Предисловие Предисловие переводчика





НазваниеПредисловие Предисловие переводчика
страница1/5
Дата публикации27.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Динамическое айкидо

Гозо Шиода

Содержание

Предисловие

Предисловие переводчика

История айкидо

Раздел 1. Природа айкидо

Раздел 2. Стойки и перемещение

Раздел 3. Базовая техника

Shiho-nage ("Бросок на 4 стороны")

Ikkajo Osae ("1ый способ контроля")

Nikajo Osae ("2ой способ контроля")

Sankajo Osae ("3ий способ контроля")

Yoankajo Osae ("4ый способ контроля")

Sokumen-irimi-nage ("Бросок боковым входом")

Shomen-irimi-nage ("Бросок встречным входом")

Hiji-jime ("Замок локтя")

Kokyu-ho("Дыхательная техника")

Tenchi-nage ("Бросок неба и земли")

Kote-gaeshi ("Скручивание кисти наружу")

Раздел 4. Практическое применение

Словарь терминов
стр. 7.
Предисловие
Цель этой книги - изложить основы айкидо в форме учебного

пособия для начинающих. Описываемые приемы, включающие основные

базовые движения, выбраны из ежедневно используемых в учебном

центре Tokyo Yoshinkan.

Я старался, по возможности, дать простую классификацию

приемов и описать их простым понятным языком. Однако, многие

моменты в айкидо, как и во всех японских боевых искусствах, не

могут быть адекватно об`яснены словами и фотографиями. Но, хотя

эта книга ни в коем случае не сможет заменить квалифицированного

учителя, я надеюсь, что она будет полезным дополнительным

пособием при индивидуальном обучении.

Я очень благодарен Сейши Терада, Такаши Кушида, Киоиши

Иноуе, всем инструкторам центра Yoshinkan, которые на фотографиях

изображают моих противников, а также тем ученикам, которые тоже

тратили на это время и энергию. Я также признателен своим старшим

коллегам и деректорам центра за помощь и советы по подготовке

этой книги. Наконец, я должен поблагодарить Джеффри Гамильтона за

перевод этой книги на английский язык и составление раздела по

практическому применению.

Гозо Шиода
стр. 9

Предисловие переводчика
Поскольку эта книга исходно предназначена для

читателей-японцев, она подразумевает знание основ истории и

культур Японии. Более того, для описания техники японских боевых

искуств используетя определенная терминология, которая может быть

понята или угадана большинством японцев, но не имеет смысла в

прямом переводе.

Следующие пояснения написаны с целью объяснить или уточнить

некоторые из этих моментов для западного читателя.

САМУРАИ: Еще всего около 100 лет назад Япония была

феодальной страной. Земля была разделена на отдельные владения, а

общество - на 4 устойчивых слоя. Низшими были купцы, над ними -

ремесленники, затем фермеры и, наконец, класс воинов - самураи.

Самурай работал на помещика-феодала. За получаемую плату от

него требовалось защищать своего хозяина и , если нужно, умереть

за него. После 1600 г. гражданской войны в Японии не было, и в

следующие два с половиной века самураи как класс были в основном

связаны с управлением, однако, их обязанности по-прежнему

включали практику боевых искусств (именно в этот период эти

искусства были разделены по направлениям и классифицированы), а

также основы самодисциплины и философии, в частности системы

дзэн.

ПУТИ: Исходным Японским словом для обозначения боевых

искусств было bujutsu- первая часть "bu" означает "военный",

вторая "jitsu" значит "искусство". После окончания феодального

периода в Японии (с 1860-х гг.) эти искусства изучались меньше с

точки зрения практического применения и больше внимания стали

уделять элементам философии. Это изменение отразилось в замене

второй части названия на 'do", что имеет абстрактное значение

"путь" в смысле, подразумеваемом в системе дзэн, то есть

практика, ведущая к просветлению. Так, kenjitsu стало называться

kendo, kyujitsu - kyudo, и т.д. стр.10

АЙКИДО: Основной принцип айкидо- "настройка" на противника,

позволяющая предчувствовать его намерения и делающая возможным

выгодное использование его движения. Этот принцип дал айкидо его

название: "ai" значит "встретить", "ki"- дух, и "do" - "путь" в

философском смысле объясненном выше.

Айкидо и меч: В объяснении приемов айкидо постоянно

упоминается использование меча. Следует сказать, что имеется в

виду японский меч, который обычно держат двумя руками и

направляют прямо вперед корпуса, при этом руки находятся на

уровне солнечного сплетения, а плечи и таз развернуты по

отношению к противнику.

При ударе в kendo (японская техника) движение начинается с

таза. Когда меч поднят ( а именно это положение наиболее часто

упоминается в айкидо) создается впечатление, что толчок направлен

от таза к локтям с тем, чтобы поднять их. Обе руки поднимаются до

или чуть выше уровня лба и находятся на одной линии с центром

симетрии корпуса.

ATEMI: Эти удары наносятся в определенные чувствительные

точки тела кончиками пальцев, ребром ладони, коленями, пальцами

ног, пятками , и т.д. В этом тексте наиболее часто упоминается

удар metsubushi ("выбивание глаз"), который наносится косточкой у

основания среднего пальца в точку, расположенную точно между

глазами.

"Фиксированный захват" и "контроль" Выражение "фиксированный

захват" применяется в этом контексте для обозначения момента,

когда захват становится эффективным, т.е. начинается болевое

действие. Словом "контроль" обозначается, как правило, последняя

стадия движения, когда противник полностью обездвижен или хотя бы

неспособен ни к каким эффективным движениям.

"Раскрытие" корпуса: это удобное обозначение для поворота на

одной или другой ноге с одновременным поворотом корпуса, т.е.

наподобие открывания двери.

"Смещение вверх": В прямом смысле означет момент

естественного поднятия центра тяжести тела, например, при ходьбе.

В переносном - смещение центра тяжести тела противника вверх. Не

имеет отношения к простому подниманию вверх.
стр. 11

История айкидо
После окончания войны, и особенно в последнее десятиление,

популярность старинного японского боевого искусства айкидо не

только быстро возросла в его родной стране, но и распространилась

заграницей, особенно в Америке, Европе и юго-восточной Азии.

Исходно боевые искусства были просто методами защиты и

нападения, которые использовали для эффективной самообороны в

рукопашной схватке или в схватке с палками. В случаях, когда

человек маленького роста и относительно слабый побеждал более

крупного противника с помощью определенной техники, это могло

быть основой нового направления. Так, в течение многих лет

учителя и практики этих искусств, часто в условиях риска для

собственной жизни разработали и развили те направления, которые

сегодня достигли уровня науки.

Под влиянием буддистских концепций боевые искусства

превратились из простого собрания приемов в философские "пути".

Области их применения выросли от простой цели убить врага до

комплекса элементов, связанных с повседневной жизнью. Иными

словами, пути убийства заменились путями жизни.
После исчезновения класса самураев боевые "искусства" стали

боевыми "путями" и им стали придавать важное знаение как способам

повышения моральной устойчивости, необходимой для создания

полноценного общества. Тем не менее, в итоге боевые искусства

остаются искусствами мужчин-бойцов - самураев и даже когда

основная цель победы над врагом потеряет значение они должны

будут прекратить свое существование. Соответственно, они не

должны становится чисто интеллектуальными упражнениями, не

следует уменьшать значение основного "положения" budo и "пути

развития техники" не должны исключаться как форма духовных и

физических упражнений.

До сих пор еще нет достаточно полной информации об истории

айкидо, но хотя, без сомнения, появятся новые данные, материал

изложенный ниже достаточно полно отражает состояние знаний на

данный момент.

Современное айкидо основано на daito aikijutsu, которое
стр. 12
как считают, основал принц Тейджин, шестой сын императора Сева

(850-880 г.) Через сына принца Тсунемото оно было передано

последующим поколениям семьи Минамото. Время, когда оно дошло до

Шинра Сабуро Йошимитсу, младшего брата Йошие Минамото, можно

считать периодом закладки основ современного айкидо. Йошимитсу

явно был исключительно тренированным и знающим человеком.

Говорят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая как

паук ловко ловит большое насекомое тонкой сетью. Сохранились

упоминания, что Йошимитсу изучал анатомию, вскрывая тела убитых

на войне и преступников. Название его дома "Daito Mansion" дало

название его системе aikijutsu.

Второй сын Йошимитсу, Йошикийо, жил в Такеда (провинция

Кай), и получилось так, что он стал известен под этим именем. В

дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как

тайное искусство дома Такеда и изучать ее могли только члены

семьи и родственники, В 1574 г. Такеда Кинутсугу переехал в Аизу,

и техника. перешедшая к его последователям, стала известна как

техника Aizu-todome.

Затем это искусство практиковалось исключительно самураями и

сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной

раздробленности в начале периода Мейджи в 1868 г. В это время

бывший главой семьи Сокаку Такеда Сенсей начал учить этому

искусству за пределами владений Такеда. Он путешествовал по всей

Японии и , наконец, остановился на острове Хоккайдо. Его сын,

Токимуне Такеда Сенсей открыл школу Daitokan dojo в Абашири на

острове Хоккайдо и продолжает дальше развивать айкидо в качестве

основоположника школы Daito.

Самым выдающимся учеником Сокаку Такеда был Морихей Уешиба.

Уешиба Сенсей, человек редких способностей, который добавил к

школе Daito основные элементы других древних боевых искусств и

свои собственные приемы, считается основателем современного

айкидо. Многие годы Уешиба Сенсей учил и руководил школой в

Вакаматсу-чо в Токио.

В возрасте около 80 лет он сохранял активность. Школа Уешиба

Aikido Honbu сейчас работает под руководством его сына Киссхомару

Уешиба, который с большим успехом посвятил себя распространению

айкидо в Японии и за ее пределами.

Способный ученик Уешиба Сенсея, Лутджи Томики из

университета Васеда, очень активен как тренер и занимается в

основном развитием спортивного айкидо.

Одним из самых выдающихся учеников Уешиба был Гозо Шиода

(9ый дан) автор этой книги и директор школы Aikido Yoshinkan,

который внес большой вклад у увеличение популярности айкидо после

войны. Шиода поступил в школу Уешиба Сенсея в возрасте 18 лет и

жил там 8 лет, еще учеником показывая четкую красивую технику и

исключительную энергию, которой он известен сейчас. Как Сокаку

Такеда и Морихей Уешиба, Шиода Сенсей небольшого роста и весит

всего около 50 кг. Тот факт, что несмотря на это он стал очень

знаменитым, подтверждает на мой взгляд, рациональность и

эффективность айкидо.

Огромный интерес к айкидо после войны, вероятно, зародился в

1954 г., когда в рамках деятельности общества долгожителей было

огранизовано представление японских боевых искусств в Токио.

Принявший участие в показательных выступлениях Шиода Сенсей

привлек большое внимание, и его выступление было высоко оценено.С

этого времени популярность айкидо росла настолько быстро, что в

течение года группой финансистов был организован учебный центр

Aikido Yoshinkan (прзидент шоширо Кудо), в число учителей

которого вошел Шиода Сенсей.

Если учесть, что до войны айкидо занимались лишь отдельные

люди и специальные группы арми и флота, распространение и

популярность этого искусства в настоящее время удивительны.

Однако, для столь быстрого развития требуются квалифицированные

учителя, и дальнейшее развитие айкидо будет определяться

возможностями подготовки тренеров, способных поддержать высокие

стандарты этого искусства.

В заключение, я приношу извинения и благодарность всем

учителям, имена которых здесь не упомянуты.

Хироши Такеучи
стр. 14
Раздел 1
Природа айкидо
Как и все боевые искусства, айкидо обязано своим развитием

бессчетному количеству учителей и практиков, которые за прошедшие

800 лет разработали и отшлифовали приемы, иногда с риском для

собственной жизни. Принципы, на которых основаны эти приемы, в

настоящее время сформулированы на научном уровне. Один из

характерных принципов айкидо - круговое движение (marui). Если

нападение ведется вдоль прямой линии, то при "встрече" с

перемещением по дуге оно может быть заданным образом направлено и

остановлено. После овладения техникой кругового перемещения можно

встретить нападение любой силы с любой стороны. Более того, в

ежедневно встречающихся ситуациях может использоваться принцип

встречи с круговым движением. Успешное овладение приемом возмодно

только при спокойствии и отработке пути достижения состояния

гармонии с противником. Реальную силу дает быстрое, но гибкое

мышление в сочетании с хорошо тренированным телом (на фото

показан бросок Kokyu nage)
стр. 16

Гармония айкидо и мышление
Основная аксиома айкидо состоит в том, что физически слабый

может победить сильного за счет изучения техники. Однако, айкидо

это более чем просто физическая подготовка. Для координации с

учетом движения и силы противника ум, как и тело, должен быть

гибким.Другими словами, для выгодного использования движений

противника нужна тонкость и гибкость ума. Если смотреть глубже,

это означает, что aikidoka должен понимать своего противника и

разделять его чувства, поэтому конечная цель состоит не в том,

чтобы нанести повреждение противнику, а в стремлении к состоянию

гармонии с ним.

Соревнование, которое ведет к развитию мании величия и

комплекса неполноценности, исключается в тренировках по айкидо, и

приемы успешно изучаются в форме ката, то есть при работе с

партнером каждое движение повторяют до тех пор, пока оно

полностью не усвоится и не станет рефлекторным. Айкидо - это не

только взаимодействие людей, оно предусматривает форму

тренировки, за счет которой aikidoka учится достижению гармонии с

природой в процессе отработки приемов, основанных на естественных

движениях. Неуклюжее или вынужденное движение не может быть

отнесено к айкидо.
Приемы и практика
Анализ техники
Техника - это способ достичь максимального эффекта при

минимальных усилиях. В основном это делается путем использования

силы противника против него самого. Поэтому, при толчке aikidoka

двигается в напрвлении атаки, прибавляя свою силу к силе

противника. Аналогично, если противник тянет, он, вместо того

чтобы тянуть в противоположном направлении, добавляет свой вес и

силу своего движения к тянущему движению противника, затем

применяет прием и за счет этого приводит противника под контроль.

Он побеждает не в результате силового единоборства, а используя

силу противника.

Хотя большинство приемов предусматривает случай единоборства

двух людей без оружия, имеются и приемы для различных других

случаев# вооруженный человек против вооруженного, невооруженный

против вооруженного, один человек против нескольких нападающих. В

итоге описано более трех тысяч приемов, из которых около ста

пятидесяти входят в состав базовых. Постоянная тренировка этих

базовых приемов открывает путь для овладения остальными.
стр. 17
Классификация и названия приемов
Приемы айкидо классифицируются следующим образом# tachi waza

(оба стоят), suwari waza (оба сидят) и hanmi-hantachi waza (один

сидит, второй стоит). Эти группы далее делятся на nage waza

(бросковые приемы) и osae waza (приемы контроля). Основная часть

базовых приемов включает te waza (технику работы с кистью). Так

сложилось потому, что в прошлые времена в бою носили доспехи, а

кисти противника были доступны и уязвимы.

Поскольку айкидо включает тысячи приемов, почти невозможно

дать им всем названия, поэтому названия имеют только базовые

приемы, причем в основном их называют просто ikkajo, nikajo

(первая, вторая группа) и т.д. Это значит, что обычному человеку

сложно понять сущность приема, услышав его название. Для новичка

гораздо лучше сосредоточится на выполнении самого движения, чем

на запоминании названий.

В старых книгах по боевым искусствам используются запутанные

об`яснения и требующие запоминания названия; предполагалось, что

это сохранит секреты искусства. Опять же вероятно, что для

описания приемов и методов приглашали служителей дзэн-буддистских

храмов, связанных с семьями самураев, что объясняет факт

доступности описания только для посвященных.
Практические методы
Хотя приемы айкидо обычно отрабатывают в форме ката, это не

значит, что движение "мертво"; напротив, каждое его повторение

должно быть эффективным. Сущность тренировок по айкидо в том, что

оба партнера совершенствуют свои движения и пытаются набрать

реальную силу за счет правильного применения приемов. Хотя в

айкидо, в отличие от других видов спорта, не приняты понятия

победы и поражения, ни в коем случае не следует забывать конечную

цель контролирования противника за счет достижения превосходства

над ним. В то же время, как уже упоминалось, aikidoka постоянно

должен стремиться к "умственной гармонии".

Правильно выполняемый прием айкидо не требует особых усилий.

Более того, ни один прием айкидо не требует силы, превышающей

норму; сила любого, кто может поднять около 30 кг, достаточна.

Если же в какой-то момент для выполнения приема требуется большая

затрата силы, можно смело сделать вывод о плохом исполнении.

Таким образом, поскольку айкидо допускает отработку приемов как

со значительными, так и с минимальными затратами энергии, оно

может успешно изучаться людьми обоих полов и любого возраста.

Более того, айкидо одновременно служит для улучшения здоровья,

самообороны, развития мышления и, что важно для женщин, для

увеличения красоты за счет улучшения фигуры.
Круговое движение
Секрет способности выгодно использовать физическую силу

противника в айкидо основан на принципе движения marui

("кругового").

Почти ни одно движение в айкидо не идет по прямой линии:

ноги, туловище и руки описывают дуги и, более того, эти движения

в трехмерном пространстве идут по сферической поверхности или

спирали. За счет кругового движения aikidoka способен, не боясь

столкновения, добавить свой вес и свою силу к силе тянущего

движения или толчка противника.

Пример смены направления показывает преимущество кругового

движения. Если вначале корпус двигается по прямой, то для смены

направления нужна пауза; если же начальное движение идет по

кругу, то нет необходимости менять скорость перемещения. Часто

встречаются следующие примеры кругового движения# вращение

корпуса на одной ноге, движение по дуге и движение рук как бы по

сферической поверхности.

Первой задачей при подготовке этой книги было правильное

обучение круговым движениям. От ученика требуется особое внимание

к этому, вероятно, самому важному базовому движению в айкидо и

обязательное изучение фотографий вида движений сверху.
Сферическое движение
Круговое движение не ограничено одной плоскостью; оно может

идти спереди назад, справа налево, вверх или вниз, то есть

опытный aikidoka должен уметь двигаться по кругу во всех

направлениях, если он хочет иметь возможность встретить нападение

с любой стороны.
Центробежная и центростремительная силы
Круговое (или сферическое) движение естественным образом

создает центростремительную и центробежную силы. Первая

аналогична силе, втягивающей предметы в водоворот или смерч,

вторая соответствует силе, сбрасывающей предметы с вращающейся

подставки. Анализ правильно и своевременно выполняемых приемов

показывает, что эти силы успешно используются в айкидо.

В большинстве случаев полный выход противника из равновесия

достигается за счет вращения или поворота, а не прямого

нападения. Чтобы более детально рассмотреть это движение

представьте, что противник атакует прямым ударом. Если вместо

того, чтобы грудью встретить нападение, уйти с дороги и, не

препятствуя движению противника, применить легкое давление вверх

по спирали, то очень небольшого усилия будет достаточно, чтобы

изменить направление атаки, вывести противника из равновесия и

лишить силы. Это аналогично силе урагана торнадо, если ее

сравнить с силой ветра, дующего в одном направлении.
Основные компоненты движения

Скорость
Скорость- жизненно важный элемент айкидо, как и в

большинстве видов спорта: во-первых, чтобы скоординировать

движение с перемещанием противника и, во-вторых, чтобы в нужный

момент уйти от атаки. Например, в первом случае, было бы

невозможно прыгнуть на площадку поезда, идущего со скоростью

около 150 км/ч, но это относительно легко сделать, находясь на

платформе, движущейся рядом с поездом с той же скоростью. Как

пример второго случая использования скорости, при падении

тяжелого предмета на голову достаточно, чтобы движение было

выполнено непосредственно перед возможным ударом и на минимальное

расстояние, позволяющее его избежать.
Время реагирования
Время реагирования определяет синхронизацию собственных

движений с движениями противника - в этом сущность айкидо. Оно, в

свою очередь, формируется сочетанием скорости и концентрации

энергии (второе объясняется ниже). Правильное время реагирования

аналогично способности выбрать момент, когда волна начинает

откатываться, ударившись о скалу.
стр. 20
На фотографиях противник двигается вперед, толкая плечи автора

двумя руками. В нужный момент поток силы повернут в обратном

направлении и выполнен бросок противника. Основное значение имеет

правильное время реагирования противодвижением.
Концентрация энергии
Shuchu-ryoku - это полная концентрация чьей-либо силы в

заданный момент в заданной точке. Например, захватывая запястье

противника, нужно вложить в точку захвата всю силу. Напротив,

если при нанесении atemi (термин объяснен в предисловии

переводчика) правой рукой часть силы используется левой, то удар

теряет большую часть своей эффективности.

Хотя полная концентрация силы невозможна, при регулярных

тренировках можно достичь достаточно высокого уровня. Известны

случаи, когда в экстремальных ситуациях, например, при пожаре,

даже нетренированные люди поднимали предметы, которые в

нормальных условиях были бы для них слишком тяжелыми - это пример

бессознательной концентрации силы. Тренировка дает возможность

научиться концентрировать собственную силу по желанию.
Движение центра тяжести
Перемещая свой вес и регулируя его распределение между

ногами можно удвоить силу выполнения приема. Фактически, степень

эффективности приема зависит от правильности использования веса.

В базовых движениях айкидо существенное внимание уделяется

переносу центра тяжести, и ученик должен постоянно держать это в

уме при практической работе.
стр. 22
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предисловие Предисловие переводчика iconКнига Пяти Колец предисловие переводчика япония при жизни Мусаси
Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император
Предисловие Предисловие переводчика iconАбу ма'шар краткое введение в науку о приговорах звезд предисловие переводчика
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие переводчика
Однако определить это понятие формально, в математических терминах, не так просто. В начале 20-ого века, в связи с развитием вычислительной...
Предисловие Предисловие переводчика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие переводчика
Человечеству сил, преследующих собственные цели, одной из тактических задач которых является порабощение людей во всемирном масштабе...
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие переводчика
Так что не удивляйтесь когда к вам подсядет долговязый парень, или заглянет через плечо мужчина средних лет с бородкой. Читать кого-то...
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие переводчика
Так что не удивляйтесь когда к вам подсядет долговязый парень, или заглянет через плечо мужчина средних лет с бородкой. Читать кого-то...
Предисловие Предисловие переводчика iconТемы для работы в группе ас выздоровление продолжается…
Предисловие 2
Предисловие Предисловие переводчика iconПрактикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология

Предисловие Предисловие переводчика iconКрёстный тесть
Предисловие или вот так это все начиналось
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие издателя
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Предисловие Предисловие переводчика iconОглавление стр. Предисловие 2
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Предисловие Предисловие переводчика iconМетодическое пособие Предисловие
Соотносительный анализ календарно-тематического планирования на 1 полугодие с учебными предметными программами
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие часть первая самопознание
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Предисловие Предисловие переводчика iconПредисловие Раздел I. Введение
Заполнение заявки на подбор персонала осуществляется непосредственным руководителем подразделения, у которого открылась вакансия
Предисловие Предисловие переводчика iconАлександр Ивин Логика Предисловие
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – Журналистика (квалификация журналист)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск