Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации





Скачать 109.67 Kb.
НазваниеЭкология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации
Дата публикации27.06.2013
Размер109.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации


Не то, что мните вы Природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев, 1836 г.

Мы, как известно, живём в солнечной цивилизации. Традиционно на детских рисунках солнышко всегда улыбается, но в конце ХХ в., на выставке детских рисунков, в одном из музеев г. Краснодара, у одного школьника, беженца из Чечни, солнце плакало горючими слезами… Так закончился ХХ век: Солнце плачет…

Но для начала, пожалуй, определимся с понятиями. Итак, сознание есть связанная с речью функция человеческого мозга, которая выражается в отражении через идеальные образы предметов, процессов и явлений окружающего нас мира, в предварительном планировании предпринимаемых нами действий и в разумном самоконтроле нашего поведения.

В каком же смысле можно (и нужно) говорить об экологии сознания, и в связи с чем вообще возникает такая проблема?

Понятие экологии быстро стало входить во все сферы общественной жизни. Его объем и содержание наполняются новым смыслом, изменяются параметры. Мы уже стали говорить об экологии не только применительно к природе (флоре и фауне), но и пользуемся понятиями "экология совести", "экология нравственности", "экология сознания" и т.п. Но в любом случае все эти понятия являются производными от исходной категории - "человек". Именно состояние категории "человек" детерминирует и содержание производных понятий. Поэтому, чтобы использовать понятие экологии в какой-либо сфере, необходимо прежде всего определить степень экологичности самого человека.

В настоящее время мы, к сожалению, с большой долей правомерности можем говорить о степени антиэкологичности нашего общества и сознания. В эпоху застоя экологическое сознание не воспитывалось. В нас весьма интенсивно возделывали технократическое сознание. Наша общественная методология была занята созданием моделей социального гигантизма, обусловив теоретическое уродование законов обществен-ного развития, отход от реальной жизни, кризис существования самого человека.

Оказавшись в тяжелом социально-экономическом положении, люди стали терять своё человеческое лицо - не срабатывает "экология совести", "экология нравственности". Общество характеризуется разгулом психологии насилия. Падение нравов дает понять, что все мы находимся в трудном положении, что в этих условиях самое страшное - перестать быть человеком, потерять свое человеческое лицо и совесть, что необходимо сплотиться для преодоления общих сложностей. Антиэкологичность самого человека не дает нам понять, что цивилизация и все мы потому существуем, что все мы - разные. Человеческое общество ведь держится на различии между людьми, и оно давно бы вымерло, если бы мы были сделаны по самым лучшим, но одинаковым образцам. С понимания того, что надо научиться ценить в другом человеке другого человека, и с обеспечения ему права быть другим человеком, видимо, и начинается движение к экологии совести. В целом можно сказать, что сегодня нам нужно говорить не об экологии вообще, а об экологии человека. Только с этих позиций мы сможем решить социальные проблемы в самых различных направлениях: создать человеческую экономику, человеческое существование, человеческие взаимоотношения, экологию совести и нравственности.

В настоящее время проблема экологии человека стоит настолько остро, что она превратилась в категорию и экономическую и общественно-политическую.

Таким образом, быть человеком в человеческом обществе, существовать в системе координат общечеловеческих ценностей - это и есть норма человеческого существования. Выход за эти рамки - это уже социальная патология, в состоянии которой мы долго находились. В результате гибнет природа, дружба между народами как естественное условие нашего существования, гибнет сам человек.

Экология сознания – это восприятие окружающего мира единой экосистемой, в которой всему сущему есть свое место.

Что дает экология сознания в этом смысле слова? Понимание того, что не просто бессмысленно, но и преступно тратить время и силы борьбу с «вредными» элементами экосистемы (считая, например, что змеям, комарам, крысам и отдельным людям не место на нашей замечательной планете), так как жизнеспособность экосистемы определяется не накалом борьбы одних ее элементов с другими, а тем, сколько элементов экосистемы находится на своем месте.

Если все элементы экосистемы на своих местах (выполняют свои роли) – есть баланс и гармония. Места (роли) перепутаны – быть беде.

Разумеется, на примере комаров и лягушек рассуждать о балансе экосистемы просто. А как быть с нами, с людьми?

А с нами все так же: каждый из нас должен быть на своем месте (в семье, трудовом коллективе, группе друзей, обществе).

Именно от количества и качества горизонтальных связей, обеспечивающих полноту личностного развития отдельного человека, зависит состояние общества в целом.

Означает ли все вышесказанное, что протестные настроения и движения людей в самых разных странах мира не только не имеют смысла, но еще и преступны, так как нарушают «баланс и гармонию» «экосистемы»?

Разумеется, нет. Напротив, речь сегодня идет не о разрушении, а о создании подлинной экосистемы – полноценного гражданского общества - на месте уродливого социального образования, в котором человек был обречен искать свое «место» в социальной пирамиде, что противоречит природе человека, ибо истинное «место» личности определяется горизонтальными, а не вертикальными связями.

«Свое место» для человека – это не должность или доход, а совокупность отношений (с родными, друзьями, коллегами, согражданами), обеспечивающих личности душевную гармонию.

Создания подлинной экосистемы полноценного гражданского общества, в основе которого лежит открытый равноценный диалог, - вот чего хотят люди, выступающие сегодня за изменение мира, но бегущие при этом от политики-манипуляции и политиков вчерашнего дня.

Правые, левые, коммунисты, либералы, демократы, консерваторы, националисты - все это пережитки нашего прошлого, с его бесконечными попытками перестройки социальной пирамиды.

Разумеется, кому-то экология сознания может представляется нелепицей, чем-то лишним или даже вредным заблуждением, отвлекающим «массы от реальной политической борьбы». Это нормально.

Ведь и вчера кто-то искренне верил в необходимость осушения болот, возможность изменения течения рек или в “ продажность империалистической генетики”.

Подведем некоторые промежуточные итоги. Экология собственного сознания – это наше настоящее и будущее. Диалог – как способ познания объективной реальности (включающей каждого человека) и коммуникации с ней – это то, чему всем нам предстоит научиться.

Душевная гармония (счастье) – как результат обретения своего места в гражданском обществе – это то, ради чего нам стоит менять свое сознание.

Но существует и другой аспект данной проблемы, обращенный как бы вовнутрь самого человека, в глубины его личности.

Так как мы являемся тем, о чем мы думаем, все наши мысли так или иначе материализуются. Ведь, от того, как думает человек, и насколько позитивно он думает, полностью зависит окружающая его обстановка. Если человек позитивно настроен, то он будет думать о том, чтобы не повредить и не ухудшить, то, что нас окружает - водоемы, леса, воздух, ментальный мир. И чем сильнее заряд позитива у человека, тем благоприятнее его непосредственное воздействие на окружающую среду и на других людей. Индивидуальное сознание человека напрямую зависит от его мыслей, эмоциональных состояний и поступков. Злоба, гнев, страх, обида, вина – именно энергия этих чувств отравляет и разрушает наше сознание, а через него и окружающую среду, и коллективное сознание. Давайте остановимся и подумаем о том, всегда ли наши мысли и эмоции адекватны жизненным ситуациям, всегда ли мы поступаем оптимальным образом, можем ли мы управлять своей жизнью? Или мы, вместо поиска решения проблем, все свои силы тратим на то, чтобы доказать свою правоту, откровенно игнорируя интересы тех, кто рядом? Говорят: «Жизнь – это не то, что мы о ней думаем, это то, что мы думаем». Мы сами создаем свою жизнь ежеминутно своими помыслами.

Что же необходимо делать для того, чтобы наше собственное (индивидуальное) сознание избавилось от “загрязнения” в виде ненависти и зависти, высокомерия нетерпимости к чужому мнению?
Первое. Наиглавнейшее с чего надо начинать – это с экологии слова, в котором проявляется экология сознания каждого человека. Слово – это духовный камертон культуры человечества и цивилизации. Слово человеческое – это то, что исходит из существа человека, из его духовной сущности. В уме человеческом живут слова и исходят из него, слова самые различные – слова истины и лжи, слова добрые и злые. Сквернословие – это не просто скверные слова, это соответствующие разрушающие вибрации души, которые содержат в себе отрицательную психическую энергию, загрязняющую эфирное пространство. Это вызов добру, правде, любви, красоте, природе, и если на то пошло, самому Богу. В Евангелии говорится, что – «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матфея, 12:36, 37), а что же нас ожидает за другие слова, не только праздные?

К сожалению, человек забыл о своей ответственности перед собой и человечеством за каждое произнесенное слово, которое «не воробей, вылетит – не поймаешь», как говорит народная мудрость. Еще древние заметили, что «слово – серебро, а молчание – золото». Они знали, что «мысли правят миром» (Платон), созидая или разрушая его. Словом можно убить человека, а можно воскресить. Очень важно контролировать свои мысли, которые порождают и разрушающие слова, и словоблудие, и ложь, и клеветничество, и злословие, и сквернословие.

Матерная ругань в последнее время приняла массовый характер и стала чем-то вроде рядового явления. Матерятся в транспорте, в коридорах школ и вузов, матерятся даже малые дети, играя в песочке. «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притчи Соломона 11,11). Что же это, преувеличение мудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую нам всем нужно знать. Ни одно слово не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо слово – это вибрация, в ней содержится великая духовная энергия любви и добра, или энергия зла. Сейчас ученые признают великую силу психической энергии, а энергия никогда не пропадает как материальная, так и духовная. Миазмы злой духовной энергии отравляют наши сердца, наши умы, всю нашу духовную жизнь, которая влияет и на материальное благосостояние народа, которое всегда тесно связано со здоровым и чистым состоянием души и духа человека. В этом святом деле необходимо в государственном масштабе заняться очищением нашего великого русского языка от скверны, как это сделали, например, во Франции (за каждое нелитературное слово берётся штраф). Мат – это быстрое самоубийство каждой нации, это проказа души, это непросвещенность души, даже если имеется несколько дипломов об образовании, это богохульство, это выбор участи своей судьбы и своих близких. Мат не совместим не только со святостью, но и с элементарной порядочностью и культурой. Сквернословие, его отрицательная вибрация, проявляющаяся в разрушительной психической энергии, как установили учёные, влияет на генофонд не только данного человека, но и на весь род его.

Второе. В наше бурное время мир как никогда нуждается в духовно зрелых, доброжелательных и твёрдых руководителях, в таком стиле руководства, который был бы прагматичным и одновременно склонным к идеализму. Мудрые, любящие свой народ руководители, способны положить начало новой эре в истории человечества, эре высшего сознания. Обязанность лидера любого масштаба – постоянно напоминать себе и окружающим, о том, что никто, из живущих на Земле, не является хозяином чего бы то ни было, что человек лишь временно распоряжается, управляет тем, что ему доверено. Человек ничего не может с собой унести после смерти из этого материального мира. Наглядный пример осознания этого оставил человечеству знаменитый Александр Македонский, когда завещал пронести его тело к месту погребения, в назидание всем народам, со свесившимися с катафалка пустыми безжизненными руками… Для того, кто возомнил себя хозяином, господином всего материального мира, мира Природы, кто рассматривает всё и вся как источник чувственных наслаждений и личного материального обогащения, проявляя алчное и агрессивное отношение к всему сущему, возможно, отрезвит покаяние великого полководца, ушедшего в иной мир с пустыми руками. Третье. На современного лидера возложена задача осуществить слияние древней сокровищницы духовной мудрости всех народов мира с последними достижениями науки и техники. Четвёртое. Тяжела ноша лидера в разрешении межрелигиозных конфликтов. Религиозные чувства являются наиболее сильными из всех эмоций, которые только известны человечеству. Миллионы людей хотят умереть за свою веру, что они и делают. К сожалению, их религиозный фанатизм не отражает главный постулат всех религий мира, что Бог есть Любовь. Любовь к Богу и к ближнему – вот что должен проявить в своей истинной вере человек. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно Высшим нравственным ценностям, предложенных человечеству в Священных писаниях всего мира, имеющих единое духовное ядро, которое было воспринято различными народами и проявилось в разных формах в зависимости от специфики их образного мышления, быта, обычаев, исторических условий. К сожалению, следует отметить тот исторический факт, что в угоду земным правителям, в некоторых случаях, были внесены изменения даже в Священные тексты, хотя это является кощунством и великим грехом. Так, например, твердя: «убей неверного…» (ислам) – фанатики выбросили суть заповеди: « в самом себе пред ликом Аллаха Всемогущего». Кто виноват? А мир продолжает убивать иноверцев. Или в христианстве: «блаженны нищие духом». Как могут нищие духом быть счастливы, когда все святые старцы пишут о необходимости стяжания Духа Святого. Кто здесь виноват? Возможно, переводчики, а, возможно … Духовно правильнее, на наш взгляд, «блаженны не нищие духом, то есть устремлённые духом, могут наследовать Царство Небесное». Видимо, настало время заново перевести тексты с оригиналов. Духовность не имеет ничего общего с религиозным фанатизмом и примитивным мистицизмом, это возвышенное состояние сознания, в котором дух человека проявляет себя в созидающей деятельности. Духовность – это высшая мудрость, а не набожность, религиозность, ибо она, к сожалению, в понимании многих, ограничена рамками ритуала и страхом перед неизвестностью, и бесконечным. Подлинное духовное развитие выходит за рамки слепой веры, когда «слепые ведут слепых». Духовный человек, полностью осознавая свою ответственность за все мысли, слова и действия, может вслед за Г.Державиным с сыновьим достоинством сказать:

Твоё сознанье я, Создатель,

Твоей Премудрости я тварь (творение).

кто Ты, Бог Отец для нас? Источник Жизни, благ Податель,

Душа души моей и Царь.

(поэма «Бог», 1874г.)

Пятое . Во всех учебных заведениях страны необходимо «пропитать» учебные программы читаемых курсов, на усмотрение преподавателя, «экологическим просвещением» или, если это возможно, дать спецкурс. Важно в процессе обучения и воспитания осуществить системный подход в организации экологического просвещения, повышая общую культуру молодёжи, что не потребует специальных финансовых затрат. Воспитание экологического сознания должно основываться на совершенствовании духовных качеств каждой личности: через любовь, красоту, совесть, добро, сострадание ко всему сущему, используя все виды духовной культуры человечества: философию, науку, искусство, музыку, религию, литературу и язык.

В заключение хочется сказать, что духовная экология, экология сознания – суровая необходимость для выживания всего сущего на Земле. Будем неустанно не только «сеять разумное, доброе, Вечное», но и взращивать их в себе и в окружающих нас людях.

Проблемно-поисковые вопросы

  1. Попытайтесь обосновать гуманитарную сущность современных экологических проблем.

  2. Справедливо ли утверждать, что воспитание экологической культурой является необходимой мерой  при решении современных экологических проблем?

  3. Насколько правомерно говорить о морали и этике при рассмотрении вопросов отношения человека и окружающей среды?

  4. Почему экология, сформировавшаяся в рамках естественнонаучного знания,  в последние десятилетия все больше обращается к гуманитарным проблемам?

Литература

1. Сотница, 49. В кн.: В. Невярович Терапия души. Воронеж, 1997, с.148

2. Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования. МСОП, ЮНЕП, ВВФ,1991

3. А. А. Логунов Духовный (невидимый) мир-реальность. М.: 1989

4. В.Ф. Марцинковский Наука и религия. 1989, с. 35

5. В. Хёсле Философия и экология. Москва, 1994, с. 4, 6, 124

6. К. Маркс Капитал. Предисловие к первому изданию. Москва, т.1, с. 7

7. Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов Интегральная природа человека (естественно – научный и гуманитарный аспект). Ростов – на – Дону, 1994

8. Фейворс Дж. Лидер новой эпохи. Метафизический взгляд на проблемы руководства. Москва, 2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconПрограмма Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать и правильно применять ключевые понятия темы: глобальная проблема, экологический кризис, стабилизация численности населения,...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconКозлова И. В., Слинько М. А
Завета Духа. История России для Мережковского неотделима от общего хода развития цивилизации. В основе философско-религиозной концепции...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconМаркс Доклад Интегрированное взаимодействие предметов филологической...
От его усилий зависит не только будущее страны, но и будущее человеческой цивилизации
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconКонфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ
Защита состоится 28 ноября 2007 года в 15. 00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Южном...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconБилл гейтс дорога в будущее
Его книга взгляд с высоты птичьего полета на неизведанные земли, по которым вскоре пройдет информационная магистраль; авторитетный,...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconПарадигма философско-культурологический альманах
В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconПарадигма философско-культурологический альманах
В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconОбразовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет)
Ведущая идея – развитие экологического сознания и культуры, забота о растениях и животных своего края
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconКризис: монетарный взгляд
...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconЭкологическая игрушка
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconТематическое планирование 9 класс
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconКонкурс «Будущее экономики-2011» Технологические факторы экономического...

Экология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический кризис и будущее цивилизации iconОтчет о проведении Всероссийского открытого урока охраны окружающей...
Отчет о проведении Всероссийского открытого урока охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России» в мбоу «Шугуровская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск