Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов





Скачать 166.26 Kb.
НазваниеПрограмма философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов
Дата публикации23.07.2013
Размер166.26 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт философии Российской академии наук

(Институт философии РАН)

ПРИНЯТО

Ученым советом Института философии РАН

Протокол № 3 от 07.06.2012

Председатель Ученого совета

Акад. Гусейнов А.А.

Рабочая программа дисциплины

История и философия науки

Специальность: 05.27.03 - Квантовая электроника

Москва

2012 год

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относящихся к блоку технических направлений науки. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития данной отрасли науки. Соискатели и аспиранты, сдающие этот экзамен, должны освоить содержание тех разделов, которые относятся к отрасли наук их специализации.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

4.1 Структура дисциплины



п/п

Наименование дисциплины

Объем учебной работы (в часах)

Вид итогового контроля

Всего

Всего аудит.

Из аудиторных

Сам.

Работа

Лекц.

Лаб.

Прак.

КСР.




История и философия науки

144

100

40




60




36

Экзамен

(консультация 8 ч.)


4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах)

Самостоятельная работа

Лек.

Лаб.

Пр.

КСР

1

Общие проблемы философии науки

40










18

2

Философские проблемы техники







60




18


4.2.2 Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(темы)

Форма проведения занятий

(лекции, семинары и.т.д.)

1.

Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

  1. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила

  1. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.


лекции










Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

  1. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.











Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

  1. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  1. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.











Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

  1. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.










  1. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.





2.

Философские проблемы техники

  1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

  1. Техника как предмет исследования естествознания

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки.










Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом

  1. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин.

Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

  1. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.










Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

  1. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.





5. Образовательные технологии

В качестве образовательных технологий используются активные образовательные технологии (лекции, семинары).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций. Основные виды самостоятельной работы: в читальном зале библиотеки, в домашних условиях с доступом к ресурсам Интернет.

Основной контроль знаний осуществляется в процессе участия в семинарах (доклады, обсуждения, дискуссии).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Общие проблемы философии науки

  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

  13. Степин В.С. Цивилизация и культура. М., 2011 г.

Философские проблемы техники

  1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000

  2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000

  3. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977

  4. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996

  5. Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995

  6. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989

  7. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989

  8. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981


б) дополнительная литература:

Общие проблемы философии науки

  1. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

  2. Наука в культуре. М., 1998 г.

  3. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

  4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

  5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

  6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

  7. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

  8. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

  9. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

  10. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

  11. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

  12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

  13. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

  14. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

  15. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

  16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

Философские проблемы техники

  1. Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). М.: Наука, 1997

  2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998

  3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л.: Наука, 1988.

  4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996

  5. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) - приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365.

Авторы: Программа разработана Институтом философии РАН (кафедра истории и философии науки).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011
...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...
Программа философской части кандидатского экзамена по курсу \"История и философия науки\" предназначена для аспирантов iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск