Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы.





Скачать 190.01 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы.
Дата публикации21.01.2015
Размер190.01 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Философия > Контрольная работа
При изучении курса философии студент-заочник должен написать контрольную работу в соответствии с темами, разработанными на кафедре философии и представленными в настоящих методических указаниях.

Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. Ее объем не должен превышать объема 12-15 страниц формата А4, к работе прилагается титульный лист, форма которого приведена ниже. Для замечаний рецензента следует оставить поля.

Контрольная работа оформляется по следующей схеме:

1. Название темы.

2. План.

3. Содержание темы.

4. Список использованной литературы и ссылок на интернет-

ресурсы.

5. Подпись и число.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (ОБРАЗЕЦ)

по оформлению контрольной работы (реферата) по философии

для студентов заочной формы обучения

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СПОРТА МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ) ПО ФИЛОСОФИИ

ТЕМА «________________________________________________________»


ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
ГР.________

КУРС______

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ_________
__________________________

ФИО_____________________

ПРОВЕРИЛ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ

ФИЛОСОФИИ и СОЦИОЛОГИИ
_______________________________


МОСКВА 2011/12 гг.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (к\р) ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

  1. Истоки и самобытность индийской философии.

  2. Истоки китайской философии.

  3. Жизнь и учение Будды.

  4. Проблема человека в философии конфуцианства.

  5. Греческая мифология.

  6. Элеаты - Парменид и Зенон. Учение о бытии.

  7. Софисты и софистика.

  8. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.

  9. Жизнь и философия Сократа.

  10. Теория идей, диалектика и космология Платона.

  11. Учение Платона об обществе и государстве.

  12. Аристотель: учение о человеке, душе и разуме.

  13. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.

  14. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы).

  15. Плотин и неоплатонизм.

  16. Христианство и философия.

  17. Патристика: Августин Блаженный.

  18. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.

  19. Фома Аквинский: учение о человеке.

  20. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

  21. Платоновская академия во Флоренции: Марсилио Фичино.

  22. Политология Никколо Маккиавели.

  23. Этика М.Монтеня и Э.Роттердамского.

  24. Философия природы: Леонардо да Винчи, Б.Телезио, Дж.Бруно.

  25. Философия перед вызовом научная революции (ХУП-ХУШ вв.): Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон.

  26. Рационализм философии Нового времни: Ф.Бэкон, Р.Декарт.

  27. Пантеизм Б.Спинозы.

  28. Эмпиризм философии Нового Времени (Т.Гоббс, Дж.Локк).

  29. Т.Гоббс об обществе и государстве.

  30. Агностицизм Дж.Беркли и Д.Юма.

  31. Монадология Г.Лейбница: основные идеи и принципы.

  32. Французское Просвещение: материализм и революционность (Дидро, Гольбах, Руссо).

  33. Английское Просвещение: этика и здравый смысл (Дж.Толанд, Фр.Хатчесон, Б.Ман).

  34. Немецкое Просвещение: эстетика (Х.Вольф, А.Баумгартен, Г.Лессинг).

  35. Логика и теория познания И.Канта.

  36. Этическая теория И.Канта.

  37. Диалектика Г.В.Ф.Гегеля.

  38. Философия истории Г.В.Ф.Гегеля.

  39. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.

  40. Философия мировой воли (А.Шопенгауэр).

  41. Философия нигилизма Ф.Ницше.

  42. Концепция человека С.Кьеркегора.

  43. Критика интеллекта и рационального познания в философии А.Бергсона.

  44. Прагматизм и проблема истины (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи).

  45. Проблема человека в философии К.Маркса.

  46. Диалектико-материалистическое понимание истории.

  47. Диалектика природы в работах Ф.Энгельса.

  48. Проблемы социальной философии в работах В.И.Ленина.

  49. «Философия жизни»: закон науки и судьба.

  50. Э.Гуссерль о кризисе европейского человечества и философии.

  51. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные проблемы (Р.Карнап, К.Поппер и др.).

52.Проблема «понимания» и герменевтика (Х.Гадамер, Ф.Шлеермахер, В.Дильтей).

    1. Экзистенциализм: философская вера, гуманизм (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).

    2. Проблема субъекта в структурной антропологии К.Леви-Стросса.

    3. От структурализма к постмодернизму (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Лиотар).

    4. Философские идеи О.Шпенглера.

    5. Философия критической теории: Т.Адорно, Э.Блох, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.

    6. Бессознательное и проблема индивидуализации (работы З.Фрейда и К.Юнга).

    7. Аналитическая философия (Дж.Мур, Г.Фреге, Б.Рассел).

    8. Атеоретичность философии Л.Витгенштейна.

    9. Славянофильство, западничество и евразийство в русской философии.

    10. Философия положительного всеединства В.С.Соловьева.

    11. Христианско-экзистенциальная философия Н.А.Бердяева.

    12. Интуитивизм Н.О.Лосского.

    13. Диалектический символизм А.Ф.Лосева.

    14. Философские взгляды Г.Г.Шпета.

    15. Религиозная философия И.А.Ильина.

    16. Идеи русского космизма (В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, А.Л.Чижевский,
      К.Э.Циолковский).

    17. Философия всеединства С.Л.Франка.

    18. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

    19. Биосферная концепция истории Л.Н.Гумилева.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ


История:

  1. Ранняя философская мысль Древнего Востока (Индия, Китай).

  2. Основные идеи античной натурфилософии: досократические философские школы.

  3. Элейская школа и Демокрит: спор о движении.

  4. Сократ: антропоцентризм, майевтика, учение о добродетели. Сократические школы.

  5. Платон: система объективного идеализма.

  6. Платон: учение о государстве.

  7. Аристотель: классификация наук, «Первая философия».

  8. Аристотель: Политика и этика.

  9. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм .

  10. Средние века: общая характеристика, этапы, представители. Спор об универсалиях.

  11. Средние века: соотношение философии и религии. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

  12. Основные черты и представители философии эпохи Возрождения. Философия Н.Кузанского.

  13. Социально-политические воззрения представителей эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).

  14. Новое время: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Дж.Локк, И.Ньютон.

  15. Новое время: Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.

  16. Философия эпохи Просвещения и французский материализм XVIII века: просветительское мировоззрение, социально-философские взгляды, отношение к религии.

  17. «Субъективный идеализм» Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма.

  18. И.Кант: проблемы познания. Агностицизм. Критика чистого разума.

  19. И.Кант: этическая концепция. Категорический императив.

  20. Г.В.Ф.Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.

  21. Г.В.Ф.Гегель: философия истории (государство, право, религия, философия, искусство и др.). Теория отчуждения.

  22. К.Маркс: диалектический материализм, материалистическое понимание истории, концепция практики, «реальный гуманизм». Формационный подход в исследовании социальной реальности.

  23. Русская философия XIX века. Философские идеи западников и славянофилов.

  24. Русская философия конца XIX- начала ХХ века ( В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский, бр.Трубецкие, Н.Бердяев, Л.Шестов, С.Франк, И.Ильин – на выбор).

  25. Философия жизни (Ф.Ницше, А.Бергсон, О.Шпенглер).

  26. Философия прагматизма (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи)

  27. Философия ХХ века. Экзистенциализм (А.Камю, Ж.П.Сартр, К.Ясперс, МХайдеггер и др.).

  28. Философия ХХ века. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм (О.Конт, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос и др.).

  29. Философия ХХ века. Герменевтика и психоанализ (В.Шлейермахер, В.Дильтей, Х.-Г..Гадамер, З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм и др.).

  30. Философия ХХ века. Структурализм и постмодернизм (Ж.Лакан, К.-Л.Стросс, М.Фуко, Ж.Делез, и др.).

Теория:

  1. Мировоззрение и его основные типы. Специфика философского мировоззрения.

  2. Предмет (основные проблемы) и функции философии.

  3. Состав и структура философского знания: проблема взаимосвязи областей философского знания (онтология, гносеология, аксиология и др.).

  4. Проблема истины и ее критериев.

  5. Проблема познаваемости мира: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

  6. Проблема источников знания: рационализм, сенсуализм, эмпиризм, иррационализм.

  7. Проблема субстанции: дуализм, монизм, плюрализм.

  8. Понятие материи. Единство и многообразие материального мира.

  9. Движение и другие атрибуты материи.

  10. Проблема пространства и времени в философии. Субстанциальная и реляционная концепции.

  11. Бытие, материя, сознание: идеалистическая и материалистическая позиции.

  12. Диалектика и метафизика. Движение, изменение, развитие. Критерии прогресса.

  13. Сознание: проблемы определения, происхождения, структуры и функций. Проблема психического.

  14. Философское понимание Бога и религии: теизм, пантеизм, деизм, атеизм.

  15. Соотношение категорий свобода и необходимость (детерминизм, индетерминизм).

  16. Бытие и его уровни. Понятие системы. Системный подход. Синергетика.

  17. Социальный уровень бытия. Проблема родовой сущности человека. Философский анализ антропосоциогенеза.

  18. Общество. Сферы общественной жизни и социальные институты (системный подход).

  19. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Личность как объект и субъект общественных отношений. Социализация. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности.

  20. Философия истории: проблема закономерности исторического процесса. Проблема направленности и смысла истории. Модели исторического процесса.

  21. Типология этических концепций. Свобода, ответственность, справедливость. Нравственность, мораль, право

  22. Чувственная и рациональная ступени познания: язык, мышление, логика.

  23. Общелогические методы. Дедукция и индукция, аналогия. Анализ и синтез.

  24. Теоретический и эмпирический уровни в научном исследовании.

  25. Понятийно-категориальный аппарат науки: понятие, логические операции с понятием (деление, определение, обобщение, ограничение), категория, закон.

  26. Логика научного исследования: субъект, объект, предмет. Формы развития научного знания (проблема, гипотеза, теория).

  27. Наука как тип мировоззрения: сциентизм и антисциентизм.

  28. Философия науки: проблема критериев научности, модели развития науки.

  29. Аксиология. Эстетика. Искусство.

  30. Глобальные проблемы современности.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Вся литература имеется в библиотеке РГУФКСиТ (основная в абонементе, дополнительная в читальном зале).

Основная

  1. Введение в философию. Учебник. Под ред. И.Т.Фролова в 2-х ч. М., Политиздат, 1989 г. – 520 с.

  2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М., Гардарики, 2006 г. – 738 с.

  3. Философия. История философии. Учебное пособие для ВУЗов в 2-х ч. Под ред Кириллова В.И. М., Юристъ, 2002 -376 с.

  4. Философия. Учебник под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд. М., Юристъ, 2002 – 520 с.

  5. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Алексеева А.П. М., Проспект, 2009 г. – 336 с.

Дополнительная


  1. 1. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского: Изд. подгот. А. А. Столяров / Августин Аврелий. - М.: Кепахвзапсе,1991. - 488 с.: ил.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди/Баткин Л.М.-М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 446 с.: ил.

  3. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства, т. 1: в 2 т. / Бердяев Н. - М.: Искусство; Лига, 1994. - 542 с.

  4. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства, т. 2: в 2 т. / Бердяев Н. - М.: Искусство; Лига, 1994. - 510 с.

  5. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность: моногр. / Быховская И.М.; ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 179 С.

  6. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / Вебер М. - М.: Юрист, 1994. - 702 с.

  7. Великие философские учения: Мыслители. Концепции. Даты. - М.: Искусство 21 в., 2005.-407 с.

  8. Губин В.Д. Человек и его бытие в природе, истории и культуре: учеб, пособие / Междунар. пед. акад. - М.: б. и., 1992. - 87 с.

  9. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг / Дубровский Д.И. - М.: Высш. шк., 1980. - 285 с.

  10. История философии : Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. -1375 С.

  11. История философии: Запад-Россия-Восток. кн. 1: Философия древности и средневековья : учеб, для студентов вузов / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - М.: Греко-латин. каб. Ю.А. Шичалина, 1995. -480 с.

  12. История философии: Запад-Россия-Восток, кн. 2: Философия 15-19 вв. : учеб, для студентов вузов / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. - М.: Греко-латин. каб. Ю.А. Шичалина, 1996. - 557 с.:

  13. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей

возникнуть в смысле науки /Пер. В. С. Соловьева.-М.: Прогресс,1993.- 237 с.

  1. Койре А. Очерки истории философской мысли : Пер. с франц. / Койре А. - М.: Прогресс, 1985. - 285 с.

  2. Конфуций. Суждения и беседы: [Пер. с кит.] /

Азбука-классика, 2004. - 217 с.

  1. Краткая философская энциклопедия. - М.: Изд. группа "Прогресс"-"Энциклопедия", 1994. - 576 с.

  2. Краткий словарь по философии / [под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина]. - изд. 4-е. - М.: Политиздат, 1982. - 413 с.

  3. Лао Цзы, Дао Дэ Цзин: Перелож. с кит. / Лао Цзы. - Дубна: Свента, 1994 . - 82 с.: ил.

  4. Ленк X. Размышления о современной технике / Пер. с нем., под ред. В. С. Степина; Ин-т Открытое о-во. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с.

  5. Лукреций. О природе вещей / пер. с латин. и коммент. Ф.А.Петровского; вступ. ст. В.Ф.Асмуса.-М.:Гослитиздат,1937.-285 с.

  6. Мамардашвили М. Картезианские размышления (январь 1981 года) / Под ред. Ю. П. Сенокосова. - М.: Прогресс; Культура, 1993. - 352 с.

  7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / Мамардашвили Мераб Константинович. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

  8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / Мамардашвили М.К. - 2-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1994. - 90 с.

  9. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек : Исслед.

идеологии развитого индустр. о-ва / Маркузе Герберт. - М.: АСТ,

2003. - 527 с.

  1. Мир философии: кн. для чтения: В 2 ч. ч. 2: Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 624 с.

  2. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский; Чл. Ред. кол. С.С. Аверинцев и др. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 672 с.: ил.

  3. Монтень М. Опыты : в 3 кн. / Изд. подгот. А. С. Бобович и др. кн. 3. - 2-е изд. - М.: Наука, 1979. - 535 с.: ил.

  4. Ницше Ф. Избранные произведения в 3 т. т. -1: Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф. - М.: REFL-Ьоок:, 1994.-352 с.

  5. Новейший философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск:

Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. - 1279 с.

  1. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы:

сборник: пер. с исп. / Сост. И. Тертерян и Н. Матяш. - М.: Радуга,

1991. - 639 С.

  1. Передельский А.А. Философия: Курс лекций: [рек. Эксперт.-метод. советом РГУФКСиТ] / А.А. Передельский ; Рос. гос. ун-т физ культуры, спорта и туризма. - М.:[Физ. культура],2009. -59 с.: Ил.

  2. Платон. Избранные диалоги: пер. с древнегреч. / Ред. пер. А.

Егунов; Сост., вступ. ст. и коммент. В. Асмуса. - М.: Худож. лит.

1965 . - 442 с.: ил.

  1. Постмодернизм : Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. - 1038 с.

  2. Рассел Б. История западной философии: пер. с англ. т". 1 / Б. Рассел. - М.: Миф, 1993. - 509 с.

  3. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. т. 1:

Античность / Реале Дж., Антисери Д. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис",

1994. - 320 с.: ил.

  1. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. т. 2:

Средневековье / Реале Дж., Антисери Д. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис",1994. - 354 с.: ил.

  1. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта)/ Реале Дж., Антисери Д. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 713с.: ил.

  2. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Реале Дж., Антисери Д. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 849 с.: ил.

  3. Русская философия: Малый энцикл.слов.-М.:Наука, 1995. -624 с.

  4. Современная западная философия: Словарь/Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

  5. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Философ, о-во СССР; Фак.психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1993.-166 с .

  6. Толстой Л.Н. Путь жизни / Толстой Л.Н. - М.: Высш. шк., 1993. - 527 с.

  7. Тоффлер Э. Шок будущего : [пер. с англ.] / Элвин Тоффлер. - М. : АСТ, 2004. - 559 с.

  8. Философия: хрестоматия / сост. Гуревич П.С. - М.: Гардарики, 2002. - 543 с.

  9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

  10. Фромм Э. Душа человека / Эрих Фромм. - М.: АСТ: Транзит-книга, 2004.-574 с.

  11. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления / Хайдеггер М. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

  12. Хейзинга И. Ноmo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. /Общ. ред.и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

  13. Хейзинга И. Ноmo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. Ошиса В. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 351 С.

  14. Хрестоматия по западной философии: учебн. Пособие\Н.И. Фокина – М.: Проспект, 2008.-539 с.

  15. Хрестоматия по философии: учеб, пособие для студентов нефилолог.фак. вузов / [МГУ им. М.В. Ломоносова]. - 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2002. - 576 с.

  16. Шпенглер О. Закат Европы : Очерки морфологии мировой истории, т. 1 Гештальт и действительность / Освальд Шпенглер. - М.: Мысль, 1993.-663 с.

  17. Элиаде М. Священное и мирское: пер. с фр. / Элиаде М. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. - 144 с.

  18. Энциклопедия мистицизма. - СПб.: Литера, 1996. - 479 с.: ил.

  19. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий / Юнг К.Г. -М.: Медиум, 1994. - 255 с.

  20. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М. И. Левиной; Вступ. ст. П. П. Гайденко. - 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 5 с.: ил.

  21. Другие источники:

www.philosoff.ru

www.gumfak.ru

www.gumer.info

Т е м а 1 . НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы для общего обсуждения

1. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.

2. Эволюция теории познания у немецких классиков.

3. Онтологическая проблематика в немецкой классической философии.

4. Человек и общество в понимании немецких философов классического периода.

Темы сообщений

1. «Портретная галерея» мыслителей немецкой классической философии.

2. «Докритический» период творчества И. Канта.

3. «Я» и «не-Я» в учении И.Г. Фихте.

4. Ф.В.Й. Шеллинг о природе гениальности в искусстве.

5. Гегельянство.

6. Философия любви Л.А. Фейербаха.

Методические рекомендации

Приступая к ответу на первый вопрос, раскройте особенности конкретно-исторической ситуации в Германии конца XVIII в., породившей столь необычный феномен – классическую немецкую философию. Следует коснуться и ее теоретических источников, главными из которых были рационализм и эмпиризм философии Нового времени, проблема соотношения разумного и неразумного в философии Просвещения и рассудочность романтизма. Приходится считаться с тем обстоятельством, что синтез этого явления в мировой философии весьма сложен, а философская система каждого из классиков имеет свои особенности. Тем не менее, среди основных черт немецкой классической философии можно выделить культ разума,

принцип историзма, особое внимание к проблеме различения подлинного и неподлинного бытия, идее развития, бытию человека в мире культуры.

Во втором вопросе основной упор следует сделать на выяснении отношения Канта к возможностям и способам познания окружающего мира и решении им проблемы человека, развитие диалектики в воззрениях И. Фихте и Г. Гегеля.

Отвечая на третий вопрос, сосредоточьтесь на системе Г. Гегеля (развитие Абсолютной Идеи) и понимании природы как «колыбели мировой души» у Ф. Шеллинга.

Чтобы составить ответ на четвертый вопрос, необходимо раскрыть суть этики и понимания свободы индивида у И. Канта, концепции прогресса исторического развития и гражданского общества у Г. Гегеля, воззрений Л. Фейербаха на человека.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему немецкая классическая философия выделяется в отдельный этап в развитии мировой философской мысли?

2. Каковы общие черты немецкой классической философии и философии периода Нового времени?

3. Докажите, что философское наследие немецких классиков укладывается в «прокрустово ложе» основных структурных элементов философии.

4. Почему И. Канта называют агностиком? На конкретных примерах покажите разницу «явлений» и «вещей в себе» в творчестве И. Канта.

5. В чем особенность «практической» философии И. Канта?

6. Продемонстрируйте действие трех законов диалектики на понятиях «Я», «не-Я» и «сверх-Я» в философии И. Фихте.

7. В чем различие понятия «интеллектуальная интуиция» у Р. Декарта и Ф. Шеллинга?

8. Каково основное противоречие между системой и методом Г. Гегеля?

9. Сравните взгляды на религию И. Канта и Л. Фейербаха.

10. Каково значение немецкой классической философии для развития философского знания в целом?

Список рекомендуемой литературы

1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М., 1973.

2. Богомолов, А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. / А.С. Богомолов. – М., 1969.

3. Бур, М. Притязание разума / М. Бур, Г. Иррлиц. – М., 1978.

4. Быкова, М.Ф. Абсолютная идея и Абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, А.В. Кричевский. – М., 1993.

5. Быховский, В. Фейербах / В. Быховский. – М., 1967.

6. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. – М., 1990.

7. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М., 1971.

8. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

9. Замятина, Л.Ф. Философия Канта и современный идеализм / Л.Ф. Замятина, В.Б. Кулешов. – М., 1987.

10. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учения о конкретности Бога и человека / И.А. Ильин. – СПб., 1994.

11. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

12. Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский. – М., 1988.

13. Кисель, М.А. Гегель и современный мир / М.А. Киссель. – Л., 1982.

14. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. / В.Н. Кузнецов. – М., 1989.

15. Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н.В. Мотрошилова. – М., 1984.

16. Нерсесянц , Н.С. Гегель / Н.С. Нерсесянц. – М., 1979.

17. Ойзерман, Т.И. Главные философские направления / Т.И. Ойзерман. – М., 1984.

18. Скрыпник, А.П. Категорический императив Иммануила Канта / А.П. Скрыпник. – М., 1978.

19. Соловьев, Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. – М., 1982.

20. Философия Гегеля: проблемы диалектики. – М., 1987.

21. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.

22. Шинкарук, В.И. Теория познания, логика и диалектика И. Канта / В.И. Шинкарук. – Киев, 1974.

23. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21.

Т е м а 2 . ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – ХХ вв.

Вопросы для общего обсуждения

1. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и утверждение новых принципов.

2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма.

3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии.

4. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры.

Темы сообщений

1. Позитивизм и возникновение философии науки.

2. Ф. Ницше о «воле к власти».

3. К. Юнг о «коллективном бессознательном».

4. Концепция открытого общества К. Поппера.

5. Экзистенциализм о значении «пограничных ситуаций».

Методические рекомендации

Приступая к ответу на первый вопрос, рассмотрите особенности развития культуры, науки, техники середины XIX в., которые обусловили главные отличительные черты философии конца XIX – ХХ вв. Обратите особое внимание на противоречивость указанного периода времени, отмеченного революционными преобразованиями в самых различных областях человеческой деятельности. Затем подробно раскройте сущность произошедшей переоценки ценностей и смены философских

парадигм, покажите, от какого наследства отказалась философия конца XIX – ХХ вв. и что она стремилась утвердить.

Во втором вопросе, раскрывая особенности решения философских проблем представителями «философии жизни», на конкретных примерах продемонстрируйте применение ими указанных принципов.

Для того чтобы дать полный ответ на третий вопрос, следует проследить эволюцию способов решения указанных проблем и изменение их значимости в неопозитивизме (М. Шлик, О. Нейрат, Ф. Франк, Р. Карнап) и постпозитивизме (К.Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Д. Агасси).

Четвертый вопрос нужно осветить, основываясь на идеях представителей указанных направлений, и, по возможности, сравнивая между собой их точки зрения на природу и сущность человека и культуры.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Есть ли что-то общее в решении философских проблем представителями разных этапов развития позитивизма?

2. В чем суть концепции научной революции Т. Куна?

3. Каковы достоинства и недостатки введенного К. Поппером принципа фальсификации?

4. Как трактовали «жизнь» представители «философии жизни»?

5. Почему Ф. Ницше считал искусство более глубоким и надежным способом познания жизни?

6. Как персоналисты различают понятия «личность» и «индивид»?

7. Что понимается в различных направлениях экзистенциализма под «подлинным существованием»?

8. Можно ли проследить эволюцию взглядов З. Фрейда на роль бессознательного в жизни человека?

9. Почему при исследовании проблемы человека Э. Фромм считал необходимым соединение подходов психоанализа и

марксизма?

10. Почему экзистенциалисты считают свободу «тяжким бременем»?

Список рекомендуемой литературы

1. Богомолов, А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. / А.С. Богомолов. – М., 1969.

2. Зотов, А.Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX вв. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М., 1988.

3. Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ в. : учеб. пособие : в 2 т. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М., 1994.

4. Лейбин, В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В.М. Лейбин. – М., 1990.

5. Мунье, Э. Персонализм / Э. Мунье. – М., 1999.

6. Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М., 1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconМетодические указания по написанию контрольной работы по теории управления...
Контрольная работа – это письменная работа, выполненная студентом самостоятельно на основе изучения учебной литературы, монографий,...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconСПб гу итмо кафедра философии
Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки и в философскую проблематику отдельных областей научного знания....
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconКонтрольная работа сдается в электронном виде. Контрольную работу для проверки выслать по адресу
Контрольная работа выполняется в виде реферата или презентации (на выбор студента)
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconМетодические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций...
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научной направленности, выполняемую студентом самостоятельно...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconРекомендации по составлению и оформлению списка использованных источников и литературы
Ания: реферата, курсовой и дипломной работ, диссертации, научно-технического отчета, научной публикации и т д. Список литературы...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconПервоначально эта работа была написана в качестве реферата по философии...
Данный вариант представляет собой тот реферат, но переработанный, дополненный и несколько скорректированный как с литературной точки...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconРеферат (от лат refenre сообщать) краткое изложение в письменном...
Тему реферата учащиеся выбирают самостоятельно, но если на одну тему претендует несколько учеников, на помощь приходит преподаватель....
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconМожет быть выбрана из списка или придумана самостоятельно, но
Реферат (от лат refero – докладываю, сообщаю) – сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconМожет быть выбрана из списка или придумана самостоятельно, но
Реферат (от лат refero – докладываю, сообщаю) – сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconРеферат реферат (от латинского геfeго сообщаю), это письменная аналитиче­ская...
Исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не всегда включает в себя самостоятельное исследование
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconЗачётная работа по дисциплине
Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconМетодические указания для написания исследовательской работы для...
Исследовательская работа представляет собой самотоятельно выполненую работу обучающегося, которая строится на основе имеющихся у...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconПравила написания рефератов
Реферат представляет собой теоретическое изучение какого-либо понятия или явления. Этот вид студенческой работы является научной...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconРеферата по дисциплине «история и философия науки»
Реферат относится к разряду научных работ. Реферат представляет собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса или проблемы...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. iconКонтрольная работа по дисциплине огсэ 01 «основы философии» по теме: философия и круг ее проблем
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск