Скачать 59.74 Kb.
|
Министерство образования Российской федерацииСанкт-Петербургский государственный университетФилософский факультет
_________________ Программа учебной дисциплины ОПД. ДВ – «Философия Ф. Ницше.» специальность - 020100 Разработчик доцент, кандидат философских наук А.Б.Рукавишников Рецензенты: профессор, доктор философских наук К.А.Сергеев доцент, кандидат философских наук Б.Г.Соколов 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины. Курс "Философия Ф. Ницше" является специальной дисциплиной в числе предусмотренных учебным планом специальности "философия" дисциплин по выбору студентов. Изучение курса преследует цель углубленного ознакомления с содержанием и эволюцией философских взглядов Ф. Ницше в контексте общего движения европейской философской мысли XIX-XX вв. 1.2. Задачи курсаЗадачей курса «Философия Ф. Ницше» является более углубленное изучение творческого наследия великого немецкого мыслителя: уяснение основных этапов формирования его философии; изучение содержания основных работ Ницше; изучить основные формы рецепции его идей европейской философиейии. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускникаДисциплина "Философия Ф. Ницше" призвана дополнить содержание базовых учебных курсов по истории зарубежной философии для студентов отделения "философия". Она является обязательной дисциплиной для студентов специализации «история философии». 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД. ДВ – "Философия Ф. Ницше."
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам8 семестр: лекции – 34 ч., промежуточная аттестация, рефераты, зачет. 3. Содержание дисциплины. 3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий Тема I. Введение в текстологический анализ наследия Ницше.(2 часа)Состав и структура творческого наследия Ницше. Характер и стиль его работ. Идейная борьба вокруг его наследия. Тема II. Ранний период творчества Ницше: «Артистическая метафизика» (8 часов) Искусство как «органон» философии. Психология искусства. Антитеза сократизма и «трагической мудрости». Трагическое мировосприятие: дуализм представления мира – «аполлоническое» и «дионисическое». Отношение Ницше к «ремеслу историка». Культура и гений: «своевременность» культуры и «несвоевременность» гения. Тема III.Просветительство Ницше. (2 часа) «Наука» как метод понятийной деструкции. Размышление «свободных умов». «Жизнь» в призме науки. Смысл бытия. Тема IV. Речи Заратустры. (12 часов) Структура и стиль «Так говорил Заратустра». «Сверхчеловек» и «смерть бога». Идея «воли к власти». Идея «вечного возвращения». Космологическое понимание проблемы морали.Тема V. Разрушение европейских традиций. Трансцендентальное осмысление ценностей. Генеалогия морали. История человеческих заблуждений. Онтологическая идея и моральный идеал. Проблема нигилизма. Негативная онтология вещей. 3.3.Вопросы и задания для самостоятельной работы В качестве самостоятельной работы для студента, изучающего данный специальный курс, предлагается выбрать один из рекомендованного списка первоисточников (основной литературы), изучить его, осмыслить и отчитаться о результатах своей работы преподавателю в письменной или устной форме (по усмотрению преподавателя) 3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ по дисциплине Выполнение студентами курсовых работ и обязательных рефератов в письменной форме по курсу не предполагается. 3.6. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу Помимо необходимого для получения зачета самостоятельного освоения одного из первоисточников (п. 3.3.) предлагается примерный перечень основных вопросов по содержанию лекционного курса:
4. Учебно-методическое обеспечение курса. 4.3. Материальная обеспеченность дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные аудитории. Компьютерная программа "Философская электронная библиотека" в читальном зале философского факультета СПбГУ. 4.7. Литература 4.7.1. Основная Источники: Рождение трагедии из духа музыки. О пользе и вреде истории для жизни. Философия в трагическую эпоху Греции. Чем я обязан древним. Очерки несвоевременного. Рихард Вагнер в Байрейте. Д. Штраус как исповедник и воспитатель. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Семерки идолов, или как философствуют молотом. Антихрист. Воля к власти. 4.7.2. Дополнительная Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург. 2001. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М. 1994. Фуко М. Слова и вещи. СПб. 1994. Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”. “Вопросы философии”, 1990,N7 Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Время картины мира.// Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. Левит К. От Гегеля к Ницше. Спб., 2002 Коллингвуд Дж. Идея истории. М.,1980 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988 Риккерт Г. Философия жизни. Пг.,1922 Блок М. Апология истории. М.. 1973 Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. Соч., т.2, М., 1988. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903. Белый А. Символизм. М., 1910. |
Примерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия» Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Фридрих ницше и его концепция сверхчеловека «больше поле битвы, чем человек» (19, с. 13). «Тщетно было бы переизлагать философию Ницше на стандартный манер: реконструировать... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Примерная программа дисциплины «философия» «Философия» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Кто такой Заратустра у Ницше? Этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку... | Сверхчеловек Фридриха Ницше (В. Кудряшова, а-351) Введение Его тексты ранят, но эта кровь – его собственная, ибо Ницше писал кровью. Для того, чтобы писать о Ницше нужно ответное напряжение.... |