Свобода и счастье как главные вопросы бытия





Скачать 121.83 Kb.
НазваниеСвобода и счастье как главные вопросы бытия
Дата публикации28.06.2013
Размер121.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Свобода и счастье как главные вопросы бытия


Автор работы:

Сазанова Анастасия,

ученица 11 класса

МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина

г. Ртищево Саратовской области»

Адрес лицея:

412031, г. Ртищево Саратовской области,

ул. Пугачевская, д.6. (тел.: 8(84540)41704)

Руководители:

Морозов Александр Владимирович, учитель истории

Ртищево, 2013 г.

Вступление

Каждый человек старается наполнить свою жизнь определённым смыслом, ради которого он живёт. Достижение счастья это одна из главных целей в жизни людей. Очень часто я слышу от своих родителей и близких: Свобода и счастье является смыслообразующим началом человеческого бытия. Так Людвиг Фейербах, немецкий философ,  посвятивший много сил познанию человеческой природы, утверждал: «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще и что стремление к счастью — это стремление стремлений». Так что же такое свобода и счастье? И что значит быть свободным и счастливым? На эти вопросы я попытаюсь дать ответы в своей работе, проведя анализ различных взглядов философов и религиозных деятелей по данной проблеме. Так же одной из целей моей работы является выяснение вопроса о том, как менялось на протяжении истории понимание вопроса о свободе и счастье.

  1. Понимание счастья в философии и православии

Среди философской мысли практически невозможно обнаружить хотя бы одного мыслителя, который не высказался бы каким-либо образом на этот счет. Многие античные философы были увлечены попытками вывести "формулу" счастья, найти рецепты его изготовления, указать пути к нему, построить алгоритмы его достижения. Для Аристотеля «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя»

В античной философии сформировалось два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом), в котором счастье – есть  сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны, то есть данное направление, является объективным1. Так философ Демокрит считает, что счастье заключается в хорошем расположении духа, в его
невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Эти качества и устремления души к ним объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. С его мнением нельзя не согласиться, многие люди считают, что счастье есть состояние удовлетворенности жизнью и собой, гармония и душевное равновесие. Демокрит осуждает сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного. Он настаивает на том, что "свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши". Стремление к роскоши, достижение высокого положения в обществе требует от человека больших усилий. Это в свою очередь формирует эгоизм, когда главным является достижение цели любой ценой. Но к чему же это всё может привести? Здесь я считаю уместным привести слова из Евангелия «Какая польза человеку, если он весь мир приобретёт, а свою душу погубит?», то есть он убивает в себе всё человеческое: любовь к ближнему, милосердие. Человек, который своё счастье ставит превыше всего, теряет в себе всё духовное и своим эгоизмом способен сделать несчастными других людей.

С распространением христианства в Европе понятие счастье стало подразумевать, прежде всего, смирение и спасение души. Аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли, является текст первой из девяти заповеди блаженств — "блаженны нищие духом". Он традиционно истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место среди всех прочих христианских добродетелей2. В христианском учении говорится так же и о естественных душевных радостях, происходящих от земного благоденствия, и поэтому это счастье называется телесно-душевным, мирским. Феофан Затворник пишет: «Обычная радость — от получения земных благ. Радость духовная — от ощущения благобытия в духе»3. Для верующего человека смысл жизни заключается в достижение духовной радости. Такое понимание счастья присуще онтологическому уровню осмысления понятия, когда выражается длительное состояние человеческого бытия, где счастье есть переживание полноты бытия, ощущение и осознание своей причастности чему-то более высокому, нежели повседневные суетливые заботы каждого из нас.

В эпоху Нового времени появились новые подходы в понимание счастья. Так в связи с развитием предпринимательства, на первое место для многих стало выходить материальное понимание счастья. Для примера, привожу слова Гельвеция, который пишет, что: "Несчастье почти всех людей и целых народов зависит от несовершенства их законов и от слишком неравномерного распределения их богатств"4. Но получив богатство, будет ли человек счастлив? Французский философ-просветитель Дени Дидро считает, что счастье заключается в том, что человек должен дарить счастье другим. Именно это позволяет человеку сделать себя счастливыми. Но вот здесь существует и другая точка зрения о том, как сделать других счастливыми. Приведу мнение Людвига Фейербаха, который утверждал: «Первая обязанность человека заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других». Счастливый может видеть только счастливых кругом себя. Так кто же прав? Для этого обратимся к высказыванию Б. Паскаля (1623-1662): «Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна... Счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься». Так будут ли счастливы мои близкие, если я уйду из жизни, потому что смерть для меня счастье. Нет! Если только мне одной хорошо, а всем другим от этого плохо, то какое же это счастье? Счастье в одиночестве - это полное несчастье5. И как пишет Тадеуш Гицгер: «Желание счастья в человеке столь велико, что он способен сделать несчастливыми множество людей». Здесь можно привести ряд примеров из истории. А.Гитлер, проводя свою политику говорил, что она во имя великой Германии, счастья немцев. Но стали ли немцы от этого счастливыми? Миллионы жертв, разруха…

Объединяя два высказывания Д.Дидро и Т. Гицгера, я могу сказать следующее, что главным для человека в жизни является счастье близких, когда родители рады, что их дочь хорошо учится; когда спортсмен, взойдя на подиум, плачет от звучащего гимна своей страны.

ХХ век стал временем бурного прогресса науки и техники. Этот прогресс был направлен, прежде всего на облегчение жизни людей, борьбу со многими болезнями. Появление целых отраслей развлечений говорит о том, что люди стали искать счастье во внешних наслаждениях. «Смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезни и несчастия». Началась настоящая погоня за счастьем. Я считаю, что счастье должно даваться человеку не в готовом виде, его нужно заслужить и добиться. Но это не должно превращаться в погоню. Об этом пишет Виктор Франкл. Он считает, что погоня за счастьем не приведёт человека к намеченной цели. Почему так? В качестве примера можно рассмотреть понимание счастья с позиции социально-экономических отношений. В этом случае понимание счастья влечет за собой анализ степени удовлетворения потребностей физического уровня бытия человека, материального достатка, степени удовлетворенности его социальным положением. И вот практически у каждой семьи машина, оргтехника и так далее. Сколько дел на себя берёт техника, как уютно в доме. Вроде, вот оно счастье, сколько свободного времени можно посветить семье, близким. Оказывается, нет. С каждым годом всё больше и больше разводов, увеличивается число одиноких людей, растёт непонимание родителей и детей. Приходя домой большинство людей уходят из реальности в виртуальные сети, ища в них счастье. Погоня за счастьем, приводит к потере того счастья что находиться рядом у человека. Античный философ Пифагор по этому поводу считает, что человеку не следует гоняться за счастьем, потому что оно находиться внутри его самого и для каждого человека великая наука жить счастливо - это жить настоящим.

Все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, а внутреннее. Блаженный Августин по этому поводу пишет: «Если спросить у двух человек, хотят ли они служить на военной службе, то, возможно, один ответил бы "да", а другой "нет"; но если у них спросите, хотят ли они быть счастливы, то оба сразу же, не колеблясь, ответили бы "да". Именно ради того, чтобы быть счастливым, один и хотел поступить на военную службу; именно ради этого другой от нее отказывался. Ни потому ли, что у одного человека радость в одном, а для другого в другом?»6.

  1. Основные аспекты понимания свободы

Человечество всегда стремилось к свободе. Это нашло отражение в картинах, (например, «Свобода, ведущая народ» (художник Э. Делакруа), памятниках («Статуя Свободы» в США), философских трудах и литературных произведениях.

Мой вопрос о свободе вызвал затруднения у взрослых и учителей. Большинство мне ответили, что это независимость человека в своих действиях, когда мы сами выбираем место учёбы, работу, создаём семью.

Нет одного общепринятого определения свободы. «Свободаэто ничем не ограниченная возможность проявления
индивидуумом своей воли». «Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями».

Ганди М.К.— один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании видит свободу в том, что человек должен обладать свободой выбора в жизни, даже если он и не правильный «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Это высказывание, как я считаю, характеризует свободу в полной мере.

Наличие возможности на совершение ошибки, как я считаю, это непременное условие свободы. Ведь, если человек будет неосознанно выполнять то, что ему скажут, и даже если данные действия не будут приносить никакого ущерба, то он и не осознает ту пользу, которую получает от своих поступков. Осознание приходит лишь в том случае, когда мы, выбрав неправильный путь и совершив ошибку, начинаем более осознано и взвешенно подходить к выбору своих поступков. Это предполагает постоянный анализ сложившейся ситуации, отслеживание любых следствий всякого выбора в жизни, всякого поступка с точки зрения влияния их на другие события в жизни, как самого человека, так и человечества в целом.

Такое понимание свободы как у М.К. Ганди я нашла во взглядах других философов и учёных.

Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.7 Осознание человеком действия на него непреложных сил, которые подчиняют себе деятельность человека, позволяют ему «принимать решение со знанием дела".

По христианскому учению, как говорит в своей лекции «О свободе» профессор А. И. Осипов над свободой никто не властен - ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог. Если бы это было не так, то в таком случае и спасение, и гибель человека были бы обусловлены Богом. Христианство говорит: Бог не может нас спасти без нас, то есть именно без нашей свободы, без нашего произволения. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстями теряет свою свободу. Вот эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности при принятии решений, что отмечает американский экзистенциальный психолог психотерапевт Р. Мэй: «…способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации»8. Человек осознаёт свои действия, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Такое понимание свободы говорит о том, что нет детерминизма9 в принятии решений, когда имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.

Жан- Поль Сартр полагает, что свобода это сущность человека: "Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни"10. Человек, так как он свободен, свободно выбирает цель, и эта цель определит, кем он является. Следовательно, если человек сделал неправильный выбор, то он всегда достоин того, что с ним случилось в результате. "Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений"

Через осознание ошибок идёт прогресс в жизни людей и понимание сущности свободы, которая определяет поведение человека с окружающей действительностью. Так полная свобода одного человека приводила бы к произволу в отношении другого. Олицетворение свободы с сильной деспотической властью, превосходством своей нации над другими нациями, как это было в фашистской Германии, привёл через определённое время к крушению этих иллюзий и осознанием того, что свобода, это когда на первое место ставится свобода личности во всех сферах общественной жизни с уважением прав другого человека. Это положение нашло закрепление во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности. В ст. 29. п.2 содержится упоминание об обязанностях и говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Становление и развитие институтов гражданского общества является приоритетом для демократических государств. Основополагающее значение при этом имеет наличие частная собственность. Как писал С.Л.Франк: «Частная собственность есть реальное условие бытия человека как духовно-телесного существа; тем самым она есть реальное условие его свободы как члена общественного целого и, следовательно, условие бытия самого гражданского общества»11. Из истории нам известно, как власть в СССР старалась навязать идею, что собственность это зло, которое порабощает людей. Но все попытки обобществление факторов производства закончились провалом, так как это сдерживало свободу человека в проявление частной хозяйственной инициативе. Всё это привело к экономическому отставанию и краху экономики страны. Наличие же частной собственности стимулирует экономическую деятельность. Перед человеком открывается поле действия, где он может реализовывать свою свободу в различных формах деятельности.

Заключение

Рассмотрев различные философские взгляды о свободе и счастье, я могу сделать следующий вывод, что помимо объективной природной необходимости, которые побуждают человека действовать, есть и определенные общественные условия: нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Каждый человек внутренне свободен, но делая свой выбор, он должен учитывать главное, как его действия могут отразиться на других людях и самом человеке. Ведь, стремление к счастью генетически заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Осуществление же этого стремления вручено человеку как дар его свободной воли. Достижение счастья неразрывно связано с теми людьми, которые его окружают.

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь: Пер. с латинского. - М.: Республика, 1992. - 335с.

  2. Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008

  3. Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. — М., 2001—2003 г. Том 1.

  4. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.57. С.61

  5. Игнатенко А.А. В поисках счастья. - М.: Мысль, 1989. - С.2.

  6. Сатыбекова С.Х. Гуманизм аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1975. - С. 57. С.66.

  7. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. - С.550-557.

  8. Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.-256 с.

  9. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология.

  10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.

  11. Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — c.327

  12. Франк
    , С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М.: Республика, 1992.



1 Краткий обзор понятия счастья в религиозных и философских учениях http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya

2 Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Портал Слово

3 Феофан Затворник. Толков на послание Галатам, 5,22-23

4 Августин Аврелий. Исповедь.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992. - 335 с.

5 А.Дюма.

6 Блаж. Августин (Исповедь, кн.10)

7 Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — c.327

8 Р. Мэй Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология.

9 Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.-256 с.

10 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.

11 Франк
, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М.: Республика, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconСодержание. Введение Философский смысл понятия бытия. Формы бытия....
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconРеферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и...
Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconМ. Е. Чайковский историк, вице-президент Подольского культурно-просветительского
Сковороды в метафизической глуби космического бытия, и мудрость Сковороды есть как бы переведение в план человеческого сознания того,...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconСформулируем главные вопросы и дадим на них ответы: чему учить; как учить; кто будет учить
«Образование». На первый взгляд, все в нем правильно. Однако не покидает ощущение того, что «пар уйдет в свисток», и получится «как...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия icon«Забайкальский государственный университет» фгбоу впо «ЗабГУ»
Учение о бытие монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconСвобода в деятельности человека
...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconТема: «Что значит быть счастливым?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Читая эту сказку, я поняла, как это важно для всех людей. Я думаю, что не случайно все действия в пьесе происходят во сне, ведь проснувшись...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия icon5. Экономическая теория как наука. Главные вопросы экономики. Предмет,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconНазвание статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова
Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как они взаимодействуют между собою и зрителем? Как научится он в театре анализировать пьесу? Как узнает принципы диалога с автором,...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconХазрат Инайят Хан Алхимия счастья Алхимия счастья Цель жизни Назначение жизни Искусство личности
Каждое удовольствие, которое кажется счастьем, сулит счастье с внешней стороны, поскольку является тенью счастья, но так же, как...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полину Сергеевну Пряхину как учителя, много лет проработавшего в школе, как классного руководителя, как нашу односельчанку, как маму...
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconФилиал в г. Туле
Свобода договора как основной принцип правового регулирования имущественных отношений
Свобода и счастье как главные вопросы бытия iconИнформационный процесс составления кратких сведений о первоисточнике,...
Аннотация (от лат annotatio – замечание) предельно краткое изложение того, о чем можно прочитать в данном первоисточнике. В аннотации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск