Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими





Скачать 381.13 Kb.
НазваниеПравила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими
страница1/3
Дата публикации07.10.2013
Размер381.13 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Философия > Памятка
  1   2   3

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся


Правила семинара.

  1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.

  2. На тебя понадеялись, – подготовь материал.

  3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.

  4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.

  5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.

  6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.

  7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.

Как готовиться к семинару.

  1. Внимательно прочти вопросы к заданию.

  2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.

  3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.

  4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.

  5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.

  6. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.

  7. Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.

  8. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

Правила дискуссии.

  1. Спорь по существу, а не из-за пустяков.

  2. Критикуй идею, а не человека.

  3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.

  4. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.

  5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.

  6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.

  7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.

Правила ведения дискуссии.

  1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.

  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Памятка участнику дискуссии.

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.

  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.

  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.

  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.

  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.

  6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.

  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.

  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.

  9. Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.

  10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Правила составления плана.

  1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

  3. Озаглавь каждую часть.

  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

  6. Памятка по составлению плана.

  7. Деление содержания на смысловые части.

  8. Выделение в каждой из них главной мысли.

  9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования

  1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

  2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

  3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

  4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

  5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

  6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

  1. Выделите в тексте логически законченные части.

  2. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.

  3. В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).

  4. Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Работа с цитатой

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

  2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

  6. Каждая цитата заключается в кавычки.

  7. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Памятка: как работать с книгой

  1. Понять, как построена книга, её структуру.

  2. Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.

  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

    • первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

    • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

    • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

  4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;

  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-

  • составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;

  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Памятка учащемуся

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.

  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).

  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.

  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

  10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
    материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

  11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

прочитал

 

проанализировал

 

осмыслил

 

 

  • Читай внимательно, вдумчиво.

  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

Требования к учащимся по конспектированию

  1. Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.

  2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

  3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.

  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

  6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.

  7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).

  8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

  9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

  10. Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

Методика работы со схемой опорных сигналов

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой опорных сигналов.

  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал схемы опорных сигналов.

  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами схемы опорных сигналов).

  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите схему опорных сигналов, пересказывая вслух или “про себя” исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы опорных сигналов.

  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.

  6. Дополните схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).

  7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите схему опорных сигналов с изложением материала по памяти вслух (если дома) и “про себя” (если в классе).

Памятка к рассказу по содержанию наглядных пособий.

  1. Выделите главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.

  2. Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.

  3. Сделать выводы, оценить событие и его участников.

  4. Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).

Схема обсуждения после просмотра спектакля или фильма.

  1. Краткое содержание спектакля (фильма).

  2. Насколько спектакль (фильм) достаточно полно и правдиво раскрыл историческое событие.

  3. Сумели ли актеры перевоплотиться в исторические персонажи.

  4. Какие мысли и чувства пробудил спектакль (фильм).

  5. Подведение итогов.

Описание учебной картины (иллюстрации).

  1. Определите основной замысел картины.

  2. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

  3. Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?

  4. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

План урока-экскурсии в музей

  1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. п.).

  2. Роль археологии в изучении истории (если этот вопрос связан с темой урока). В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой.

  3. Изучение музейных экспонатов.

  4. Способы датировки археологических памятников.

  5. Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д.

  6. Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.

  7. Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.

В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.

Памятка по работе с историческим документом.

  1. Прочитайте документ, отберите из него яркие описания фактов, образные сравнения, эпитеты.

  2. Составьте рассказ, объединяя материал из учебника и документа.

Памятка - как работать с газетными материалами

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопросы:
    Какую информацию содержит заголовок? Знакомство с содержанием статьи начинайте с её заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.

  2. Какую информацию содержит подзаголовок?
    Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортёром или информационным агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.

  3. На каких фактах автор заостряет внимание?
    В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.

  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?
    Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и чётко, одним – двумя предложениями.

Памятка – как сравнить газетные публикации.

  1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащие в исследуемых статьях.

  2. Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?

  3. Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?

  4. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чём она состоит? Подготовьте выступление для остальных участников.

Составление опорных конспектов.

3 этапа:

  1. Подбор фактического материала.

  2. Генерализация материала.

  3. Кодирование материала.

Принципы создания опорных конспектов и требования к ним:

  1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения.

  2. Лаконичность.

  3. Структурность. Автономность блоков.

  4. Удобство восприятия и воспроизведения.

  5. Непохожесть опорных конспектов между собой.

  6. Принцип акцента на основных смысловых элементах.

  7. Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.

  8. Принцип занимательности, парадоксальности.

  9. Унификация обозначений.

  10. Цветовое оформление.

  11. Шрифт.

  12. Разнообразие опорных сигналов.

    1. Смысловые.

    2. Вербальное (словесное).

    3. Ассоциативные.

    4. Аббревиатурные.

    5. Графические.

    6. Орфографические.

  13. Комбинированные.

  14. Вариативность речевых образований.

  15. Принцип свертывания и развертывания информации.

Памятка по рецензированию ответов.

  1. Раскрывает ли рассказ тему (правильно, полно, последовательно, по намеченному плану), не выходит ли за рамки ответа.

  2. Указано ли время и место действия.

  3. Объясняются ли причины, характер, классовая направленность, последствия, значение крупных событий явлений.

  4. Употребляются ли новые термины.

  5. Правильность и богатство речи.

Как дать рецензию на ответ товарища

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

  2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

  3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

  4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические термины и понятия.

  5. Укажите ошибки и недостатки речи, ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий.

Требования к качеству речи

  1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слоев, эпитетов и т. д.

  4. Правильность и чистота речи.

  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Требования к речи в процессе обучения.

Качества:

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

  2. Логичность, последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.

  3. Богатство речи. Образное и яркое выражение мысли и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

  4. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи – отсутствие жаргонных словообразовании, диалектизмов, слов – сорняков).

Специфические требования:

  1. Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией.

  2. Выражение средствами речи – выбором, интонацией и др. своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции.

  3. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Усложнение работы по развитию мышления.

  1. Объем изучаемого содержания.

  2. Большей или меньшей его сложностью.

  3. Характер источника, из которого учащиеся черпают знания.

  4. Количество этих источников.

  5. Сложностью сущности, которую нужно установить при изучении явления.

  6. Количеством смысловых единиц, в которых раскрывается сущность при ответе.

  7. Общим составом мыслительной деятельности, которую осуществляет учащийся.

  8. Объем и сложностью логических операций.

  9. Степенью участия учителя в преодолении возникших трудностей.

Умения самостоятельно.

  1. Увидеть проблему.

  2. Сформулировать её.

  3. Определить пути решения.

  4. Решить.

  5. Проверить правильность решения.

Частично поисковый метод.

  1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.

  2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы).

  3. Выдвижение гипотез.

  4. Построение плана исследования.

  5. Осуществление плана.

  6. Формулирование решения, объяснения.

  7. Проверка решения.

  8. Практические выводы о применении полученных знаний.

Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

  2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

  3. Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

  4. Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

  5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

  6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.

  7. Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.

  8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

Памятка по формированию умения делать выводы.

  1. Систематическое разъяснение содержания и характера выводов, имеющихся в учебниках.

  2. Чёткость и обоснованность выводов самого учителя.

  3. Объяснение учащимся, как следует делать индуктивные и дедуктивные выводы.

  4. Неуклонное требование к учащимся. Завершать выводами изложение фактов, их анализ, сравнение, самостоятельно делать выводы при выполнении заданий.

Памятка по обучению сравнению (линии усложнения в сравнении)

  1. Оно становится более разнообразным по содержанию.

  2. Сопоставление наглядных источников все чаще уступает место сопоставлению на основе словесного изложения.

  3. Вычленяется большее число признаков и связей, усложняется их формулировка.

  4. Осуществляется переход от одного к нескольким выводам, они становятся все более значительным по объему и понятийно нагрузке.

Памятка по формированию (развитию) умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

  1. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.

  2. Определите вывод, который будете доказывать.

  3. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.

  4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.

  5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.

  6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Компоненты формирования умений умственного труда.

  1. Объяснение учителем цели, сущности и способов выполнения мыслительных операций, приемов.

  2. Показ этих приемов.

  3. Серии развивающих заданий, оправивших себя на практике.

Обучение доказательств.

  1. Выводы – то, что требуется доказать.

  2. Доводы, – подобранные из разных источников факты и суждения (мысли), подтверждающие это положение.

  3. Рассуждения, связывающие доводы с той мыслью, которую вам нужно доказать.

Формирование умений раскрывать взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

  1. От поиска одной главной причины к поиску нескольких основных, а затем к установлению всех, вытекающих из содержания данного материала (количество связей).

  2. От анализа более простых к анализу самых сложных связей (и количество, и сложность связей).

  3. От понимания причин связей к выделению связей закономерных (сложность связей).

  4. От показа односторонней связи к показу диалектики этих связей (диалектика связи, взаимовлияние).

  5. От показа только причины и следствия к показу всех этапов, звеньев, лежащих между причиной и следствием.

  6. От анализа явлений с менее сложной структурой фактов и связей к анализу более сложных взаимосвязей, к уяснению значения их структуру для материального понимания жизни общества.

Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.

  1. Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?

  2. Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.

  3. Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.

  4. Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
    а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
    б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)

  5. На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.

  6. Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.

Анализ текстов.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

  • распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

  • объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

  • описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;

  • характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;

  • выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

  • выделять главную мысль текста;

  • самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

  • сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;

  • делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

  • составлять план, тезисы;

  • конспектировать;

  • составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);

  • преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Виды чтения.

  1. Чтение просмотр.

  2. Выборочное чтение.

  3. Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.

  4. Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.

  5. Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconВыступление на рмо учителей иностранного языка
Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей....
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПоход по магазинам, прогулка в парке, все это хорошо, но нужно подготовиться к ним. Зачем?
Аем первые уроки безопасности. Сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Машенька и медведь» помогут малышу понять, как опасно убегать от...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconЛюбимова Спецоперация «Звенящие кедры России»
Потому что фотографы, как правило, не обладают специальными знаниями, необходимыми для этого. Не смог бы он сам и издать «свои» опусы...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот вопрос, нужно понять, что для человека хорошо, а что плохо, хорошо узнать правду о человеке или нет, как найти некую общую истину,...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconИли почему нужно всегда вести себя хорошо!
Дверь медленно приоткрылась, и Зо’ор дважды протер глаза, чтобы убедиться, что не спит
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconДействительно ли мне это интересно?
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своём выборе учителю
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconЛитература по теме (у тебя нет точного перечня); ты хочешь познакомиться...
Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПостановка задачи: как 20С обратить в обязательства по снижению выбросов 2
Однако доклад юнеп рассчитан на хорошо подготовленного читателя. Кроме того, там предполагается, что читателю уже хорошо известно,...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтобы дети хорошо учились и были крепкими и здоровыми, родители должны знать важные правила кулинарии для школьников
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими icon1 Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconУрок по теме «Части речи и словосочетания»
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть как вы работаете на уроке русского языка и как...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так кому же хорошо? ("Как хорошо тому, у кого кто-нибудь есть") домашний питомец, о котором можно заботиться
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconОценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconРоссийская федерация федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко...
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
Правила семинара. Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. На тебя понадеялись, подготовь материал. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими iconУрок математики по программе В. Н. Рудницкой
Много времени прошло с нашей первой встречи 1 сентября. Вы, наверное, уже многому научились в школе. Я в следующем году тоже пойду...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск