Аннотации и к программам основной образовательной программы
высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000.68 География.
Магистерская программа: «Региональная политика».
М.1 Общенаучный цикл
Аннотация рабочей программы дисциплины
М.1.Б.1. Философские проблемы естествознания
шифр и наименование дисциплины по учебному плану
Цель изучения
дисциплины
| Формирование целостного естественнонаучного взгляда на окружающий мир, усвоение идеи единства естественнонаучного процесса познания, развитие навыка широкой философской постановке конкретных естественнонаучных проблем
| Место дисциплины в
учебном плане
| Дисциплина входит в раздел М.1. Общенаучный цикл, Базовая часть
| Формируемые компетенции
| ОК-1
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: границы применимости законов философии в географической науке, фундаментальные географические исследования и их роль в развитии науки,основы диалектической логики.
Уметь: оценивать современные научные открытия и достижения в области географической науки с философских и методологических позиций, различать проблемы географии, для решения которых
необходима формальная или диалектическая логика; вести поиск необходимой информации
Владеть: гносеологическими принципами философской науки; основами логического анализа и синтеза
| Содержание дисциплины
| Специфика философии географии. Формы движения материи в географической среде. Концептуальные системы в географии. Пространство и время в географии. Основные философские проблемы географического познания мира.
| Виды учебной работы
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Используемые информационные,
инструментальные и программные средства
| Джегутанов Б.К. История и философия науки. СПб.: Питер, 2006
Котенко В.П. История и философия классической науки М.: Академические проект, 2005
Пошнер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004.- 447с
Интернет ресурсы
| Формы текущего контроля успеваемости студентов
| Опрос, тестирование, рефераты
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72 (2 зач. ед)
| Форма промежуточной аттестации
| зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
М.1.Б.2. Иностранный язык
шифр и наименование дисциплины по учебному плану
Цель изучения
дисциплины
| Использование знаний иностранного языка в профессиональной деятельности, коммуникации, межличностном общении.
| Место дисциплины в
учебном плане
| Дисциплина входит в раздел М.1. Общенаучный цикл, Базовая часть
| Формируемые компетенции
| ОК-3
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: базовую лексику, представляющую стиль повседневного, общекультурного и общетехнического общения.
Уметь: читать и понимать со словарем литературу на тему повседневного общения, понимать устную речь, участвовать в обсуждении тем, связанных с культурой, наукой, техникой.
Владеть: навыками разговорно-бытовой речи, делать сообщения, доклады, реферировать статьи, оформлять статьи на иностранном языке.
| Содержание дисциплины
| Совершенствование слухопроизносительных навыков. Правила чтения. Изучение специальной терминологии, морфологии и грамматики иностранного языка. Отработка навыков докладов на
иностранном языке. Отработка навыков реферирования и написания статей
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа
| Используемые информационные,
инструментальные и программные средства
| При проведения занятий используются активные и интерактивные формы обучения, иллюстративные материалы (видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные презентации), интернет ресурсы.
| Формы текущего контроля успеваемости студентов
| Тестировании, контрольные работы, диалоги, доклады
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| Форма промежуточной аттестации
| экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
М.1.Б.3. Компьютерные технологии в географии
шифр и наименование дисциплины по учебному плану
Цель изучения
дисциплины
| Получение навыков компьютерного моделирования для профессиональной, научной и практической деятельности.
| Место дисциплины в
учебном плане
| Дисциплина входит в раздел М.1. Общенаучный цикл, Базовая часть
| Формируемые компетенции
| ОК-2, ОК-6, ПК-3
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: системы сбора, обработки и хранения географической информации, уметь создавать авторские программы и пользоваться стандартными банками компьютерных программ и базами данных.
Уметь: анализировать результаты математической обработки научных данных с целью определения их достоверности и области использования; представлять возможности использования современных информационных компьютерных технологий в географии.
Владеть: методами моделирования в географии с использованием ЭВМ
| Содержание дисциплины
| Компьютерные методы исследования в географии. Технологии и особенности моделирования в географии. Средства реализации моделирования
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа
| Используемые информационные,
инструментальные и программные средства
| Беручашвилли Н.Л., Жукова Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Из-во Москв. Унта, 1997, 320с
Капралов Е.Г.; Кошкарев А.В.; Тикунов В.С. и др.
Геоинформатика: учебник. Под. Ред. В.С. Тикунова.-М.: Академия, 205, 480с
| Формы текущего контроля успеваемости студентов
| Тестирование, контрольные работы
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| Форма промежуточной аттестации
| зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
М.1.В.1. Региональное программирование
шифр и наименование дисциплины по учебному плану
Цель изучения
дисциплины
| Формирование компетенций, направленных на получение прочных знаний методологических и методических основ и принципов формирования и развития социально-экономических процессов в регионе, ознакомление с системой методов, применяемых в региональных исследованиях, формирование способности анализа и оценки социально-экономических условий для осуществления регионального программирования.
| Место дисциплины в
учебном плане
| Дисциплина входит в раздел М.1. Общенаучный цикл, Вариативная часть
| Формируемые компетенции
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-3
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
закономерности и основные проблемы функционирования и развития национальной экономики;
методы прогнозирования на основе статистической информации, ограничения по прогнозированию на основе данных временных рядов, границы применения эконометрических моделей для анализа экономических систем;
основное содержание и методику составления прогнозов социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
тенденции развития мировой экономики и цели устойчивого развития;
индексы и индикаторы устойчивого развития;
природоохранные цели, задачи приоритеты, существующие на государственном уровне.
• Уметь:
применять методику прогнозирования основных показателей деятельности предприятия, экономического развития отрасли, региона и экономики в целом;
проводить верификацию эконометрической модели, соотносить модельные данные с реальностью.
анализировать возможности государственного регулирования и рыночных механизмов для перехода к устойчивому развитию.
Владеть:
навыками прогнозирования основных показателей деятельности предприятия, экономического развития отрасли, региона и экономики в целом
современными методами сбора, обработки и анализа экономических,
экологических и социальных данных;
методикой экономической оценки природных условий, системой оценок земельных, водных, минерально-сырьевых, топливно-энергетических и лесных ресурсов;
инструментами экономического механизма рационального природопользования;
навыками проводить исследования и составлять программы
| Содержание дисциплины
| Федеральные целевые программы развития регионов: цели, структура, механизм инициации и
разработки, реализация. Программирование на региональном уровне: задачи, принципы разработки, содержание, потенциальные угрозы. Особенности применения методов и моделей в региональном программировании. Методика оценки реализуемости целей программы. Недостатки и ошибки в разработке и реализации региональных программ
| Виды учебной работы
| - проблемные лекции;
-тренинги;
-тематические дискуссии;
-тьюторство;
-проведение открытого занятия с приглашением специалистов из органов
регионального планирования;
- проведение круглого стола с приглашением и участием специалистов из органов регионального управления:
| Используемые информационные,
инструментальные и программные средства
| 1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (№ 115-ФЗ от 20.07.1995).
2. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - М.: КНОРУС, 2007. - 336 с.
3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.П. Владимирова. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. – 308 с.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., ГУ-ВШЭ, 2003
5. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации / Отв. редактор М.М. Албегов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 160 с.
6. Кузнецова О.В. Системная диагностика экономики региона.- М.: УРСС, 2006. - 231 с.
7. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2008. - 75 с.
8. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум / Под ред. Г.А. Кандауровой. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2003. – 151 с.
9. Цыбатов В.А. Методы, модели и системы прогнозирования регионального развития: Учебное пособие / В.А. Цыбатов, Д.В. Дубровин / Под ред. Г.Р. Хасаева. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2003. - 248 с.
| Формы текущего контроля успеваемости студентов
| Тестирование, контрольные работы.
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| |