зло существует постольку, поскольку он погряз в мире явлений (точнее, - материальных потребностей,- Е.А.). Как только человек начинает жить сознанием духа, зло перестает для него существовать, делается символом без содержания. Естественным следствием отсюда вытекает учение о временности существования зла и возможности всеобщего от него спасения» [4].

Еще в древности эзотерические философы (Гермес Тринсмегист, Пифагор, Платон и др.) сделали выводы, воплотив их в систему духовного воспитания посвященных, отнимающие у религии хлеб (ставящие некоторых философов в положение нейтральных наблюдателей), о: - необходимости личного духовного самосовершенствования человека, приоритете духовного над материальным, социальной справедливости, культуры, морали над неограниченными материальными потребностями в развитии общества.

Н. Бердяев в своих работах, ссылаясь на эзотерическое знание, углубил понимание идеи различения добра и зла: “Высшая ценность лежит по ту сторону добра и зла. Вопрос этот редко ставится радикально. Этика обычно целиком находится по сю сторону добра и зла … Этика должна не только обосновывать мораль, но и изобличать ложь морали. Парадоксальность проблематики тут в том, что «добро» подвергается сомнению, т.е. подвергается сомнению, есть ли «добро» добро, не есть ли оно зло … Парадоксальность, трагичность, сложность нравственной жизни заключается в том, что плохи бывают не только злые, плохи бывают и добро и добрые. «Добрые» бывают злыми, злыми во имя злого добра. Зло же является как бы карой за плохое добро. И тут начинается трагическое. Добрые, созидающие ад и ввергающие в него злых, есть уже трагическое. Это уже глубже обыкновенного различения добра и зла”[5].

Мы считаем, что «по ту сторону добра и зла» может находиться только их единство. Используя метод ФТС (см. [2], аналогию на Рис 101), на основе принципа системного синтеза, можно дать все степени целостной иерархии различения добра и зла (на втором уровне генодрева): 1) злое зло (знать зло и делать зло, корни зла вне и внутри человека - идеология рабства); 2) доброе зло (познавая зло, отчасти делать добро, корни зла вне человека, в социальном устройстве общества - идеология капитализма); 3) злое добро (познавая добро, частично делать зло, по незнанию, корни зла внутри человека - идея социализма); 4) доброе добро: познавая добро делать только добро, отсутствие внутренних и внешних причин зла - идея коммунизма (общество достигшее единства социальной справедливости и свободы духовного саморазвития человека).

В современной философии, разделенной на системы идеализма и материализма, этика, как система ценностей, не является целостной системой, т.к. разделена не только на разные виды (гетерономную, автономную, формальную и материальную), но и типы (ценностную, социальную, христианскую и др.). Очевидно, поэтому многие философы считают, что природа добра и зла, как и системы, типы этики, не связаны между собой онтологически. Мы же, исходя из древнего (эзотерического) принципа единства духа и материи (духовного и материального), на основе универсального метода генодрева ФТС, берем за основу этики принцип системного единства добра и зла, показывающий процесс ее развития в эволюции. При этом все виды, системы этики, как и понятия добра и зла, можно связать между собой структурой генодрева. В отличие от философий материализма и идеализма, различных идеологий, где корни зла видят только во внутренних или внешних причинах, мы рассматриваем их системно взаимосвязанными в процессе эволюции, развития человека и общества (подробнее см. Рис 101).

Н. Бердяев, единственный философ, который, попытался использовать эзотерические знания для поиска смысла добра и зла, но без системного подхода к ним, сумел только отчасти верно подойти к решению проблемы парадокса добра и зла: «Познание зла всегда ставит вопрос о смысле зла. Первое решение видит смысл зла в том, что оно претерпевает муку от торжества добра … второе решение видит смысл зла в том, что оно есть часть добра и подчинено добру как целому … в первом случае зло бессмысленно … во втором случае просто нет зла, есть нечувствительность к проблеме зла … Дуалистическое и монистическое мышление одинаково негодны и изобличают лишь непреодолимую парадоксальность проблемы зла. … Выйти из этого парадокса, склоняясь лишь к одному из полярно противоположных утверждений, нет никакой возможности. Нужно одинаково признать и то, что зло есть бессмыслица, и то, что зло имеет смысл. Рационализированная теология, почитающая себя ортодоксальной, нисколько из этого затруднения не выходит (не способны решить эту проблему академическая и материалистическая философии,- Е.А.) … Генезис зла приводит нас и к признанию положительного смысла зла, который будет учтен в райской жизни, и к неустанной борьбе со злом, и к суду над злом. Положительный смысл зла лишь в том обогащении жизни, которое приносит с собой героическая борьба со злом и преодоление его … Это основной парадокс этики, в котором есть эзотерическая и экзотерическая стороны …

Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так сформулировано: поступай так, как будто ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых» [6].

Положительный смысл зла, как изначально материального начала, заключается в устранении внешних, социальных причин зла, поэтому его содержанием должны быть саморазвитие и необходимая борьба с социальным злом, за социальную справедливость. Но парадокс единства добра и зла (духовного и материального) заключается в том, что решение проблемы борьбы с социальным злом невозможно без устранения внутренних причин зла, которые зависят от уровня духовного и нравственного развития человека. В этом состоят проблемы развития современной западной цивилизации, где терпят крах идеи толерантности. Идеологией либерализма эту проблему разрешить нельзя.

Древние (эзотерические) знания утверждают, что для прогрессивной эволюции общества духовное развитие человека должно опережать рост его материальных (эгоистических) потребностей. Высшей целью развития общества должно быть не удовлетворение материальных потребностей человека, а обеспечение условий (социальных, нравственных, культурных, материальных) для его духовно-нравственного развития, самосовершенствования (этой цели может достичь только истинный коммунизм). Именно поэтому важнейшей сферой общества должна быть сфера культуры, а ее основой - система воспитания и образования. Ее целью должно быть не сколько обучение профессиям (материальное образование), сколько духовно-нравственное воспитание человека. При этом должен быть достигнут такой уровень духовно-нравственного развития человека, который позволит ему в дальнейшем, используя возможности социально развитого общества, раскрыв все свои творческие способности, духовно развиваться и совершенствоваться самостоятельно. Ведь не зря еще в древности существовали школы, где духовно-нравственное развитие, самосовершенствование человека было необходимо приоритетным (древние посвященные, университет Пифагора, академии Платона и др.). Почему в наше время школы духовного развития, коих недостаточно (кроме религиозных) существуют отдельно от официальной системы воспитания и образования? И это в то время, когда рост материального потребительства человечества уже привел к экологическому кризису его выживания! Видимо, всех власть имущих, в первую очередь, заботят только проблемы сохранения своей власти.

Очень просто о смысле зла, единстве добра и зла пишет Айванхов: «добро и зло впряжены в одно колесо; если бы существовало только одно добро, то оно бы не смогло заставить его вращаться. Может быть, только я один осмеливаюсь говорить, что добро не способно сделать всю работу, если зло ему не поможет… зло – это противоположная сила … Вот именно, это и нужно, чтобы она была противоположной … противоположные силы работают с определенной целью … Это процесс, который у вас перед глазами каждый день, но вы его не видите» [7].

Философски более глубоко эту проблему раскрыл В.Шмаков, но не был услышан и понят большинством философов: «Так в Коране говорится: “Мы создали все вещи попарно» - это значит, что в природе каждого существа обнаруживаются два противоположных начала: свет и тьма, холод и жара, добро и зло, активное начало – мужское и пассивное – женское. Это приводит нас к трем положениям:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconАннотация (реферат) и ключевые слова к статье
Ключевые слова (не более 6 слов или словосочетаний, указать через точку с запятой)
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconЕ. Н. Антонович принципы дуалистического монизма в философии триединого...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconУниверсальная логика метода генодрева философии триединого синтеза
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconМагистерская программа: «Региональная политика». М. 1 Общенаучный...
Формирование целостного естественнонаучного взгляда на окружающий мир, усвоение идеи единства естественнонаучного процесса познания,...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconРеферат Ключевые слова
Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconРеферат Ключевые слова
Ключевые слова: Точность репликации, мутагенез, предшественники днк, аналоги азотистых оснований, интзинтрифосфат пирофосфатаза
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconОтчет 51 с., 15 рис., 10 табл, 31 источник Ключевые слова
Ключевые слова: генетический полиморфизм, биочипы, фармакогенетика, артериальная гипертензия, мутация, медицинская генетика
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconКлючевые слова
Ключевые слова: структура молекул, водородная связь, ик спектроскопия, спектроскопия ямр, квантовохимические расчеты, молекулярные...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconНазвание статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова
Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconУчебные пособия для подготовки к сдаче экзамена: 1 История философии....
От него требуется основательное знакомство с философской классикой и наиболее известными произведениями современных философов по...
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconРешение кафедры
Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием
Аннотация: Предлагается метод познания – генодрево философии триединого (системного) синтеза, который предлагает новое решение философской проблемы ценностей. Ключевые слова iconРеферат по истории зарубежной философии. Тема: Основные проблемы...
Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск