Скачать 57.07 Kb.
|
УДК ВЛАСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОГО ДИСКУРСА Круглов Р. В., научный руководитель д.ф.н. проф. Кудашов В. И. Сибирский федеральный университет Цель данной статьи – показать актуальность исследования феномена власти по пути междисциплинарных усилий различных разделов гуманитарного знания, а также необходимость развития политической культуры в образовании и среди самого научного сообщества. Начнем с того, что обратим внимание на традиционные разделы гуманитаристики, которые занимаются исследованием власти, а именно – социальная и политическая философия, социология и политология. Данные дисциплины наиболее целенаправленно (пусть и не всегда явно, и с различных сторон) неизбежно подходят к вопросу изучения власти. Однако к проблематике власти обращаются и другие науки, к примеру такие, как история, антропология, психология, этика и т.л., но, так как рассмотрение власти в данных областях знания носит скорее эпизодический характер (хотя и это утверждение способно вызвать множество вопросов), то мы не будем в рамках данного сообщения заострять на них внимание. С другой стороны, в последнее время активно развивается и набирает обороты специальная дисциплина, позиционирующая себя как наука об изучении власти – кратология. Именно в данной перспективе мы и ходим выстроить дальнейшие размышления. На этом моменте мы вернемся к социальной философии, политической философии, социологии и политологии. Именно эти науки (уже только из одного названия которых прослеживается тесная неразрывная связь понятий социум, политика, власть) поднимают вопрос природы, сущности феномена власти через проблему природы и сущности государства, политики и политического. Как это происходит? Ключевой вопрос социальной философии и социологии – «Что такое социум?». В качестве социума мы можем рассматривать как отдельно взятый город, как конкретное государство, как целую цивилизацию, так и все человечество в целом. Государство является самым ярким и характерным примером социума в контексте нашего исследования. Это связано как минимум с двумя причинами. Во-первых, так как наше исследование целью своей имеет показать тесную связь понятий «социум», «политика» и «власть», то государство, как пример социума, живущего по одним общепринятым законам и с одной общепринятой легитимной властью наиболее подходит для данной цели. Изначально в моих планах было сделать такой единицей исследования «партию», но в связи с нежеланием погружаться в глубины политологии я остановился на «государстве». Во-вторых, «государство» менее сущностно-оспариваемое понятие, чем, например, «цивилизация», но, в то же время, гораздо более богато по содержанию, чем понятие «город». Государство есть некая система, система с приобретенным качеством, характеристикой – властью, причем властью легитимной (что значит – добровольно отданной некоему социальному элементу для осуществления каких-либо целей). Ключевой момент – легитимность власти. Необходимо должна быть в человеке некая социальная составляющая, заставляющая индивидов в социуме добровольно отдавать кому-либо право осуществлять над ними контроль, вплоть до наказаний. Как, в силу каких причин, возможна самоорганизация социума? Почему люди с неизбежностью объединяются, в результате чего образуется государство? Данные вопросы по сей день остаются по сути риторическими, не смотря на преобладающее признание «договорных» теорий возникновения государства. Если государство (как идеальный пример социума) есть некая система, а именно – совокупность элементов (социальных институтов) и отношений между ними (отношений власти), то что есть политика как не средство захвата и удержания власти? Как мы видим, при решении центральных вопросов вышеназванных наук, мы с неизбежностью выходим на проблематику власти. Власть есть Х (икс), некая искомая переменная, являющаяся неизбежным следствием социальной составляющей человека. Х Государство (система) орошо иллюстрирует сказанное следующая схема: Политика (средство) Власть (центральная проблема) Не побоюсь следующей аналогии: социальная философия и социология, ставящие во главу угла вопрос природы государства и социума, отвечают (в контексте власти) на вопрос «Что?»; политическая философия и политология акцентируются на вопросе «Как?»; центральной же проблемой, объединяющей эти области знания, становиться проблема сущности власти; кратология, возможно, и станет такой наукой, вплотную обратившейся к изучению сущности власти. Такое разделение очень похоже на разделение философии на онтологию и гносеологию, которые приходят, в конце концов, к антропологической составляющей. В нашем случае проблема приобретает следующий вид – что есть социальная составляющая человека, благодаря которой возникает государство с властными отношениями, регулирующимися политикой? Что нам дает такая постановка проблемы? Ответ – очевидность бесполезности рассмотрения феноменов государства, власти и политики по отдельности на теоретическом уровне. Также, в очередной раз, можно увидеть, что мы приходим в итоге к «четвертому вопросу» Иммануила Канта. Взаимосвязь феномена власти и социальной составляющей человека очевидна. Власть есть некое отношение имманентное человеку, именно поэтому наиболее продуктивный путь изучения природы и сущности государства, власти и политики, приближающий нас к понимаю самих себя – есть рассмотрение их вместе, а не по отдельности. Отсюда вытекает проблема необходимой декомпозиции современного гуманитарного знания в сфере исследования социального и политического. Современная ситуация с дифференциацией научного гуманитарного знания дает лишь богатый эмпирический материал, нуждающийся в теоретической обработке. Вектор же такой обработки, по нашему мнению, должен задаваться исследованием природы и сущности власти. Однако я не отрицаю той важности, которую несет эмпирическое исследование власти. На этом уровне можно отработать модель исследования, специальный метод изучения власти на уровне социума. В заключении позволим себе немного конкретики. Хотелось бы остановиться на одной из функций теоретического знания о власти, столь необходимой в условиях нашего российского современного общества. Я имею ввиду необходимость политического образования, являющегося неотъемлемой частью политической культуры. По справедливому замечанию политолога Л. Г. Титовой: «Страна нуждается сегодня в инновационных идеях, но не в меньшей степени она нуждается в ощущении значимости бытия, в обретении смыслов» (с. 22), в связи с чем, в новых условиях постсоветского состояния, политическое просвещение и политическое воспитание должны сформировать у человека (гражданина) новые ценности культуры политического процесса, и, прежде всего – взаимодействие человека и власти. В этом отношении мы согласны с автором в том, что значимость гуманитарных наук, само название которых направляет нас к пониманию ценности человеческой жизни, ее первичной (и основной) значимости в жизни социума. Л. Г. Титова справедливо считает, что: «Политическое образование занимает «особое место», так как оно выполняет функции политической экспертизы, соответствия политических процессов принципам нравственности, уважения к человеку, именно с него начинается область осознанной публичной политики. Назрела потребность в обучении гражданским навыкам, введения в средние и высшие учебные заведения предмета «Публичная политика» (с. 22). Список использованной литературы:
|
«Философия» Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки | Якунин В. И., Сулакшин С. С., Виллисов М. В., Соколов Д. В. Наука... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Об одной задаче идентификации сложных систем дмитриев Е. И. научный... Ознакомиться: 1 с классификацией и конструкцией основных типов подшипников качения | Рациональное в творчестве журналиста альшевская К. С. научный руководитель... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Тип imitatio angeli и его трансформация в системе поэтики в. Г. Распутина... Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д... | Влияние климатических условий эксплуатации двигателей на процесс... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной... Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту... | Реферат на тему: «судебная власть, её общая характеристика» Я постараюсь раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою... | ||
Михаленко А. О. научный руководитель д и. н. Дернова Н. А. Сибирский... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Российской Академии Наук Центр арабских и исламских исследований... М. В. Ломоносова в 2006 г. В 2010 г защитил кандидатскую диссертацию «Структура и развитие арабо-мусульманского исторического знания... | ||
С., Шалатова И. М. научный руководитель проф канд техн наук Васина Г. И О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | Реферат Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории... Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории литературы в контексте современного гуманитарного знания», руководитель... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н | Разрешимые и неразрешимые конфликты в деятельности молодого педагога... Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... |