Скачать 147.12 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ФИЛОСОФИЯ» Программа дисциплины федерального компонента базового цикла ГСЭ ФГОС для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 – Менеджмент, 230700.62 – Прикладная информатика, 030602.65 Связи с общественностью, 100400.62 - Туризм, 034400. 62 - физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, 040104.65 Организация работы с молодежью, 030300.62 – Психология, 032103.65 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 101100.62 - Гостиничное дело, 050100.62 Педагогическое образование, 070209.62 – Режиссура театрализованных представлений и праздников, 060501 - Сестринское дело, 080100.62 экономика, 034300 .62 – Физическая культура Утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «12» сентября 2012 г. Зав. кафедрой философии и социологии Передельский А.А. _________________ МОСКВА – 2012 Тема 1. Философия как форма духовного освоения мира Вопросы для общего обсуждения 1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы. 2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. 3. Структура философского знания. 4. Место и роль философии в культуре. Темы сообщений 1. Философия и наука: общее и особенное. 2. Мифы в древности и в наше время: влияние на сознание человека. 3. Философия и религия: взаимовлияние и возможные противоречия. 4. Специфика философского мышления на Востоке и Западе. Основные понятия темы: мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, искусство, материализм, идеализм объективный и субъективный, онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология, философия истории, этика, эстетика, рефлексия. Контрольные вопросы
Семинар 2. Философия Древнего Востока Вопросы для общего обсуждения 1. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно – исторические предпосылки. 2.Китайская философия: основные понятия (Дао, Дэ, Ци, Ли и др.) и основные системы (даосизм, конфуцианство и др.) 3.Основные школы и направления древнеиндийской философии. Темы сообщений 1. Значение категорий «Инь» и «Ян» в китайской философии. 2. «Четыре благородные истины» Будды. 3. Принцип ахимсы в индийской философии. 4. Принцип «у-вэй» (не-деяния) в даосизме. 5. Конфуцианское учение о «благородном муже». Основные понятия темы: даосизм, дао, конфуцианство, сансара, буддизм, натурфилософия, космоцентризм. Контрольные вопросы
Семинар 3. Античная философия: основные школы, представители и проблемы Вопросы для общего обсуждения
Темы сообщений 1. Греческая мифология как основа для зарождения философского знания. 2. «Семь мудрецов» античной философии. 3. Апории Зенона: диалектика или метафизика. 4. Перипатетизм в эллинистическо-римский период. 5. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина. Основные понятия темы: натурфилософия, космоцентризм, первоначало, атом, бытие, движение, развитие; идея, материя, форма, причина, знание, мнение, метафизика, диалектика; скептицизм, стоицизм, эпикурейство, неоплатонизм. Контрольные вопросы
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения Вопросы для общего обсуждения
Темы сообщений 1. Соотношение разума и веры в средневековой философии. 2. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рушда). 4. Доказательства бытия Бога в средневековой философии. 5. Научная революция XVI в. и ее влияние на изменение картины мира. 6. Философское наследие Эразма Роттердамского. Основные понятия темы: христианство, Библия, вера, религия, теология, теоцентризм, новая эра, апологетика, патристика, схоластика, творец, креационизм, разум, универсалии, реализм, номинализм, двойственная истина. Контрольные вопросы
Семинар 5. Европейская философия XVII-XVIII веков Вопросы для общего обсуждения 1.Научная революция XVII века и ее влияние на философию. Механистическая картина мира. 2.Рационалистическая философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница. Проблема субстанции в рационализме 17 века. 3. Эмпиризм и сенсуализм в теории познания. (Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм). Темы сообщений 1. «Идолы» познания Фрэнсиса Бэкона. 2. Интеллектуальная интуиция Рене Декарта. 3. Бенедикт Спиноза: «Свобода есть познанная необходимость». 4. Основы теории либеральной демократии в учении Джона Локка. 5. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества. Основные понятия темы: картина мира, научная революция, метод, методология, познание, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, опыт, эксперимент, чувственный опыт, ощущения, индукция, дедукция, дуализм, субстанция, субъективный идеализм. Контрольные вопросы 1.Какое влияние оказала научная революция XVII в. на развитие философии? 2.Почему Ф. Бэкон критикует схоластическую философию и аристотелизм своего времени? 3.Объясните значение бэконовских «идолов». 4.Чем отличается мыслящая субстанция от протяженной? 5.Что значит принцип Локка «сознание – чистая доска»? 6.В чем противоречивость учения о «первичных и вторичных качествах» Дж. Локка? 7.Как понимает Б. Спиноза природу? 8.Назовите основные характеристики «монад» Г.В. Лейбница? 9.Как Д. Беркли обосновывает тезис: «Существовать, значит, быть воспринимаемым»? 10.Почему опытное знание, по Д. Юму, не обладает объективной необходимостью? Семинар 6. Классическая философия Европы (от Канта до Конта) Вопросы для общего обсуждения 1.Трансцендентальный идеализм И. Канта. 2.Философия Г.В.Ф. Гегеля. 3.Антропологический материализм Л. Фейербаха. 4.Философия марксизма. 5.Формирование и сущность позитивизма. Темы сообщений 1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта. 2. Этические воззрения И. Канта. 3. Диалектика абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля. 4. Теория деятельности И. Фихте. 5. Философское учение Ф.В.И. Шеллинга. 6. Философия А. Шопенгауэра. 7. Особенности философии С. Кьеркегора. 8. Позитивизм О. Конта. Основные понятия темы: классическая немецкая философия, априоризм, агностицизм, категорический императив, автономная этика, диалектика, метафизика, основные законы и категории диалектики, антропологический принцип, отчуждение, опредмечивание, распредмечивание, практика, партийность в философии, диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественно - экономическая формация. Контрольные вопросы
10. Как решается Гегелем проблема свободы в историческом процессе? 11. Как определял Гегель содержание и предмет философии? 12. В чем состоит антропологизм в философии Л.Фейербаха? 13. Каково отношение Л.Фейербаха к религии? 14. В чем сущность концепции отчуждения у К.Маркса? 15. Каковы исходные принципы философии К.Маркса и Ф.Энгельса. 16. В чем состоит суть материалистического понимания истории? Семинар 7. Основные проблемы и категории онтологии Вопросы для общего обсуждения
Темы сообщений 1. Природа мифов о сотворении мира. 2. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта. 3. Социальное пространство и социальное время. 4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе. 5. Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции. 6. Идеализм, материализм, натурализм: происхождение, сущность и исторические типы. 7. Эволюция представлений и современное философское понятие категорий пространства и времени. 8. Проблема начала мира во времени, конечности и бесконечности Вселенной. Основные понятия темы: бытие, естественный и искусственный миры, формы человеческого бытия, субстанция, материя, движение, пространство, время, картина мира. Контрольные вопросы 1. В чём смысл проблемы бытия? 2. Каковы основные свойства бытия? 3. Каковы основные формы бытия мира? 4. В чем отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем? 5. В чем различие между бытием и небытием? 6. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени? Семинар 8. Проблема сознания Вопросы для общего обсуждения 1.Концепции сознания. Научная трактовка генезиса сознания. Проблема бессознательного. 2.Сущность и структура сознания. 3.Сознание и информация. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления. Темы сообщений 1. А.А. Ибн-Сина о природе сознания. 2. Язык животных. 3. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации. 4. Сознание и бессознательное. Основные понятия темы: субъективная реальность, духовная жизнь, отражение, психика, чувственное отражение, эмоции, воля, мышление, язык, знак, сознание, самосознание, бессознательное, труд, материальное, идеальное, информация, язык, общественная идеология и психология, общественное и индивидуальное сознание, формы общественного сознания Контрольные вопросы 1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии? 2. В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом? 3. Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения? 4. Определите сознание и его компоненты? 5. Каковы причины и предпосылки возникновения сознания? Семинар 9. Проблемы теории познания Вопросы для общего обсуждения 1. Познание как процесс. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное в процессе познания, их формы и соотношения. Уровни мышления. 3. Понятие и основные концепции истины. Объективное, относительное и абсолютное в истине. 4. Роль практики в познании и категории истины. Темы сообщений 1. Роль заблуждений в познании. 2. Знание и вера. 3. Причины и характер научных революций. 4. Информационные революции в истории человечества. 5. Сциентизм и антисциентизм. 6. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки). Основные понятия темы: опыт, ощущение, восприятие, представление, мышление, понятие, суждение, умозаключение, истина, объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, практика, догматизм, релятивизм. Контрольные вопросы.
Семинар 10. Вопросы для общего обсуждения 1. Философская антропология: исторический экскурс. 2. Проблема антропосоциогенеза. 3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека. 4. Основополагающие ценности человеческого бытия. Темы сообщений 1. Проблема смысла человеческой жизни в философии. 2. Смертность и бессмертие человека. 3. Проблема «Маугли». 4. Проблема Богочеловека и Человекобога в философии. 5. Эвтаназия: «против» и «за». 6. Философские аспекты проблемы клонирования человека. Основные понятия темы: человек: природа, сущность, предназначение, природное и социальное в человеке, духовность, человечество, индивид, личность, индивидуальность, свобода личности. Контрольные вопросы
Семинар 11. Основные проблемы социальной философии Вопросы для общего обсуждения
Темы сообщений 1. Формирование национальных общностей людей. 2. Философские подходы к исследованию семьи и брака. 3. Феномен открытого общества. 4. Основополагающие принципы гражданского общества. 5. Проблема социального равенства. 6. Общественная психология и общественная идеология. Основные понятия темы: социальное бытие человека, история, общество, идеалистическое и материалистическое понимание общества, демократия, гражданское общество, правовое государство, насилие и ненасилие, массы, цивилизация. Контрольные вопросы
Семинар 12. Проблемы аксиологии Вопросы для общего обсуждения
3. Эстетические ценности. 4. Идеологические и политические ценности 5. Научные ценности. 6. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Темы сообщений
Основные понятия темы: аксиология, ценность, ценностная иерархия, ценностные ориентации, мораль, этика, нравственное сознание, нравственные ценности, эстетические ценности, социальные нормы, идеал, благо, свобода, совесть, справедливость. Контрольные вопросы. 1. В чем выражается универсальность нравственных ценностей? 2. Какая взаимосвязь существует между нравственными ценностями и социальными формами? 3. Отметьте сходство и различие в действии нравственных и правовых норм. 4. Каково место идеала в системе ценностей? 5. Каково содержание общественного идеала? Семинар 13. Будущее человечества (глобальные проблемы) Вопросы для общего обсуждения
Темы сообщений 1. Причины глобализации экологических и социальных противоречий в ХХ веке. 2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое. 3. Неравномерность общественного развития как одна из причин направления глобальных проблем. 4. Сценарии будущего: проблема научного обоснования социальных и экологических прогнозов.Основные понятия темы: наука, критерии научности, научная революция, техника, технология, инженерия, техническое творчество, инженерная деятельность и проектирование, социальная оценка техники, техногенная цивилизация, информационное общество, философия техники. Контрольные вопросы 1. Техника: аспект человеческой деятельности или самостоятельная реальность? 2. Когда технические перевороты сменились научно-техническими революциями и почему? 3. В каком смысле следует говорить об опасности попадания человека в зависимость от техники? 4. Возможны ли национальные модели перехода к информационному обществу? 5. Какие изменения происходят в структуре и содержании основных человеческих ценностей в информационном обществе? 6. Как взаимосвязаны глобальные проблемы современности? 7. Являются ли глобальные проблемы порождением ХХ в.? 8. Возможно ли развитие техногенной цивилизации на основе принципа партнерских отношений с природой? 9. Чем обусловлен характер проявления глобальных проблем в разных регионах планеты? 10. Что, по-Вашему, больше способствует решению глобальных проблем – пессимистические или оптимистические прогнозы развития современной цивилизации? |
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | ||
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция... Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:... | Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов... Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов факультетов биологии и бб мгу | ||
Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | Планы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности) Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:... | ||
Планы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | Планы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | ||
Планы семинарских занятий по истории политических Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с | Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | ||
Протокол №1 Нигматуллин Р. З Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения |