государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА здравоохранения РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России)
П Р И К А З
22 февраля 2013 года №89 г. Краснодар Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 года № 696 «Об утверждения перечня кандидатских экзаменов», приложения 2 к письму Минобрнауки России АС-729/03 от 6 июля 2005 года «Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки», п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить темы рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» в 2013 году:
Медицина и религия. Этико-философские параллели в истории становления и развития.
Философское обоснование биоэтики как науки.
Современная наука и проблема этиологии болезней.
Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине.
Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия. Эволюция критериев оценки.
Здоровый образ жизни: сущность и методологические основы медицины.
Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины.
Диалектика и системный подход в медицине.
Дифференциация медицинских наук и основания их единства.
Этические принципы медицинской профессии.
Эволюция философских и медико-теоретических представлений о человеке, о его здоровье и болезни в истории культуры.
Традиционные системы врачевания Древнего Востока (Медицина древних государств Месопотамии, Древнего Египта, Индии, Китая). Их влияние на последующее развитие медицины и здравоохранение.
Представление о нервных болезнях в медицине Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Рима.
Философские основы китайской традиционной медицины.
Врачебные школы и философские основы медицины Древней Греции.
Врачебная этика в работах «Гиппократова сборника».
Медицина в символах и эмблемах.
Философские основы медицины Древнего Рима.
Вопросы оказания медицинской помощи детям в трудах великих врачей древности.
Теология и наука. Средневековые университеты и медицина.
История акушерства и гинекологии в древности и в Новое время.
Взаимные влияния Старого и Нового света в области медицины.
Христианство и нравственные основы медицины.
Средневековая медицина: теоретическая рефлексия как основа понятия патологии. Начало психотерапии.
Успехи естествознания 16 века и их влияние на медицину. Леонардо да Винчи, А. Везалий, У. Гарвей.
Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения.
Ятрофизическое и ятрохимическое направление в медицине. Парацельс, Санторио и другие.
Эмпиризм Ф. Бэкона, его индуктивная логика и клиническое мышление современного врача.
Европейский рационализм Нового времени и соматическая медицина.
Проблемы гуманизации медицины и гуманитаризации медицинского образования.
Дифференциация, взаимосвязь и интеграция медицинских наук. Их взаимосвязь с естественно-научным и гуманитарным знанием.
Социальные детерминанты жизни человека и его психического здоровья.
Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации.
Понятие жизни в современной науке и философии.
Этапы развития анатомии в древности и в Новое время.
Теория эволюции и ее влияние на развитие анатомии.
Анатомия в России: достижения и проблемы.
Новейшие подходы и методы в анатомии и их интеграция.
Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.
Становления и развитие генетики.
Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.
Генная инженерия и ее перспективы.
Изучение наследственных заболеваний в истории медицины.
Традиции и современные проблемы отечественной генетики.
Новые направления в общей и медицинской генетике человека.
Современная антропология и эволюция человека.
Проблема эволюции современного человека.
Научно-технический прогресс и микробиология.
Современные концепции иммунитета.
Роль отечественных ученых в развитии микробиологии.
Экология как интегральная научная дисциплина.
История становления гистологии, цитологии как науки.
Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки.
Гистология и эмбриология как базовые дисциплины в системе медицинского образования. Основные этапы развития.
Отечественные гистологические школы: перспективы развития.
Организм как саморегулирующаяся система.
Современное состояние отечественного здравоохранения и пути его реформирования.
Социальные аспекты медицинской деятельности: профилактики, лечения, диагностики, реабилитации.
Общественное здоровье как научная дисциплина и национальная ценность.
Вклад в развитие социальной медицины отечественных медиков 17-20вв.
Здравоохранение как социальная функция медицины.
Значение медико-биологических, клинических, гигиенических и общественных наук в социальной медицине и управлении здравоохранением.
Основные исторические этапы развития национального здравоохранения.
Медицинское страхование в России: история и современность.
Информатизация здравоохранения России на современном этапе.
История становления санаторно-курортной помощи населению.
Становление эндокринологии как науки. Ее предмет и методы исследования.
Становление детской эндокринологической службы в России.
Проблемы и методы современной офтальмологии.
Профилактика глазных болезней и отечественная медицина.
Развитие учения об инфекционных болезнях в истории медицины.
Система профилактики инфекционных болезней в России. Пути ее совершенствования.
Научно-технический прогресс и медицина.
Международное сотрудничество в области медицины.
Методологические проблемы современной лучевой диагностики.
Токсикология: история и современность.
Современная дерматовенерология в системе наук: предмет и методы исследования.
Традиции отечественной дерматологической школы: достижения и проблемы.
Становление гинекологии как науки.
Вклад отечественных медиков в развитие акушерства и гинекологии
История акушерства в России.
Поддержка материнства и детства в социальной политике государства.
Становление анестезиологии как науки.
История развития методов обезболивания: перспективы и проблемы.
Формирование педиатрии как самостоятельной научной дисциплины.
Становление российской педиатрической школы: достижения и проблемы.
Современные проблемы в области педиатрии и охраны детского здоровья.
Исторические этапы развития хирургии: взаимосвязь теории и практики.
Теория и практика хирургии: история и современность.
Организация хирургической помощи в России на современном этапе.
История развития асептики и антисептики.
Традиции и перспективы развития хирургии.
Проблемы и методы современной травматологии и ортопедии.
Историко-логическая ретроспектива гуморальной и клеточной теорий в патологии.
Исторические периоды развития учения об этиологии болезней.
История становления неврологии как науки.
История становления детской неврологии.
История становления нейроморфологии в 19 веке.
История представлений о природе психических заболеваний в обществе.
Зарождение и становление психоанализа.
Теория и практика психиатрии рубежа 20-21 вв.
Этапы развития микробиологии. Предмет и методы.
Медицинская микробиология в первой половине 20 века. Открытия и проблемы.
Становление вирусологии как самостоятельной науки.
Исторические этапы становления аллергологии.
Клеточная теория и теория тканей. История открытий.
История организации скорой и неотложной медицинской помощи.
История и современное представление о реабилитации в медицине.
Современная демографическая ситуация в России и пути ее улучшения. Задачи медицины в этом процессе.
Медицина катастроф.
Применение радиоэлектроники в биологии и медицине.
Актуальные проблемы медицинской и биологической кибернетики.
Медицинские (врачебные) школы на Кубани: история и современность.
Мировоззренческие и социально-этические проблемы регенеративной медицины.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на проректора по научно-исследовательской работе профессора А.Н.Редько. Ректор С.Н.Алексеенко
Проект приказа согласован:
Проректор
по научно-исследовательской работе А.Н.Редько Заведующая кафедрой философии,
психологии и педагогики Т.А.Ковелина
Зав.докторантурой и аспирантурой С.П.Орловская
Проект приказа подготовлен научно – организационным отделом |