Скачать 248.38 Kb.
|
XXII школьная научно-практическая конференция «Открытия юных» МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, ЗЛОДЕЙ, ГЕНИЙ… Исакова Светлана, Средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары, 11 класс Научный руководитель: Геннадьева Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы. г. Чебоксары, 2008 СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………………………………..3Роман П. Зюскинда «Парфюмер» - мировой бестселлер последнего десятилетия……………...4-7Кто такой Парфюмер?.........................................................................................................................7-9Жан-Батист Гренуй – «маленький человек», гений и злодей………………………………….«Парфюмер» - бестселлер или философский роман?..................................................................Диалог П. Зюскинда и Тыквера………………………………………………………………….Заключение……………………………………………………………………………………….Библиографический список…………………………………………………………………………Приложение…………………………………………………………………………………….Введение«Познай себя!» Этот призыв дельфийского оракула представляет труднейшую задачу для каждого. «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя», - писал французский философ Р. Декарт. Но нет и «вопроса более темного», добавлял английский философ Д. Юм.Познай себя… … Какая польза в том? Познаю, А куда бежать потом?Этим ироническим четверостишием И.В. Гете также говорит о том, что самопознание не дает человеку успокоение. Что есть свое неповторимое «Я»? Какое «я» ищут умы и сердца миллионов людей? На этот вопрос попытался ответить известный немецкий философ Ф. Ницше в своей всемирно известной книге «Так говорил Заратустра». «Я хочу показать людям смысл их бытия: смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи – человек». Человек с уникальными способностями, человек с неординарными способностями. Человек – Личность - Сверхчеловек…Как это близко, знакомо и актуально было во все времена, и, кажется, еще более остро стоит эта проблема в наше время. Ведь мало кто из нас задумывается о времени, в котором протекает наша жизнь. А мы живем во времена глобальных перемен. Конечно, за нашей повседневной жизнью эти перемены редко видны. В глубине души каждый из нас часто испытывает непонятную тревогу; современная жизнь предъявляет человеку особые требования: быть человеком сильного духа, быть человеком уникальным и т.д. Наши глаза начинают смотреть на мир по-другому, и каждый человек хочет в этом мире поверить в свою уникальность…Проблема сверхчеловека, гения, соотношения «Я» и «Мы» волновало человечество с давних пор. Музыканты и художники, писатели и философы рассматривали данную проблему в своем творчестве.Объектом исследования является, прежде всего, роман П. Зюскинда «Парфюмер», а также одноименный фильм режиссера Тыквера. Сложность и многозначность проблемы и самих произведений обусловили также выбор привлекаемого для изучения материала. Предметом литературоведческого анализа послужили, в основном, такие произведения: «История доктора Фаустуса», «Волшебная гора» Т. Манна.Научная новизна заключается в том, что П. Зюскинд поднимает актуальную во все времена проблему: маленького человека, гения и злодейства совершенно в ином ракурсе, заставляет читателя по-иному взглянуть на смысл человеческого бытия.Цель исследования – показать актуальность проблемы становления человека Личностью.Задачи исследования:
Роман П. Зюскинда «Парфюмер» - мировой бестселлер последнего десятилетияРоман «Парфюмер. История одного убийцы» издан в Швейцарии в 1985 году. Больше 10 лет занимает первое место в списке мировых бестселлеров. На русский язык переведен в 1991 году Венгеровой Э. Д. Это загадочная история, романтический детектив еще долго будет будоражить, притягивать и интриговать читателей и критику. Судьба романа уникальна. За прошедшие годы он переведен на 33 языка, вышел в свет более чем миллионным тиражом, став настольной книгой читателей в Германии, Англии, Франции, Италии, США, а теперь уже и в России. Роман «Парфюмер» – это история одного гения, жившего во Франции XVIII века. Герой – гений запахов Жан-Батист Гренуй. “В немецкую литературу вошло чудовище Жан-Батист Гренуй. И стало литературным событием”; – писала немецкая критика, отмечая успех “до дрожи прекрасного романтического детектива” Зюскинда. В основе замысла романа лежит метафора запаха как универсальной подсознательной, всеохватной связи между людьми. Эта метафора позволяет предположить бесконечное количество интерпретаций. С точки зрения Венгеровой Э. Д. метафорами такого масштаба в немецкоязычной прозе ХХ века могут похвастаться только Т. Манн (болезнь А.Леверкюна) или Г. Гессе (Игра в бисер) П. Зюскинд обращается к историческому материалу как средству осознания проблем современности: человек и природа, гений и жизнь, человек и Бог, проблемы безумно- разумного в ХХ веке, формы тоталитаризма, власть.Главный герой романа Ж.Б. Гренуй – «литературное событие» не только в Германии, но и в современной мировой литературе. Образ Жана-Батиста Гренуя – это синтез образов Крошки Цахеса Гофмана, Квазимодо В.Гюго, Г.Касторпа Т.Манна. Помимо обозначенных персонажей в образе героя П. Зюскинда явственно просвечивают реминисценции и другого произведения Гофмана о романтическом гении – композиторе Иоганне Крейслере с подступающей темой безумия и двойничества. В литературе ХХ века Томас Манн, обращаясь к проблеме больного гения (“История Доктора Фаустуса”), вводил его в более широкий нежели у Гофмана контекст европейской мировой культуры. Духовную катастрофу Адриана Леверкюна писатель объясняет “отпадением” гения от добра в результате свободного выбора. Томас Манн убедителен в утверждении того, что “этика – опора жизни”. В своем романе, П. Зюскинд продолжает тему гения, болезни и безумия. Использование романтических структур Шамиссо, Новалиса, Гофмана стилевых кодов Гюго, Золя, Т.Манна позволяет говорить об интертекстуальности романа, как структурной составляющей постмодернистского романа. Патрик Зюскинд часто поднимает в своем творчестве проблему становления гения и его крушения (новеллы «Голубь (1987), «История господина Зоммера» (1991). Его антигерои имеют одно общее свойство, а именно: сложность в общении с другими людьми и постоянные поиски своего места в мире. Роман «Парфюмер» окончательно сделал П. Зюскинда в 1985 г. одним из самых известных и успешных писателей современной немецкой литературы. Итак, Жан-Батист Гренуй. Кто он? Маленький человек, злодей, гений?... Рождение Жана-Батиста Гренуя – рыбный рынок, расположенный на месте старого Кладбища невинных, туда в течение восьмисот лет свозили мертвых, а затем в период Французской революции сделали рынок. Мать Гренуя, в описании которой акцентируется ее болезнь (сифилис), ее асоциальность падшей женщины предстает как исключительно биологическое существо, физиологическая машина, равнодушно производящая, страдая только от физической боли, уже пятого ребенка под разделочным столом Рыбного рынка, он и стал причиной ее смерти, унаследовав от матери дурную наследственность. В традициях натурализма Зюскинд на протяжении всего романа сравнивает Гренуя с клещом, с “приспособившейся бактерией”, с огромным пауком. Чревность – знак существования сосредоточенного только на пожирании, уничтожении, присвоении. Гренуй – “физиологический гений”, осуществивший в начале жизни “вегетативность выбора” (жить или не жить). Гренуй становится гением запахов и ароматов, но в основе его гения лежит нюх не человеческий, а изощренный нюх животного. Родившись, он вдохнул не аромат материнской любви, а вонь рыбьих потрохов. Сын торговки рыбой, убивавшей собственных детей, случайно выживший маленький уродливый Гренуй вызывает у окружающих только страх, отвращение или равнодушие. Младенчество Гренуя – это лишь намек на исключительность (дурную) его судьбы. Она сродни началу жизни Квазимодо, подкинутому на паперть собора Парижской Богоматери. Гренуй и Квазимодо – монстры, но последний остается им лишь до своего “обращения” под воздействием милосердия, а Гренуй взращивает в себе монстра целенаправленно. Внешнее уродство (хромота, нелепая фигура, лицо, обезображенное следами от сибирской язвы) Гренуя ассоциативно связывает его с Крошкой Цахесом Гофмана, однако помимо внешнего сходства есть и частичное внутреннее родство: и тот и другой приобретают чудовищную власть над людьми, и оба постыдно заканчивают свою жизнь. Почему гении не живут долго и счастливо? Все дело в их жизненных целях, они отличны от целей обывателя. О чем мечтала мать Гренуя? «…Надеялась жить долго, быть может, еще пять или десять лет, и может быть, даже когда-нибудь выйти замуж и родить настоящих детей в качестве уважаемой супруги овдовевшего ремесленника…» О чем мечтал мастер Бальдини? Всего-то о славе парфюмера королевского двора. Мечты гения на несколько порядков выше. Они не нацелены на собственное благополучие или благополучие других людей. Незаурядная личность живет не «для», а «вопреки». Живет, чтобы доказать свою незаурядность. Поэтому для гениальности не может быть рамок ни в морали, ни в законе. Гренуй был будто запрограммирован любой ценой создать аромат любви. Литература романтизма дает нам самый широкий спектр судеб гениев. В понятии гений явленно как бы развитие элитарной концепции художника в его высшем созидательном смысле и идеи исключительности романтической личности. Романтический гений – это особая взысканность небесами (Вакенродер), это дар который осмысливается как долг перед Богом, очевидная в романе П. Зюскинда парадигматика основных философско-эстетических и этических кодов романтизма, выворачивается им наизнанку, доводится до логического конца, оборачиваясь своей противоположностью. Отец Террье отдает младенца Гренуя в пансион мадам Гайар. Ее пансион – царство Разума, абсолютной размеренности, рассудительности, правильности. В мадам Гайар нет “ощущения человеческого тепла”, в ней убиты “и нежность и отвращение, и радость и отчаяние”, она воплощение рассудочной справедливости без любви, в ней есть беспристрастность механизма. И поэтому она становится идеальной воспитательницей Гренуя, обеспечивая ему стол и кров, и минимум одежды. У нее не было души, Гренуй тоже ее не имел, ему не нужна была любовь, нежность, безопасность, сострадание. “Он проголосовал за жизнь из чистого упрямства и чистой злобности”. Толпа, неизбранные не восхищаются избранностью Гренуя и его исключительностью, а боятся его. “К шести годам он обонятельно полностью постиг свое окружение… Он как бы овладел огромным словарем, позволившим ему составлять из запахов любое число новых фраз… Пожалуй, точнее всего было бы сравнить его с музыкальным вундеркиндом, который из мелодий и гармоний извлек азбуку отдельных звуков и вот уже сам сочиняет совершенно новые мелодии и гармонии…” Красота, явленная романтическому гению, взыскательно требует своего воплощения, то есть возвращения жизни, но в другом материале. Гренуй поглощает ее, сжирает без остатка, закрывает ее в тайники своей утробной гениальности, именно тогда переступив через все человеческое, он догадывается о своей гениальности. “Гений и злодейство” сливаются воедино. Гренуя не интересует богатство, деньги, положение в обществе. Он замкнут на себе, он готовится завоевать весь мир, он ждет подходящего часа. Подобно Г. Касторпу из “Волшебной горы” Т. Манна, который 7 лет своей жизни провел в высокогорном санатории и оказался наедине с чудовищной, фантасмагорической для его опыта сложностью мира, Гренуй удаляется на 7 лет от людей, чтобы пестовать свой гений, который уже явственно обнаруживает свое безумие. Проблема больного гения, гения и безумия художественно разработана в литературе ХХ века. Леверкюн Т.Манна уже несет в себе помимо болезненности гения и приметы искусства нового времени: абсолютную холодность, самозамкнутость гения и его творений на самом себе. Безумно-разумный Гренуй взращивает здесь на горе, в полной и добровольной изоляции от людей, которая приводит его в ликование, свою внутреннюю империю. Он жрал мох, лакал воду как животное, но испытывал восторженные экстазы одиночества, “отгороженности” от людей. Он создавал свою Империю зла, Империю запахов, пестуя свою ненависть, злобу, отвращение к миру и к людям. Зюскинд закономерно и убедительно показывает неизбежную логику метаморфозы своего героя – желания властвовать над миром, человечеством. Писатель подводит своего героя к формулам тоталитаризма, которыми так богат ХХ век. Греную для полноты власти нужен механизм манипулирования людьми, их сознанием, самой жизнью, и запахи, сконструированные им с дьявольской холодностью, становятся универсальными отмычками к людским душам. Он возвращается к людям. Зюскинд вводит мотив мимикрии зла, знакомый европейскому читателю уже по роману Т.Манна “Доктор Фаустус”. Гренуй должен убедить всех, что он человек. Теперь он мечтает сконструировать запах людей, которых любят. Он совершает 24 убийства, сладострастно отбирая у своих жертв аромат, становясь всемогущим и даже его казнь превращается в разнузданную вакханалию. Он уходит с места казни в Париж, где сброд из убийц, бандитов и насильников, нанюхавшись духов любви Гренуя, разрывает его на части и съедает его. “Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви”. Своеобразное самоубийство Гренуя – Отца народа – не капитуляция. Это рассчитанный и холодный акт безумца, осознавшего, что, несмотря на свои попытки завоевать любовь людей, любовь ему чужда. Его душа питается только ненавистью “черной, как вороново крыло”. Акт его смерти – это месть людям, низведение других людей до животного уровня. Каннибализм уравнивает Гренуя и людей на физиологическом уровне. Гений Гренуя взращивается вне духовности, вне культуры, вне общества. Его можно квалифицировать как гения андерграунда, в котором живет сатанинская сила бунта, отрицания и гордыни, закономерно ведущая его к желанию безграничной власти над человечеством. Гренуй – дитя безбожной культуры , он создает в душе своей лабиринты, в которых истово служит гедонизму , поэтому он еще и гений самоублажения. Это и позволяет говорить о романе писателя, как о произведении постмодернизма. В отечественном литературоведении постмодернизм – почти ругательство. Его не бранит только ленивый, традиционно упрекая его в этической индифферентности, в излишней ироничности, в игровом начале, относясь к нему как к чему-то легковесному и легкомысленному. Но в последние годы появились такие постмодернистские произведения, авторов которых трудно упрекнуть в иронической и лукавой игре со смыслами прошлых культур. Появляется трагическая литература постмодернизма. Особенность романа состоит в том, что автор не дает своему персонажу оценки – не называет его однозначно дурным и не оправдывает. Это ставит в тупик читателя: «Как к герою относится, можно ли оправдать его поступок? Кто такой Парфюмер?». Кто такой Парфюмер? Как ни странно, каждый из нас – маленький Гренуй. То в нем, что наиболее соответствует нашим личным представлениям о красоте, счастье, успехе и самоутверждении, и вызывает ощущение сопереживания, в каком-то смысле тяги к главному герою детективного романа Зюскинда, как бы ни казалась ужасающей для кого-то его жизнь и его решения, как бы ни была недопустима и жутковата для кого-то мысль о подобном сходстве. Во время чтения мы лелеем надежду, пропитываемся любопытством, жаждой осуществления ненасытного читательского желания пережить вместе с героем острые моменты славы, счастья, любви, достижения целей, чтобы какое-то время жить книжной реальностью, ощущать те чувства и переживать те события, которых в нашей реальной жизни нет, которых почему-то не хватает, которые по каким-то причинам случаются в реальности очень редко. Мы алчем зрелищ собственного воображения, и писатель возрождает их для нас. Получив желанное, мы пожираем их. Почему-то именно этот заморыш-клещ Гренуй сумел удержаться в жизненном пространстве лучше всех, именно он успел реализовать себя на 200% и умер тогда, когда сам того пожелал. Что может быть живучее, что может быть более близко к самой жизни, как не её суть? Загадка здесь формулируется только с окончанием чтения и начинает мучить читателя «за чертой страницы». Состоит она в нарочитой расплывчатости авторской позиции. Автор принципиально сторонится императивных оценок фигуры и поступков героя, а навязчивые характеристики «ужасный» и «гениальный» скорее уравновешивают друг друга, нежели проясняют дело. И отсюда читательское недоумение: роман — это литературная реализация мечты о всевластии или наоборот, ее осуждение? Воспевание одинокого гения, который самодостаточен в своей полноте, или несогласие с зациклившимся на идее блаженным, который вместо того, чтобы быть как все, стремится лишь к маниакальному извлечению запахов? Читатель дезориентирован с самого начала: «В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. О нем и пойдет речь». Эта фраза, столь, казалось бы, ясно демонстрирующая отношение повествователя к Греную, на самом деле только лишь разжигает любопытство. Какие это формы должна принять гениальность, чтобы стать рядом со своей противоположностью в нравственной системе координат, присущей любому современному человеку — отвратительностью? Ведь уже уходящая в прошлое, но все еще проявляющая свое довольно существенное влияние на культуру идеология говорит, что гениальность просто не может стоять на одной ступени с чудовищностью, злодейством и прочими отрицательными качествами, которыми так щедро наделяет Зюскинд своего парфюмера. И тем не менее, гений и злодейство — вот две вещи, которые совмещает Зюскинд в фигуре Моцарта запахов Гренуя, ставшего, кроме всего прочего, одной из причин смерти «Сальери» Бальдини. Итак — гениальность. Гениальность Гренуя неоспорима, о ней настойчиво говорит и сам автор: «И как все гениальные чудовища, устроенные так, что через внешнее событие прокладывается прямая колея в вихреобразный хаос их душ, Гренуй уже более и отклонялся от того, что он принимал и признавал за направление своей судьбы»; «Теперь он знал, на что он способен. С помощью самых ничтожных средств он благодаря своему собственному гению имитировал запах человека и сразу же добился такой точности попадания, что даже ребенок дал себя обмануть». Он прошел непосильный простому человеку путь, создав «абсолютное оружие»: запах, позволяющий ему завораживать людей. Изобретение «ключа», открывающего герою сердца людей выдает в Гренуе аллегорию тирана, идущего к заветной цели по трупам своих благодетелей. Судьбу героя мы можем проследить как инвариант биографии многих персонажей истории, ставших впоследствии грандиозными диктаторами, ставшими властителями дум и, что самое ужасное, сердец миллионов людей. Исторически хрестоматийным, но оттого не менее уникальным Сталину, Гитлеру (список можно продолжить) каким-то образом удалось завоевать пусть болезненную, пусть неестественную, но все-таки любовь миллионов людей. И это то, к чему стремится с самого рождения обделенный любовью Гренуй. Но помимо восстановления исторической справедливости в этой жутковатой метафоре мы видим и еще одно страшное пророчество. Судьба Гренуя, создавшего, наконец, эликсир любви в финале романа, — это судьба любимца толпы. Той самой массы, которой принадлежит культура, о которой идет здесь речь. И любимец толпы, великолепный оратор Робеспьер окончил свою жизнь тогда же, там же и так же. Толпа, терзающая героя в финале, — это, по сути, образ массового читателя, да и вообще представителя массовой культуры, качественная и количественная концентрированная метафора «массоида», готового буквально разорвать своего кумира: «Они кинулись к этому ангелу, набросились на него, опрокинули его наземь. Каждый хотел коснуться его, каждый хотел урвать от него кусок, перышко, крылышко, искорку его волшебного огня. Они сорвали с него одежду, волосы, кожу с тела, они ощипали, разодрали его, они вонзили свои когти и зубы в его плоть, накинувшись на него, как гиены». Эта страшная картина вполне может стать реальностью и в наши дни, если за какой-нибудь суперпопулярной «звездой» не уследит служба безопасности. Возможно, что отшельничество, которое избрал не дающий интервью и не появляющийся на людях Зюскинд выдает его опасения на этот счет. Жан-Батист Гренуй – «маленький человек», гений и злодей Особенность романа состоит в том, что автор не дает своему персонажу оценки – не называет его однозначно дурным и не оправдывает. Загадка здесь состоит в расплывчатости авторской позиции. Автор принципиально сторонится оценок фигуры и поступков героя, а навязчивые характеристики «ужасный» и «гениальный» скорее уравновешивают друг друга, нежели проясняют дело. Читатель дезориентирован с самого начала: «В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами.». |
Xxvii городская научно-практическая конференция обучающихся «Открытия юных» Ликвидация дефицита йода станет такой же победой здравоохранения, как ликвидация натуральной оспы и полиомиелита” (Г. Х. Брутланд... | Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция | ||
Кафедра педагогики Всероссийская научно-практическая конференция... Институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования для участия во Всероссийской научно-практической конференции... | А. Г. Свинаренко Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | ||
А. Г. Свинаренко Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Школьная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики I. Традиционные обычаи немцев | ||
Литературная викторина Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Школьная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики I. Что такое молодежная субкультура? | ||
Введение биография М. В. Ломоносова Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Секция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да» В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром... | ||
Т. И. Зелиб Учебно-методическое пособие к дисциплине Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | «История» тема: «Великие географические открытия» Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Школьная научно-практическая конференция План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Xvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск» Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной... | ||
I. Подготовка к экзаменационному тестированию Тестовая работа №1 Тест открытого характера Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Школьная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку» с. Благодатное 27. 02. 13г Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |