Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»





НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Дата публикации11.12.2014
Размер245 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа










СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

____________ С.В. Соколов

«______»______________2012г.


ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине

«История и философия науки»

(СОЦИОЛОГИЧЕские науки)
для аспирантов и соискателей по специальности:

22.00.08 - Социология управления

Королев, 2012 г.
Антоненко В.И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для аспирантов и соискателей по специальностям: 22.01.08 - Социология управления. - Королев: ФТА, 2012г. - 23с.
Рецензент: Лапшинова К.В.


Программа составлена в соответствии с новыми требованиями к кандидатским экзаменам по философской части общенаучной дисциплины, утвержденной Министерством образования РФ (Приказ Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г.)

РЕКОМЕНДОВАНО Программа рассмотрена и одобрена

Научно-техническим на заседании кафедры Гуманитарных

советом ФТА и социальных дисциплин

Протокол № 8 Протокол № 1

27.09.2012г. от 10.09.2012г.


Зав. кафедрой Гуманитарных и

социальных дисциплин _________ к.с.н., доцент Лапшинова К.В.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основу настоящей программы составляют основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы, место и роль научного познания в социокультурном измерении, эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структура, основание науки, прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки, научные революции и смена типов научной рациональности; особенности глобальных научных революций, стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.

Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит из трех обязательных разделов: «Общие проблемы философии науки», «Философско-методологические проблемы социологической науки», «Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции».

Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы «Философско-методологические проблемы социологической науки»и "Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции".

На кандидатском экзамене по дисциплине “История и философии науки” аспирант (соискатель) должен продемонстрировать:

- владение категориальным аппаратом философии науки;

- системные мировоззренческие и методологические знания историко-философских основ научно-познавательной деятельности;

- умения их творческого использования в процессе решения проблем в избранной научной области исследования.

Указанные знания и умения аспирант приобретает в процессе освоения обязательной дисциплины ОД.А.01 «История и философия науки», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общие проблемы философии как науки.

Тема 1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Предмет философии науки и специфика философского мышле­ния. Место философии науки в структуре философского знания. Ос­новное содержание дисциплины. Функции философии науки.

Основные этапы развития философии науки. Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля (первый позитивизм). Эмпириокритицизм (второй позитивизм). Неопозитивизм (третий позитивизм). Развитие философии науки во второй половине XX века.

Основные смыслы науки: знание, деятельность, социальный ин­ститут, академическая система, научно-техническая революция.

Тема 1.2. Наука в культуре современной цивилизации.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.

Тема 1.3. Основные этапы развития философии науки

Позитивистская концепция философии и науки. Концепция научного познания О.Конта, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера. Позитивистский подход к проблеме систематизации знания и классификации наук. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки в эмпириокритицизме. Критика эмпириокритицизма и проблема преодоления наивно-реалистической гносеологии. Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм. Неопозитивистские концепции эмпирического и теоретического. Принцип верификации. Критический рационализм К.Поппера. Концепция исследовательских программ И.Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т.Куна. "Анархистская эпистемология" П.Феерабенда.

Тема 1.4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многооб­разие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической загруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы иссле­дования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и прин­ципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эври­стика научного поиска. Философское обоснование как условие вклю­чения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

Тема 1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неоклассическая, постнеоклассическая наука.

Тема 1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

Главные характеристики современной, постнеоклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

Расширение этноса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Управление качеством техники и технологий. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеоклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Тема 1.8. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и техника, тех­нологии. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Тема 1.9. Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе, временные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования в социально-гуманитарных науках. Личностное неявное знание субъекта.

Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Тема 1.10. Аксиология науки. Роль ценностей науки. Значение ценностей в социально - гуманитарном познании.

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социальных и гуманитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

Тема 1.11. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук.

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность при­менения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений, История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

Тема 1.12. Социальное пространство и социальное время.

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

Тема 1.13. Объяснение, понимание и предвидение в социально - гуманитарных науках.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герневтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами ло­гических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально- гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии.

Тема 1.14. Истина и сомнение в социально-гуманитарном познании.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

Тема 1.15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатура-листическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической, технической и юридической науках, психологии, филологии.

Раздел 2. Философские и методологические проблемы социологической науки.

Тема 2.1. Социология как позитивное, научное освоение социального мира.

Социология как позитивная наука. Объективизм и понимание социологии. Социальная феноменология. Позитивизм социологии как идеология количественных исследований в социальных науках. Социология - одна из ведущих дисциплин социально-гуманитарного знания. Методологическая роль философии в исследовании общества, построении его обобщенных теорий.

Тема 2.2. Позитивизм и релятивизация социологического знания.

Критический рационализм К.Поппера применительно к социальным наукам. Значение концепции парадигмального развития Т.Куна и "анархистской эпистемологии" П.Фейерабенда в развитии социологии ХХ века. Л.Флек о возникновении научного факта и стиля мышления. Когнитивная микросоциология и ситуционизм.

Тема 2.3. Социология в социальном и культурном контексте.

Отражение в системе социального знания перемен, связанных с эпохой модерна. Вклад Вебера, Дюркгейма, Зиммеля и Тенниса в понимание эпохи модерна. Осознание новой социокультурной эпохи в истории человечества в концепции постмодерна Беньямина, Фуко, Бодрийяра и Лиотара. Развитие представлений о месте и роли социологического знания в мире в контексте перехода от модерна к постмодерну.

Тема 2.4. Современная матрица социологического знания.

Междисциплинарная матрица социологического знания как совокупность наук, изучающих общество. Взаимосвязь философии и социологии. Специфика социологических исследований.

Внутридисциплинарная матрица социологического знания: картина мира, общая теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, частное исследование, прикладное исследование.

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Тема 3.1. Генезис науки. Духовная революция античности и становление математики.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Тема 3.2. Становление опытной науки в новой европейской культуре. Возникновение естествознания.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Фор­мирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Тема 3.3. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение технических и социально-гуманитарных наук

Формирование науки как профессиональной деятельности. Воз­никновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук, информа­ционной техники и технологий.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренче­ские основания социально-исторического исследования.

3. ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие науки.

  2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки.

  3. Концепция научного познания О.Конта, Дж.Милля и Г.Спенсера.

  4. Позитивистский подход к проблеме систематизации знаний и классификации наук.

  5. Общая характеристика основных этапов развития философии науки.

  6. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки в эмпириокритицизме.

  7. Критика эмпириокритицизма. Проблема преодоления наивно-реалистической гносеологии.

  8. Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм.

  9. Неопозитивистская концепция эмпирического и теоретического. Принцип верификации.

  10. Критический рационализм К.Поппера.

  11. Концепция исследовательских программ И.Лакатоса.

  12. Концепция исторической динамики науки Т.Куна.

  13. Анархистская эпистемология П.Фейерабенда.

  14. Отечественная философия науки во второй половине ХХ века.

  15. Основные направления развития отечественной философии науки.

  16. Эмпирические и теоретические уровни научного исследования.

  17. Структура эмпирического исследования.

  18. Структура теоретического исследования.

  19. Духовная революция античности. Становление математики.

  20. Возникновение естествознания.

  21. Формирование методологии опытной науки. Ф.Бэкон:"Новый органон".

  22. Основные определения механической концепции объяснения материального мира в работе И.Ньютона "Математические начала натуральной философии".

  23. Время, пространство, место, движение в работе И.Ньютона "Математические начала натуральной философии".

  24. Уровни познания в труде И.Канта "Критика чистого разума".

  25. Математика, естествознание и космология в работе И.Канта "Критика чистого разума".

  26. Сознание и самосознание в работе Г.Гегеля "Феноменология духа".

  27. Феноменологический метод Э.Гуссерля: "Логические исследования".

  28. Работа М.Хайдегера "Бытие и время".

  29. Методология в научном познании. Г.Гадамер "Истина и метод".

  30. Способ бытия человека. М.М.Бахтин "К философии поступка".

  31. Роль науки и техники в развитии общества. К.Ясперс "Смысл и назначение истории".

  32. Роль философии в цивилизационном развитии общества. А.Уайтхед "Приключения идей".

  33. Критический рационализм К.Поппера в работе "Логика и рост научного знания".

  34. Проблема научной революции в работе Т.Куна "Структура научных революций".

  35. Методология научного познания в работе И.Лакатоса "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ".

  36. Коммуникативная рациональность и нравственность в науке. Ю.Хабермас "Моральное сознание и коммуникативное действие".

  37. Работа М.Вебера "Протестантская этика и дух капитализма".

  38. Концепция неявного знания. М.Полани "Личностное знание на пути посткритической философии".

  39. Анархистская эпистемология П.Фейерабенда по работе "Против методологического принуждения".

  40. Три волны в развитии науки. Э.Тофлер "Шок будущего".

  41. Социология как позитивная наука.

  42. Основные идеи концепции О.Конта.

  43. Понимающая социология М.Вебера.

  44. Методология социальной феноменалогии А.Шюца.

  45. Позитивизм как идеология количественных исследований в социальных науках.

  46. К.Поппер о критическом рационализме в социальных науках.

  47. Влияние идей Т.Куна и П.Фейерабенда на развитие социологии в ХХ веке.

  48. Когнитивная микросоциология и ситуационизм.

  49. Социология в социальном и культурном контексте перехода от модерна к постмодерну.

  50. Предмет и объект социологии.

  51. Междисциплинарная матрица социологического знания.

  52. Внутридисциплинарная матрица социологии.

  53. Структура социологического знания.

  54. Эмпирическая социология.

  55. Программа социологического исследования.

  56. Главные этапы развития социологии как науки.

  57. Прикладные исследования в социологии.

  58. Теория социальной стратификации.

  59. Теория социальной мобильности.

  60. Проблема бедности и неравенства в социологии.


4. Методические рекомендации по подготовке реферата для допуска к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Реферат должен быть посвящен историко-философскиким проблемам избранного аспирантом научного направления исследования, объемом не менее 30 страниц. Структура реферата состоит из введения, 2-3 параграфов, заключения, списка использованной литературы. Во введении дается краткая характеристика актуальности, научной разработанности проблемы, задач, целей исследования, её практической значимости. Содержание параграфов должно быть логически чётким, доказательным, грамотным изложением вопросов реферата. В заключении должны быть сделаны выводы, отвечающие на цели и задачи, поставленные во введении. По тексту или постранично должны быть сноски на источники, используемые автором. Список литературы должен соответствовать библиографическому ГОСТУ. Окончательно оформленный реферат должен быть подписан научным руководителем и представлен аспирантом на кафедру ГСД не позднее 1 апреля первого года обучения аспиранта. При положительной оценке представленного реферата аспирант допускается к сдаче экзамена кандидатского минимума по общенаучной дисциплине «История и философия науки».

Требования к реферату по истории и философии науки

и критерии его оценки



Реферат имеет своей целью показать, что аспирант имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению своей научной деятельности, умеет аналитически работать с научной литературой, систематизировать материалы и делать обоснованные выводы. При выборе темы реферата необходимо исходить, прежде всего, из ее актуальности, а также собственных научных интересов по выбранной для обучения в аспирантуре специальности.

Реферат должен носить характер творческой самостоятельной научно-исследовательской работы. Изложение материала не должно ограничиваться лишь описательным подходом к раскрытию выбранной темы, но так же должно отражать авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.

При выборе темы реферата необходимо руководствоваться примерным списком тем, прилагаемым в настоящей рабочей программе .

Реферат состоит из 3-х частей:

  • введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);

  • основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;

  • заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).

Объем работы 25-30 страниц печатного текста (шрифт № 14 Times New Roman, через 1,5 интервала).

Текст должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, диаграммами, причем наиболее ценными из них являются те, что самостоятельно составлены автором. Громоздкие иллюстративные материалы должны даваться в составе приложения1.

Необходимой частью реферата является список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой. Список составляется в соответствии с правилами библиографического описания (в качестве примера можно использовать Список литературы к данной Программе).

При выполнении работы нужно обязательно использовать законодательные акты, нормативные документы2, книги, статьи, статистические сборники, фактическую информацию, материалы официальных сайтов Интернет. Ссылки на использованные источники, в том числе электронные – обязательны3.

Реферат представляется на рецензирование в печатном и электронном виде. Работы, не соответствующие установленным требованиям или скачанные из Интернета4 не принимаются, а аспирант не допускается к сдаче кандидатского экзамена по "Истории и философии науки". Реферат рецензируется преподавателем кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин», имеющим ученую степень. Оценка - дифференцированная в зависимости от степени соответствия реферата установленным критериям (см. ниже).

Критерии оценки реферата


1.

Актуальность темы

2.

Имеется ли научная проблема в формулировке и постановке темы исследования

3.

Дан ли обзор научной литературы по теме (наличие ссылок на работы российских и зарубежных ученых)

4.

Наличие теоретической базы исследования

5.

Показана ли взаимосвязь теоретических аспектов темы с российской (международной) практикой

6.

Имеется ли аналитический раздел

7.

Имеется ли статистическая информация по теме, самостоятельно обобщенная автором (таблицы, графики, расчеты и др.)

8.

Представлена ли законодательная, нормативная база (российская и зарубежная) по теме

9.

Насколько развернуто и полно представлена библиография по теме

10.

Присутствуют ли собственные оценки, позиция автора по аспектам исследования



5. Темы рефератов для допуска к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки»:

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Социальные трансформации и изменение понятия "общество".

  3. Парадигмы социологии.

  4. Основные исследовательские направления в социологии.

  5. Социальный порядок.

  6. Исследовательские программы социологии.

  7. Методологическая роль философии в социологии.

  8. Понимание общества.

  9. Социализация.

  10. Теории среднего уровня социологии.

  11. Социальная стратификация.

  12. Социологические теории класса.

  13. Проблема бедности и неравенства в социологии.

  14. Социальная мобильность.

  15. Матрица социологического знания.

  16. Эмпирическая социология.

  17. Когнитивная микросоциология и ситуционизм.

  18. Социальная феноменология.



6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

6.1. Основная литература.

  1. Губин В.Д. Философия: учебник.- М.: ТК Велби: Проспект, 2011.

2.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник.-М.: Логос, 2011.

3.Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майдановский А.Д.: Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей.-М.: ИНФРА-М, 2010.

4.Философия. Учебник / Под ред.В.Н.Лавриненко.- М.: 2012.

5.Философия: учебник./ Под ред. А.Г.Спиркин.-М.: Юрайт, 2012.
6.2. Дополнительная литература.

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Войтов А.Г. История и философия науки. Учебное пособие.-М.:Дашков, 2008.

3.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004

4. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник.- М.: Проспект, 2009.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие.- М.: Логос, 2000.

6.История и философия науки. Учебное пособие. Под ред. А.С.Мамзина.- СПб.: Питер, 2008.

7. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов.- М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

8. Микешина Л.А. Философия науки. - М.: Логос, 2005.

9. Миронов В.В. Философия. Учебник.- М.: Проспект, 2008.

10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ.ред. проф. В.В.Миронова.- М.: Гардарики, 2007.

11. Социология: Учебник для вузов/под ред. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

12. Социально-гуманитарные знания/ научно-образовательное издание. № 2, 2012.

13.
я экономической науки, цатура:

*ческой экономии. - М.:

1НФРА - М., 2000. ы экономической стати-

ссии за 100 лет. Истори-

а 20 века.- Спб.: Эконо-

уки,- М.: Наука, 1993. ской науки.- М.: Наука,

ЕХНИКИ

4.УК

ра:

жи и технических наук.

\ науки и техники. М.;

>: техникознания. Сиб.

; технических наук. М.:

развитии человечества.

;и? М.: Наука, 1995. сменность. М.: Наука,

атура:

[ашин в историческом из научно-технических
Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006г

14. Федотова В.Г. Как возможна социальная наука в России и других незападных странах// Социальные знания и социальные изменения. - М.: ЮНИТИ, 2001.

6.3. Web-ресурсы:

1. http://www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

2.http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти Российской Федерации.

3. http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.

4. http://soc.lib.ru

5. http://elibrary.ru

6. http://www.ido.edu.ru

7. http://www.psihologu.ru

8. http://www.hr-portal.ru

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

3

2. Содержание программы

4

3. Вопросы к кандидатскому экзамену

14

4. Методические рекомендации по подготовке реферата

5. Темы рефератов

6. Рекомендуемая литература

17

21

23










1 Объем приложений не ограничивается, но в общий объем работы не засчитывается

2 См. базы данных «Консультант Плюс» или «Гарант».

3 Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования - ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ) от 18.12.2006 N 230-ФЗ. Ст. 1274


4 Рефераты тестируются с помощью системы «АНТИПЛАГИАТ»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconРешением совета факультета социальных коммуникаций от «29» августа
Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Подготовка аспирантов (соискателей) к сдаче кандидатского экзамена включает в себя
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconТемы рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена...
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по дисциплине од. А. 01 «История и философия науки»
Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук в качестве обязательного условия предусматривает сдачу соискателями...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconМетодические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск