Высшего профессионального образования





Скачать 348.91 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации03.01.2015
Размер348.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

на основе модульной технологии обучения

Направление подготовки: 240700 – «Биотехнология»
Квалификация: бакалавр

Форма обучения: заочная

Орел 2012

Составитель:

ст. преподаватель кафедры философии и истории _________ М.О. Изотов

«__» __________20__г.

Рецензент:

д-р философских наук, профессор ____________________ В.Н. Финогентов

«__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению

240700 Биотехнология

Программа обсуждена на заседании кафедры протокол №__ от «__» ______20__г.

Зав. кафедрой д-р философских наук, профессор_____________ В.Н. Финогентов

«__» __________20__г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарных и ЕН дисциплин протокол №___ от ___ _______ 20__ г.

Председатель методической комиссии __________________Н.В. Рожкова

Лист согласования рабочей программы

и.о. декана факультета гуманитарных и ЕН дисциплин

кандидат филологических наук, доцент ________________ Н.В. Бурко

«__» __________20____г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета гуманитарных и ЕН дисциплин протокол №_________ от «___» _______ 20____г.

Секретарь Ученого совета факультета _________________ Н.И. Шитакова
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 240700 Биотехнология, протокол №____ от «___» _______ 20____ г.
Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки «Биотехнология»

канд. сельскохозяйственных наук, доцент ____________________И.В. Горькова

«__» __________20____г.

Зав. кафедрой биотехнологии д-р биологических наук,

профессор __________________ Н.Е.Павловская

«__» __________20__г.

Директор научной библиотеки ___________________ Е.В. Ишханова

«__» __________20__г

Оглавление





Введение……………………………………………………………… ………….........5

1. Цели освоения дисциплины……………………………………… ………...…6

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ……............. .................8

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………… ……...…..…8

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………… …………...……... 9

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины………………………… 10

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий………………………..…………13

5.3. Тематический план лекций………………………………....…………….14

5.4. Практические занятия…………………………….....................................14

5.5. Самостоятельная работа студентов …………………………..…………15

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………16

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………………22

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….…………..24
Введение
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению. РП может быть использована преподавателями и студентами при подготовке к занятиям (лекционным, семинарским, самостоятельным) по дисциплине «Философия»; студентами, изучающими курс экстерном; преподавателями для разработки испытательных педагогических материалов по данному курсу, для разработки испытательных материалов при подготовке к государственной аттестации и аккредитации.

Изучение дисциплины осуществляется на основе рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения с балльной оценкой знаний. В соответствии с модульным принципом обучения весь учебный материал делится на три логически завершённых блока (модуля):

1) «Введение в философию. Исторические типы философствования»;

2) «Онтология и гносеология»;

3) «Философская антропология. Социальная философия».

Содержание конкретных модулей соотнесено с требованиями внешних процедур контроля (ФЭПО, аккредитационного тестирования), т.е. установлена корреляция между выделенными в дисциплине модулями и дидактическими единицами (ДЕ), вошедшими в аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ):



Модуль дисциплины

ДЕ АПИМ

  1. Введение в философию. Исторические типы философствования




Предмет философии. Специфика и функции философии. Генезис философии. Зарубежная и отечественная философия.

  1. Онтология и гносеология

Концепции бытия и субстанции. Движение и развитие, пространство и время. Диалектика бытия. Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Проблема истины. Научное познание.

  1. Философская антропология. Социальная философия

Происхождение и сущность человека. Человек и природа. Человек и культура. Ценность и смысл жизни человека. Развитие общества и его структура. Человек и общество. Глобальные проблемы.


Использование модульного принципа построения РП направлено на логичную организацию учебного процесса и дифференцированную оценку успехов студентов в освоении учебной дисциплины. Применение шкалы интервальных баллов положительно влияет на формирование мотивации к учению и позволяет студентам своевременно ликвидировать текущие задолженности, а преподавателю – реализовать индивидуальный подход в обучении.

Шкала интервальных баллов, соответствующая итоговой оценке

Балльная оценка

от 0 до 54

от 55 до 69

от 70 до 84

от 85 до 100

Академичес-кая оценка

Неудовлетво-рительно

Удовлетвори-тельно

Хорошо

Отлично

Зачет

Не зачтено

Зачтено

Студент, по уважительной причине пропустивший контрольные мероприятия в течение семестра, может отчитаться по индивидуальному графику на зачётной неделе в конце семестра. Суммирование баллов производится в течение семестра, при этом минимальная для получения зачёта сумма не может быть набрана преимущественно за счёт поощрительных очков.


  1. Цели освоения дисциплины:



Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования у студента общекультурных и профессиональных компетенций и применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни. Курс философии имеет целью ознакомить студентов с основными философскими проблемами онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии, раскрыть особенности философской методологии, изучить различные мировоззренческие системы, помочь в формировании у студентов гуманистического мировоззрения, адекватного вызовам современности.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами;

  • введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием;

  • рассмотрение категориального аппарата философии;

  • освоение теоретических положений философии;

  • изучение истории философии, отражающей общую логику и развитие человеческой культуры в целом;

  • определение места и роли отечественной философии в общей картине философской мысли;

  • изучение особенностей философской методологии;

  • выявление основных онтологических, гносеологических, социально-философских и антропологических проблем в системе философского знания;

  • формирование представлений о тенденциях и закономерностях развития общества, о проблемах и перспективах современной цивилизации.

  • умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

  • умение использовать в практической жизни философские и общенаучные методы мышления и исследования;

  • умение демонстрировать способность и готовность к диалогу по проблемам общественного и мировоззренческого характера, способность к рефлексии;

  • овладение навыками анализа и восприятия текстов, имеющих философское содержание;

  • овладение навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации;

  • овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи.



  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Философия входит в состав базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла».

Успешное изучение студентами философии предполагает освоение ими школьного курса «Обществознание», знание многих понятий и идей естествознания, социогуманитарных дисциплин, знание основных фактов отечественной и всеобщей истории.

Философия является мировоззренческой и методологической основой для успешного освоения студентами дисциплин «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (социологии, политологии, экономической теории), а также дисциплин естественнонаучного (КСЕ, математики) и профессионального циклов.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины
В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции:

- Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретению новых знаний в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК- 7);

- Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);

- Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);

- Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК – 3).

В результате освоения дисциплины «Философия» студент должен:

- знать основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

- уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на социальные проблемы.

Также в результате освоения дисциплины обучающийся должен выработать следующие умения и навыки:

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и
экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

  • обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных;

- умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Виды учебной нагрузки

Всего часов/

зач.ед

Семестр 2

Аудиторные занятия (всего)

20/0,6

20/0,6



В том числе







Лекции

8/0,2

8/0,2

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

12/0,4

12/0,4

Активные формы обучения

8/0,2

8/0,2




Самостоятельная работа (всего)

88/2,4

88/2,4

Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость час/зач. ед



108

108

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины


Семестр 2, количество модулей - 3

Модуль I

Цель: формирование представлений о сущности и функциях философии, об основных исторических типах философствования

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-6



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный Модуль 1

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1


Введение в философию



Предмет философии. Специфика и функции философии. Основные разделы философии. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное философское. Социокультурные и духовные предпосылки становления философии. Генезис западной философии.

Философия Индии и Китая. Античная философия. Европейская философия в Средние века. Философия Нового времени (ХVП–ХVШ вв.) Классическая немецкая и марксистская философия. Западная философия ХIХ–ХХ веков.

2

История русской философии

Истоки русской философии. Основные этапы развития русской философии

Многообразие философских школ и направлений отечественной философии.





Модуль 2

Цель: формирование представлений об основных проблемах, понятиях и идеях онтологии и гносеологии

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК - 10



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

3


Онтология


Становление и развитие онтологии. Научные, философские и религиозные картины мира. Движение и развитие, пространство и время. Диалектика бытия. Детерминизм, индетерминизм.

Развитие представлений о бытии в истории философии. Важнейшие понятия онтологии. Категории возможности и действительности, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности.

4

Гносеология

Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь. Проблема истины. Основные концепции истины. Научное познание. Теоретический и эмпирический уровни научного познания. Методология науки. Основные формы научного знания.

Гносеологический оптимизм, реализм и пессимизм. Рационализм, сенсуализм и эмпиризм. Знание и вера. Познание как творчество. Интуиция.



Модуль 3

Цель: Формирование представлений об основных понятиях и идеях философской антропологии и социальной философии

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-12.



п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

5


Философская антропология

Происхождение и сущность человека. Человек и природа. Социальное и биологическое в человеке. Человек и культура. Проблема свободы. Свобода и ответственность. Ценность и смысл жизни человека.


Основные концепции антропосоциогенеза. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. Тело, душа, дух как уровни бытия человека.

6

Социальная философия

Общество как система. Развитие общества. Единство и многообразие мировой истории. Человек и общество. Социальные связи и отношения. Потребности, интересы, ценности личности и общества. Сущность техники. Человек и техника. Глобальные проблемы и пути их решения.

Мораль, справедливость, право. Эстетические ценности. Религиозные ценности и свобода совести. Информационное общество. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории.

5.2 Разделы дисциплин и виды занятий





раздела дисциплины, входящей в данный модуль (см. 5.1)

лекции

семинары

СРС

всего часов

Семестр 2

Модуль 1

1. Введение в философию

2

0

18

20

2. Исторические типы философствования

0

4

10

14

Модуль 2

3. Онтология

2

2

12

16

4. Гносеология

2

2

16

20

Модуль 3

5. Философская антропология

1

2

22

25

6. Социальная философия

1

2

6

9


5.3. Тематический план лекций

Семестр 2

модуль

раздел

Тема лекции

часы

Модуль 1

1,2

Лекция 1. Понятие философии, ее предмет, и значение в жизни человека и общества.


2

Модуль 2

3,4


Лекция 2. Учение о бытии (онтология). Основные категории и концепции онтологии.

2

Лекция 3. Учение о познании (гносеология). Познание и его формы. Уровни познания.

2

Модуль 3

5,6

Лекция 4. Учение о человеке (философская антропология).

1

Лекция 5. Социальная философия: предмет, проблемы и категории.

1


Конспекты лекций см. в УМК п. 3.

    1. Практические занятия (семинары)




Семестр 2




Тема

Вопросы

Трудоемкость

(час.)

Модуль 1

Семинар 1. Основные исторические типы философствования

  1. Философия Античности.

  2. Особенности философии эпохи Средневековья.

  3. Философия эпохи Возрождения.

  4. Философия Нового времени.

  5. Особенности эпохи Просвещения.

  6. Значение немецкой классической философии.

  7. Возникновение философии марксизма.

  8. Иррационалистическая философия XIX века.

  9. Основные западные философские течения XX века.

  10. Русская философия и ее место в мировой культуре.

4 ч.

Модуль 2

Семинар 2.

Учение о бытии (онтология).

  1. Категория бытия в истории философского знания.

  2. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.

  3. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального.

  4. Категория материи. Современные представления о системной организации материи.

2 ч.


Семинар 3.

Проблема познания.

  1. Познание, его возможности и границы.

  2. Чувственное познание, его формы.

  3. Рациональное познание, формы мышления.

  4. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.

2 ч.

Модуль 3

Семинар 4.

Проблема человека в истории философии.

  1. Сущность и существование человека.

  2. Современные концепции антропосоциогенеза.

  3. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь.

  4. Проблема смысла жизни человека.

  5. Проблема свободы и ответственности.

2 ч.

Семинар 5.

Понятие общества.

  1. Общество как система. Основные подсистемы общества.

  2. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества.

  3. Деятельность как способ существования человека и общества.

  4. Формы общественного сознания.

2 ч.


Семинары проводятся в диалоговой форме (семинары №1, 3), в форме групповой дискуссии (семинары №2), мозгового штурма (семинар №4).

Сценарии проведения этих семинаров см. в УМК п.4.


5.5 Самостоятельная работа студентов.

Вид самостоятельной работы

модуля

Трудоёмкость (час)

Самостоятельное изучение теоретического материала

1

12

2

20

3

16

Выполнение домашних заданий

1

1

2

5

3

4

Написание реферата

(реферат пишется к одному из модулей)

1

8 (-)

2

8 (-)

3

8 (-)

Подготовка презентации, заданий для самостоятельной работы, подготовка к Интернет-тестированию

1

3

2

3

3

3

Подготовка к занятиям, проводимым в активной форме

1

3

2

5

3

5

Итого

88 часов


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск