Скачать 0.69 Mb.
|
Тема 1. Становление социального менеджмента, его место в системе социальных и управленческих наук (рефераты на 1 семенар). Тема 2. Система, функции и принципы социального менеджмента. Вопрос 1. Сущность социального менеджмента Социальная система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие человеческого общества и разделение труда (специализация) – предпосылка для возникновения науки управления. Предмет СМ – теория и методология взаимодействия всех сторон жизни общества, основанные на системной связи всех общественных явлений. В СМ исследуются: - основные понятия - законы - принципы - методы взаимодействия разных соц. систем. Задача СМ – обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных соц. систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления. Наличие устойчивого равновесия управленческих явлений в обществе - одна из важнейших закономерностей в управлении. Нарушение этого равновесия приводит к возникновению кризисных ситуаций. Предмет СМ – исследование управленческой действительности в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания системы социального труда. Следовательно: наука СМ не является прикладной какой-либо науке (юр., полит.), она базируется на общеметодологических принципах общественных наук (философия, экономика, социология), а также на науках, которые исследуют организационно - технические и социально – технологические законы и принципы построения сложных систем (управление производством, дух., культурн. развитием, кибернетика, теория систем). Основной метод исследования СМ – системный подход, системный анализ явлений общественной жизни. В узком смысле СМ – процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. В широком смысле СУ – сфера деятельности людей. Необходимость СМ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах государства, а также необходимостью его кооперации. Это основа развития человеческого общества, а управление – необходимый элемент общего труда. В любой группе существует 2 вида разделения труда: - горизонтальное - вертикальное Ключевое понятие управления – воздействие. Оно существует во всех видах систем. В социальных системах оно проявляется как воздействие на объект управления с целью поддержания или перевода его в желаемое состояние. Это процесс обоснования и полагания целей развития объекта, исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления. К субъектам управления относятся население, органы власти (федеральные, региональные, местные), органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, гражданские институты общества и институт менеджмента и финансово-промышленные группы. К объектам управления — социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления. Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административно-организационным, юридическим, научным и т.д.). В их содержание входит совокупность мер по мотивации человеческого поведения, отношения к труду. К социальной организации относятся проектирование и создание социальных организаций, их постоянное инновирование, технологии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки социальных менеджеров. Процесс управления и механизм самой системы социального менеджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анализа и хранения социальной информации на разных уровнях управления. Вопрос 2. Функции социального менеджмента Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:
В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функциям управления относятся:
Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций, который предполагает:
Анализ функций социального менеджмента содержит четыре этапа:
Все конкретные функции управления обществом делятся на 3 группы: 1. Изменение в условиях жизни людей: функция обеспечения условий безопасности граждан (ее выполняет государство); создание условий, гарантирующих права и свободы граждан; функция помощи людям в обеспечении источниками средств к существованию и создание благоприятных возможностей для повышения их дохода; охрана труда, его облегчение, улучшение условий; обеспечение охраны здоровья граждан; обеспечение адаптации людей к меняющейся социальной обстановке; развитие социально - бытовой инфраструктуры, улучшение материально -бытовых условий жизни людей; создание, совершенствование участия граждан в управлении делами государства и производства. 2. Формирование социальных качеств людей и обусловленные этим изменения в их образе жизни. обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально - экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; формирование у людей восприимчивости к инновациям; развитие трудовой, социально - политической, творческой и др. видов общественной активности. 3. Формирование, функционирование и развитие социальных систем как целостных образований. формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров; формирование и развитие социальной организации и коллектива; развитие социальной структуры коллектива; создание, развитие, изменение содержания деятельности социальных институтов(администрации, профсоюзы, совет акционеров). Вопрос 3. Структура социальной системы Социальная система имеет свою структуру. Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы. Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на достижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной. Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого — организации системы управления; они выступают, соответственно, как содержание и форма процесса управления. В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, цехи, участки и т.п.). В итоге в управляющей системе формируются звенья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечивается возможность воздействия органов управления на социальные процессы. Звено (подразделение, орган) управления представляет собой обособленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления. Структура управления может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной) Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо координационный (горизонтальный) характер, если на нескольких — становится субординационной (иерархической), или вертикальной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на (линейные и функциональные. Линейные звенья — это административно обособленные части социальной системы, осуществляющие непосредственное комплексное управление объектом (отраслевые министерства, корпорации, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.п.). Функциональные звенья представляют собой административно обособленные части аппарата управления, осуществляющие реализацию одной или нескольких функций управления (комитеты, управления, отделы, агентства, бюро и т.п.). Различают три основных типа организационных структур управления: линейную, функциональную и смешанную — линейно-функциональную. Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целевые формы управления в виде матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии и т.д. Условиями, или критериями, рациональной системы управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) возможно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления; г) концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все социальные службы объединяются под руководством заместителя директора по кадрам); д) четкое выделение характера участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования санкций; е) наименьшее число источников «приема» и «выхода» команд из каждого звена управления. Организационная структура менеджмента документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделениях, а также в должностных инструкциях для исполнителей. К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, то есть работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления. Существуют различные классификации кадров управления: по должностному приказу, по уровням (ступеням) в иерархии управления, по специальному образованию, по отраслям производства и т.д. Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяются на три большие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал (технических исполнителей). Каждая из названных групп кадров управления характеризуется специфическим местом в системе управления, особенностями профессиональной подготовки. Руководители — это работники, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие контроль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Линейные руководители — лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организационно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделения, осуществляющие конфетные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.). Руководители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются руководители низового (мастера, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпусов, директора предприятий, главные специалисты объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев. Специалисты — это специализированные работники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило функциональных, вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управления характеризуются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи и пр. Вспомогательно-технический персонал — это работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов. Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К таким работникам относятся секретари, машинистки, техники и пр. Технические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональную подготовку, призваны обеспечивать техническую помощь руководителям и специалистам управления, в частности при обработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.). Количество людей, находящееся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля. На формирование нормы управления действует ряд факторов. Среди них индивидуально-психологические способности управляющего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мотивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококвалифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управлении, чем менее квалифицированные. Поэтому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, может иметь высокую норму управления. Норма управления определяется числом иерархических уровней в организации, то есть зависит от того, является ее вертикальная структура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уровней, а плоская — более высокую норму управления и меньше иерархических уровней. Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, замедляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязанностей и ответственности. Кроме официальных структур, в любой социальной организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется неформальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне. Таким образом, структура управления включает такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управления и технические средства управления. Вопрос 4. Процесс управления включает содержательную и организационную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности работников управления. Характеристика процесса управления с точки зрения содержания определена объемом управления. Это решение проблем организации материального и социального производства. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, состоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и Оперативного (организации, мотивации, распределительности, координации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки). Решение является сердцевиной процесса управления, состоящего из совокупности решений, находящихся на разных стадиях принятия и реализации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой информации, предусматривающий использование общих приемов, процедур и операций. Управляющая и управляемая подсистемы. Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления. Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную. Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества и в определенном количестве. Технологическая система основана на делении деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими. Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы. Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей. Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации. Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. Таким образом, каждое звено, характеризующее уровень управления социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого. Деятельность и развитие социальной системы подчинены генеральной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Таким образом, теория социального менеджмента устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных процессов и явлений в области управления общественными процессами. Процессы самоорганизации социальных систем. Для процессов самоорганизации социальных систем в пространстве и времени необходимы следующие условия: I) относительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в систему и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки капитала, товаров, человеческих ресурсов с другими социумами и т.д.); 2) нелинейность взаимодействия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т.д.); 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров. При этом если управляющие параметры имеют критические точки, за которыми поведение системы коренным образом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называют бифуркационными. Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия. Вопрос 5. Принципы социального менеджмента Под принципами социального менеджмента следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления. Таким образом, принципы социального менеджмента должны:
К основным принципам социального менеджмента относят:
Системы принципов управления изменяются в процессе общественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными. Вопрос 6. Отношения в социальной системе Отношения управления подразделяются на:
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. К основным законам социального менеджмента относятся:
Вопрос 7. Классификация общественных процессов: 1. По формам общественной жизни: - экономические; - социальные; - политические; - духовно-культурные; - личностные. 2. По общественному содержания. 3. По характеру осуществления: - массовые; - системные; - эпизодические. 4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность): - низкий; - средний; - высокий. 5. По направленности действий: - конструктивными (на развитие общественных связей); - деструктивные (антисоциальные). 6. По уровню организации общества: - внутренние (внутриличностные, внутригрупповые); - внешние (межличностные, межгрупповые). 7. По содержанию и длительности. Вопрос 8. Ресурсы социального менеджмента Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости или предельное значение какого-то средства. Социальные ресурсы – запасы творческой энергии личности, любой вид деятельности. Перед управленцами стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью механизмы необходимо разделить на: . мотивационные; . интеллектуальные; . информационные; . социально-психологические; . демографические; . соревновательные; . инновационные; . стратегические; . научные… Особенности социальных ресурсов: - они творческие неисчерпаемы (отличие от природные ресурсов); - целиком возобновляемые ресурсы. - в процессе использования они имеют тенденцию к увеличению; - природные ресурсов могут хранится долго, то социальные в случае невостребованности деградируют; - в отношении социальных ресурсов критерий «достаточно» – «недостаточно» является неоднозначным и неразработанным; - социальные ресурсы обладают не только большим разнообразием, но и взаимозаменяемостью. Вопрос 9. Различают следующие подходы к изучению проблем социального менеджмента: • конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов: • комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления; • аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.); • системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи. |
Сто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка) Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие... | Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,... | ||
Уинслоу Тейлор "Принципы научного менеджмента" Ф. У. Тейлор признанный родоначальник научного управления предприятиями — менеджмента. В книге Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента»... | «Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе» Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы,... | ||
Урок тема. Семенар по теме «причастия» Цель: 1 активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении | Основы социального государства основные разделы/темы курса Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации | ||
Вопрос Система современного менеджмента. Новые направления развития менеджмента | Рефераты защита авторских прав Вирусы Антивирусы, Фаерволы Корпорация... Информатика — наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации | ||
1. Необходимость, сущность денег и их функции 9 Тема Банковская система: возникновение, современное состояние, проблемы и перспективы. 13 | 1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Учебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История... Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Понятие уголовно-испол-нительного права, политики и законодательства. Его задачи, принципы и система. 2 ч. – 1 б | ||
Принципы муниципального избирательного права «принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав».... | РефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания «Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа) | ||
РефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания «Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа) | Тема 2 : Опыт менеджмента за рубежом. Специфика менеджмента в России Цель До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе |