Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психолого-педагогические основы проектирования
информационных систем в образовании» 1. Цели и задачи освоения дисциплины: состоит в формировании знаний и умений, необходимых для освоения психолого-педагогических основ проектирования информационных систем в образовании будущим инженерам, специализирующимся в области информационных технологий в образовании. Эта цель должна быть достигнута путем решения следующих задач:
ознакомить студентов с понятиями педагогики, педагогической системы, с моделями обучения, с психолого-педагогическими основами проектирования информационных систем в образовании;
сформировать у студентов систему основных понятий, представлений и умений, связанных с педагогической системой, моделями обучения, психолого-педагогическими основами проектирования информационных систем в образовании.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина преподается в девятом семестре обучения. Она относится к циклу специальных дисциплин и является федеральной дисциплиной (СДФ.5). Для изучения дисциплины студенты должны быть знакомы с основами педагогики и психологии. Изучение данной дисциплины базируется на успешно усвоенных понятиях дисциплин «Информатика», «Концепции современного естествознания», «Информационные технологии», предшествующих данной дисциплине. Дисциплина служит подготовкой для изучения дисциплин "Проектирование информационных систем в образовании", "Управление проектами в информационных образовательных системах". Кроме того, знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются при защитах курсовых и выпускной квалификационной работ, проведении НИРС, а также при прохождении практик. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
виды и особенности педагогической деятельности;
технологию использования и методику применения дидактических средств;
перспективы развития информационных технологий и информационных систем в предметной области, их взаимосвязь со смежными областями;
психолого-педагогические и технические требования к компьютерным обучающим программам;
виды учебной деятельности;
методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом;
основы педагогического контроля;
интеграцию разных видов и классов информационных технологий в реализации образовательных процессов.
уметь:
оценивать характеристики педагогической системы;
проводить анализ технологии использования и методики применения дидактических средств и давать их описание;
формировать психолого-педагогические и технические требования к компьютерным обучающим программам;
выбирать структуру и организацию различных видов компьютерных технологий в системе образования;
использовать вычислительную технику и компьютерные технологии в обучении;
применять методические разработки использования компьютерных технологий к условиям реального учебного процесса в образовательных учреждениях;
использовать программные продукты для совершенствования учебного процесса;
владеть:
- технологиями выбора стратегии планирования учебного процесса;
- технологиями составления документов в соответствии с Государственным образовательным стандартом;
- приемами и навыками разработки рабочих программ дисциплины по заданным образцам;
- приемами обоснования выбора методов, форм и средств обучения;
- приемами разработки требований к компьютерным обучающим программам, к тестирующим программам для контроля знаний; 4. Общая трудоемкость дисциплины 102 часа в 9 семестре. Виды занятий
| Информационные технологии в образовании – очная форма обучения
| Всего
| Семестры
| Общая трудоемкость
| 102
|
| Аудиторные занятия:
Лекции (Л)
Семинары (С) и/или Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
| 48
16
32
|
9
9
| Самостоятельная работа
| 54
|
| Контрольная работа
| -
|
| Эссе
| -
|
| Реферат
| -
|
| Курсовой проект
| -
|
| Домашнее задание и т.д.
| -
|
| Форма итогового контроля
| Зачет
| 9
|
5. Основные разделы дисциплины: Тема 1. Педагогическая система.
| Тема 2. Качество образования. Теоретико-методологические основания стандартизации в сфере образования. Государственный образовательный стандарт.
| Тема 3. Средства обучения. Организационные формы обучения. Понятие и классификация форм организации обучения.
| Тема 4. Виды и особенности педагогической деятельности.
| Тема 5. Виды учебной деятельности в вузе: лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
| Тема 6. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом.
| Тема 7. Основы педагогического контроля.
| Тема 8. Планирование и нормирование труда преподавателя.
| Тема 9. Методическая работа преподавателя.
| Тема 10. Требования, предъявляемые к преподавателю, и его обязанности.
| Тема 11. Педагогическая деонтология. Культура преподавателя.
| Тема 12. Перспективы развития образования в информационном обществе.
| 6. Автор – д.с.н., д.п.н., проф., заслуж. работник ВШ РФ Каптерев А.И. |