Скачать 125.19 Kb.
|
ЛИНГВОПОЛИТОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Учебный курс для студентов философского факультета, специализирующихся по кафедре философии политики и права Цель учебного курса: Место в ООП: Изучение данной дисциплины дает студентам возможность овладеть знаниями в области современной лингвополитологии, ознакомиться с основными аспектами анализа политического дискурса. Дисциплина предназначена для изучения студентами 5-го курса. Для изучения данного курса студент должен обладать базовыми знаниями по таким дисциплинам, как политология, теория политики, история социально-политических учений, философия политики, русский язык. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен
Общая трудоемкость дисциплины: 32 часа Форма отчетности: зачет Структура и содержание дисциплины: Тематика курса
Содержание курса Раздел I. Общетеоретические и исторические аспекты лингвополитологии Тема 1. «Лингвополитология как научная дисциплина» Объект и предмет лингвополитологии. Функции лингвополитологии как науки. Лингвополитология в системе гуманитарных наук. Лингвополитология как интегративная научная дисциплина. Практикум по теме 1. Задание 1. Составить таблицу «Лингвополитология как интегративная научная дисциплина». Параметры таблицы (пример):
Тема 2. «Возникновение и основные этапы развития лингвополитологии» Научные школы и направления зарубежной лингвополитологии: Чикагская школа, Франкфуртская школа, Французская школа. Специфика российских лингвополитологических исследований. Особенности развития лингвополитологии на современном этапе. Практикум по теме 2. Задание 2. Составить тезисный план статьи Г. Лассуэлла «Язык власти». Ответить на вопросы по тексту. Тема 3. «Методы современной лингвополитологии» Нормативный и дискриптивный методы. Когнитивный и дискурсивный анализ как основные методы современной лингвополитологии. Использование методов лингвополитологии представителями различных школ. Практикум по теме 3. Задание 3. Ответить на вопросы по тексту Р. Водак «Взаимосвязь «дискурс-общество: когнитивный подход к критическому дискурс-анализу». Тема 4. «Изучение политической метафоры как особое направление исторического анализа в лингвополитологии» Особенности политической метафоры: архитипичность и вариативность. Политическая метафора и политическая культура. Роль политической метафоры в формировании идеологического дискурса. Практикум по теме 4. Задание 4. Проанализировать специфику политических метафор, их идеологическую нагруженность на примере текста стенограммы встречи Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева в Вене (4 июня 1961 года) Раздел II. Основные аспекты лингвополитологических исследований Тема 5. «Политический язык как предмет лингвополитологических исследований» Лексико-фразеологический тезаурус и современный политический язык. Особенности лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса политического текста. Практикум по теме 5. Задание 5. Анализ текстов публичных выступлений В.В. Путина на предмет использования лексических средств, фразеологических оборотов. Выявление особенностей синтаксиса. Тема 6. «Политический текст как предмет лингвополитологических исследований» Жанровые особенности политического текста. Композиция политического текста. Форма политического текста. Стили политического языка. Особенности стиля программ политических партий, парламентских дебатов, митинговой речи. Практикум по теме 6. Задание 6. Выявить структурные и жанровые особенности текстов программ партий «Единая Россия» и ЛДПР. Тема 7. «Политическая коммуникация как предмет лингвополитологических исследований» Понятие политической коммуникации. Коммуникативная стратегия и тактика в лингвополитологии. Речевое поведение и коммуникативные роли. Понятие «речевой маски». Практикум по теме 7. Задание 7. Просмотреть видеоролики последних предвыборных дебатов российских кандидатов в президенты, проанализировать материал, исходя из основных характеристик политической коммуникации. Тема 8. «Политический дискурс как предмет лингвополитологических исследований» Терминологические и методологические сложности определения политического дискурса. Понятие политического дискурса. Характеристики политического дискурса. Понятие эффективности политического дискурса. Институциональный и медийный дискурс. Практикум по теме 8. Задание 7. Сравнить текст публичного выступления Д. А. Медведева на саммите БРИКС и освещение данного выступления в российских и западных СМИ. Учебно-методическое обеспечение курса и формы работы Список рекомендуемой литературы
Интернет-источники:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/880 Формы работы
Примерный вариант задания для аудиторной работы: Деловая игра «Предвыборные дебаты» В игре моделируется ситуация проведения политических дебатов. Два студента группы выступают в роли участников дебатов. Один студент – в роли ведущего. Остальные студенты выступают в роли зрителей – избирателей. Задача участника дебатов: используя материал, изученный на занятиях, убедить зрителей проголосовать за него. Задача ведущего: используя материал, изученный на занятиях, компетентно руководить процессом дебатов. Задача электората: сделать выбор в пользу одного или другого участника, основываясь на изученном материале. Формы контроля:
Порядок подсчета баллов
Темы докладов и рефератов
Примерный вариант задания для контрольной работы:
А) Франкфуртской школы политической науки Б) Чикагской школы политической науки В) Российской школы политической науки
А) дискурсивным анализом Б) текстуальным анализом В) контент-анализом
А) лексика Б) грамматика В) синтаксис
А) президентская гонка Б) президентский совет В) президентский полк
А) 1924 Б) 1983 Б) 1991
- мирный развод - акула политики - политический фарс - рычаг давления - потайная пружина - честная игра - поле битвы - хороший расклад - политическая арена - запах денег
А) Политик какой страны мог бы произнести данную речь? Б) В какой ситуации могла бы произноситься эта речь? Обоснуйте ответы. |
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | ||
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии... Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28. 11. 2013 | Рабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»... «биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре... | ||
Курс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия... ... | Темы для рефератов по философии Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия... | ||
А. П. Дубров Когнитивная Психофизика Основы «биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре... | Курс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского... Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия... | ||
Сергей Егорович Михеенков Взвод, приготовиться к атаке! Лейтенанты... «биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре... | Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов... Спецкурс предусматривает рассмотрение проблемы человека в философии с точки зрения гендерного измерения человеческого бытия | ||
Программа курса античная литература специальность №020100 философия Москва- 1998 Программа предназначена для студентов философского факультета ( 1 курс, 2 семестр) | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | ||
Российской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | ||
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... |