Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе





НазваниеМатериалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе
страница1/16
Дата публикации06.10.2013
Размер1.43 Mb.
ТипМатериалы для подготовки
100-bal.ru > Философия > Материалы для подготовки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 5 с углубленным изучением английского языка

имени Г.Н. Зайцева

Материалы для подготовки к ГИА (государственной итоговой аттестации) в 9 классе
Папка учени___ 8-9 ___ класса
________________________________

___________________________

Нижний Тагил

2010
Структура ГИА в 9 классе. Задания, критерии оценивания

  1. Первая часть работы включает одно задание С1сжатое изложение.

  2. Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 3 заданий с выбором ответа (А1-А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1-В14).

  3. К каждому заданию с выбором ответа (А1-А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 – вопрос на понимание текста.

А2 – вопрос на понимание текста (лексического значения слова).

А3 – вопрос по средствам выразительности лексики, фразеологии, грамматики.

  1. Ответы к заданиям В1-В14 вы должны сформулировать самостоятельно.

В1лексика (употребление синонимов в разных стилях и типах речи).

В2 – орфограммы в корнях слов.

В3 – орфограммы в приставках.

В4 – орфограммы в суффиксах (н-нн) и личных окончаниях глаголов.

В5-В14 – синтаксис и пунктуация:

В5 запятые в простом осложнённом предложении (водные слова, вставные конструкции, обращения, междометия).

В6 – запятые в сложносочиненном предложении.

В7 – запятые в сложноподчиненном предложении.

В8способы подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

В9грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое).

В10 – предложения с однородными членами.

В11обособленные определения, приложения и обстоятельства, уточняющие члены предложения.

В12количество грамматических основ в предложении.

В13сложное бессоюзное предложение.

В14 – сложные предложения с разными видами связи (последовательное, параллельное, однородное подчинение придаточных в СПП).

  1. Третья часть работы выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.

Приступая к третьей части работы, необходимо выбрать одно из двух предложенных заданий С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) или задание С2.2 (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по содержанию текста).

Баллы, выставляемые за задания

С1 (сжатое изложение) – 7 баллов.

А1-А3 – 3 балла.

В1-В14 – 14 баллов.

С2 (сочинение-рассуждение) – 7 баллов.

Грамотность в изложении и сочинении вместе взятых – 10 баллов.

Всего – 41 балл.

Оценка

«5» - 37 – 41 баллов, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (грамотность).

«4» - 29 36 баллов, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4 (грамотность).

«3» - 19 28 баллов.

«2» - 0 – 18 баллов.

Бланки ГИА

Бланк ответов № 1 для выполнения заданий А1-А3, В1-В14



Бланк ответов № 2 для выполнения заданий С1, С2.1(С2.2)


Критерии оценивания сжатого изложения (С1)



Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения







Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2



Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1



Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста







Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их на протяжении всего текста.

3



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1



В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1—ИК3

7





Алгоритм написания сжатого изложения
Изложение читают два раза.

УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ (МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ.

В предлагаемых текстах в основном 4-5 МИКРОТЕМ (абзацев). Всегда есть тема человека или общества.
КАК ПИСАТЬ?

I. При 1 прочтении внимательно слушаем текст, ничего не пишем!


II. После 1 прочтения делим лист на 4-5 частей (по количеству абзацев). По этим 4-5 блокам «раскладываем» (выписываем) ключевые (главные, неоходимые) слова (тезисы, словосочетания), которые передают микротему каждого абзаца.

Также определяем стиль и тип речи исходного текста. (5 минут)


III. При 2 прочтении записываем текст полностью, ОТЧЕРКИВАЯ АБЗАЦЫ, чтобы потом сокращать, опираясь на записанные ранее ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают микротему каждого абзаца.

IV. Используем приемы

ИСКЛЮЧЕНИЯ, обобщения, УПРОЩЕНИЯ

для «сжатия» записанного текста.

Обдумываем средства связи между частями (абзацами) текста.
V. Пишем черновик сжатого изложения.

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОРОТКИМ ПО ФОРМЕ, НО НЕ БЕДНЫМ ПО СОДЕРЖАНИЮ.


VI. Проверяем нет ли фактических ошибок, соответствует ли изложение типу и стилю речи исходного текста, соответствие количества абзацев количеству микротем, полностью ли раскрыты микротемы каждого абзаца (ОПИРАЕМСЯ НА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА)?

За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили» в текст свою микротему или, наоборот, не раскрыли микротему в каком-либо абзаце, или нарушили абзацное членение исходного текста.


VI. Считаем количество слов (100-110 слов). Проверяем грамотность изложения.

Пользуйтесь орфографическим словарём для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!


VII. НА ЧИСТОВИК ПЕРЕПИСЫВАЙТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОВИК. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, НЕ СПЕШИТЕ!

Содержательные и языковые приёмы сжатия текста
Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:


  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. (Пропуск слов, словосочетаний, фрагментов предложений или целых предложений, содержащих второстепенные факты).


(В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого. - В ознаменование великой победы под Казанью (1552 год) по решению Ивана Грозного в Москве построен памятник – храм Василия Блаженного.)


  1. свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).


(Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до молоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? - Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?)

К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:


  1. Исключения:




  • исключение повторов;

(Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. - Русское понятие храбрости – это удаль.)


  • исключение одного или нескольких из синонимов;

(Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Удивительное… Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире. - Странное. Непонятное. Непостижимое… Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире.)


  • некоторых второстепенных членов предложения;

(Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы. - Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед зеркалом волосы.)


  • конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих и поясняющих конструкций);

(Справа от дома Есениных, за сельской площадью, среди деревьев, виден двухэтажный дом, принадлежавший некогда местной помещице. - Справа от дома Есениных виден двухэтажный дом бывшей местной помещицы.)


  • исключение фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

(Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, — Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. - Когда же Базаров вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас, Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.)


  • исключение одного или нескольких предложений;




  • исключение диалога (передача его сути в одном предложении).

(Герои спорили о … (назвать предмет спора), но к пониманию не пришли из-за нежелания услышать друг друга.)


  1. Обобщение:




  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

Собаки, кошки, лошади почувствовали приближение пожара» - «Животные почувствовали приближение пожара»);


  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. - Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему»).


  1. Упрощение:




  • слияние нескольких предложений в одно;

(Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Но обращайтесь с ягодником осторожно! Берегите это чудесное растение! Оно хорошо служит людям. - Набирая брусники, обращайтесь осторожно с растением: оно хорошо служит людям.)


  • замена предложения или его части указательным местоимением;




  • замена сложноподчинённого предложения простым.

(Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. - Мы добрались до цели нашего путешествия вечером.)


  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

(Гремя стальными кузовами, в разные стороны ехали самосвалы с песком, бетоном, контейнерами; грузовики с железобетонными плитами и чугунными трубами. - Гремя стальными кузовами, ехали самосвалы со строительными материалами.)


  • замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

(Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода. - Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода.)


  • перевод прямой речи в косвенную.

(Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу» - Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.)

Пример сжатия текста

Текст для прослушивания

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. (Можно применить упрощение – замену фрагмента предложения синонимичным выражением: «может показаться парадоксальным» на «парадоксально». Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слова «вовсе»)).

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (Можно применить один из приёмов содержательной компрессии текста – исключение второстепенной информации (исключение слова «измеряема» и примеров про поступление в вуз и про мотоцикл). Также здесь вновь возможно упрощение – синонимическая замена: «в любом случае» заменить на «всегда»).

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. (Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слов «дело», «безусловно» в третьем предложении абзаца). Среди языковых приёмов можно использовать исключение поясняющих конструкций («с тем, что принято называть нравственным идеалом»; «в то, что в конце концов всё будет хорошо»).

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. (Используем приём исключения (исключение слов «как ни странно», исключение фрагментов и целых предложений: «Психологи объясняют это тем, что…», «Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути.», «…и не слишком торопиться», «Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.»)).

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (По материалам периодической печати) (251 слово) (Используем приёмы исключения (исключение конкретного примера про мечту о путешествии, слов «содержанием», «любознательнее, серьёзнее, интереснее») и упрощения (слияние нескольких предложений в одно: «И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет.» + «Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.»)).

Сжатое изложение (удачное)

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель конкретна и достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели.

А вот мечта это совсем другое. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Она не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее.

И это работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Просто нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь смыслом и становится лучше и добрее». (111 слов)

Применены 2 разных приема сжатия текста (исключение и упрощение) и использованы для сжатия всех микротем текста. Основной приём компрессии прослушанного текста исключение.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.

Сжатое изложение (неудачное)

Может быть, это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели.

Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее.

А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить.

И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность.

Например, мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть, мы даже решаемся осуществить её другими способами, например, поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше. (92 слова)

Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.
Необходимая терминология к заданиям А1, C1, C2.


  1. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу (общая тема, идея, проблематика) и грамматически (порядок предложений, порядок слов в предложении, интонация и др.).



  1. Исходный текст - текст, предложенный для анализа.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconАнализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconЗадачи итоговой государственной аттестации
Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня подготовки выпускников магистратуры для выполнения профессиональных...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconЗадачи итоговой государственной аттестации
Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня подготовки выпускников магистратуры для выполнения профессиональных...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconУчебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации Направление подготовки
Порядок формирования и функции государственной аттестационной комиссии, методика проведения гиа 13
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconИнформация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Государственная (итоговая) аттестация проводилась в традиционной форме (по билетам) и форме гиа, руководствуясь Положением о государственной...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПрограмма итоговой государственной аттестации по направлению подготовки
Цель итоговой государственной аттестации – установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведению государственной...
Проведение собрания с учащимися 9 классов для ознакомления с нормативно- правовой базой государственной (итоговой) аттестации
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПрограмма итоговой государственной аттестации направление подготовки...
Цель итоговой государственной аттестации – установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведения государственной...
...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconОбзор методических пособий по математике для подготовки к Единому...
Необходимо изучить демонстрационный вариант экзаменационнй работы для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconИнструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения...
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПрограмма государственной итоговой аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconПоложение о государственной экзаменационной комиссии Ульяновской...
Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconИнструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе iconВзаимоотношений
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск