МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация (степень) «бакалавр»
Новороссийск2013
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: НФ МГЭИ, 2013. – 38 с.
Разработана на основании рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Дибижева В. В.– М. : МГЭИ, 2011. – 40 с.№ 2145 Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (протокол № 10 от 13.05.13 г.). Для студентов НФ МГЭИ, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
№ ЮФ. 13. 076
Одобрено решением Совета филиала протокол №6 от 17 мая 2013 г.
© Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
| 4
| Структура и содержание дисциплины
| 8
| Объем дисциплины и виды учебной работы
| 8
| Тематический план (типовой)
| 9
| Программа курса
| 11
| Образовательные технологии
| 21
| Контроль знаний студентов. Оценочные средства
| 22
| Контрольные вопросы к темам для самостоятельной подготовки
|
23
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
33
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 36
| Вопросы для подготовки к экзамену
| 37
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Философия»относится к первому циклу учебного плана по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция и преподается студентамво2-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).
Освоение философии основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, логики, политологии, социологии, правоведения, экономической теории и др., предусмотренных учебным планом МГЭИ.
Цель освоения дисциплины – формирование и развитие у студентов философского мировоззрения, общей и методологической культуры, целостного систематического представления о мире и месте человека в нём, а также знаний исторических этапов становления, развития и функционирования философии как обобщенного систематизированного знания, выраженного законами и закономерностями природы, общества и мышления.
Основные задачи курса: формирование общей научной картины мира и современного философского стиля мышления, развитие интеллектуальной культуры, высокого профессионализма, устойчивой нравственной позиции и ответственности в управленческой деятельности; уяснение основных этапов развития мировой философской мысли и специфики основных философских дисциплин; усвоение студентами системы философско-методологических знаний, принципов, законов, категорий, концепций, теорий, методов и форм научного познания; овладение диалектикой современного общественного развития, что позволит всесторонне анализировать сложные социальные явления и процессы жизни общества; активизация интереса к философским проблемам управления, усвоение студентами фундаментального знания общих законов строения, функционирования и развития организационно-управленческой деятельности, что позволяет успешно решать общие задачи профессиональной деятельности бакалавров.
Программа курса состоит из 3 разделов, включает 15 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: философия как система знаний и тип мировоззрения, развитие средневековой философии, философии эпохи Возрождения и Нового времени, западноевропейской философии XIX–XX веков, русской философии, философские учения о бытии и развитии, социальная философия и философская антропология.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков, таких как: навыки работы с научной литературой и источниками научной информации; продолжается углубленное изучение наиболее важных разделов и тем, таких как: история философии средних веков, возрождение и Новое временя, западноевропейская и русская философии,познание как проблема философии, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: постановка и решение онтологических и гносеологических проблем античными философами, логика развития и особенности средневекового мышления, философские взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Беркли, Д. Юма, философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания, философские идеи Ф.М. Достоевского и Льва Толстого, общая характеристика теорий происхождения сознания и мышления, генезис коллективного взаимодействия как важнейший фактор формирования и развития сознания, практика как основа, цель познания и критерий истины, деятельность и поведение, общество как совокупность общественных отношений, научно-технический прогресс и эволюция материально-производственной жизни общества, роль науки, техники и технологии в формационном развитии общества, биологические и общественные основания жизни человека, личность как продукт общественных отношений и результат социальной деятельности, мирное сосуществование всех стран, наций и народностей с различными политическими и экономическими системами.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Один семестровый экзамен выражается1-й зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Требования к результатам освоения дисциплины. В процессе изучения дисциплины «Философия» студенты осваивают философию как форму теоретического знания и тип мировоззрения, единство философского и научного познания, универсальность философских обобщений, творческие функции философии, знакомятся с историей философии, с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных социокультурными факторами, с основными проблемами бытия, сознания, формами и методами научного познания, социальной философией и философской антропологией.
В результате освоения курса выпускники направления подготовки «Юриспруденция», должны:
знать предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;
уметь ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;
владеть навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010). СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе:
| 36
|
| 36
|
|
| Лекций (Л)
| 18
|
| 18
|
|
| Практические (П)
| 18
|
| 18
|
|
| Самостоятельная работа (всего),
втом числе:
| 36
|
| 36
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
| 36
|
| 36
|
|
| Решение практических ситуаций
|
|
|
|
|
| Подготовка научных докладов и сообщений
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| 36
|
| 36
|
|
| Общая трудоемкость
Зач. ед.
| 108
|
| 108
|
|
| 3
|
| 3
|
|
|
Тематический план (типовой)030900.62 Юриспруденция
№
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| Формируемые компетенции
| лекции
| практические
занятия
| 1
| Философия как система знаний и тип мировоззрения
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6.
| Раздел I. История философии
| 2
| Возникновение и основные этапы развития философии Древнего мира
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9.
| 3
| Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9.
| 4
| Основные направления западноевропейской философии XIX–XX веков
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6.
| 5
| Русская философия
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9.
| Раздел II. Бытие. Развитие. Познание
| 6
| Философское учение о бытии (онтология)
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.
| 7
| Философское учение о развитии
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9.
| 8
| Сознание
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6.
| 9
| Познание как проблема философии. Наука и научное познание
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-9.
| Раздел III. Социальная философия и философская антропология
| 10
| Общество как объект философского анализа
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.
| 11
| Сферы общественной жизни
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-9.
| 12
| Проблема периодизации всемирной истории
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6.
| 13
| Социокультурная природа человека
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9.
| 14
| Личность и общество
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9.
| 15
| Глобальные проблемы современности
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.
|
| Экзамен
| 36
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 108
| 36
| 18
| 18
| 36
|
|
ПРОГРАММА КУРСА
|