Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М





Скачать 42.45 Kb.
НазваниеЭстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М
Дата публикации06.07.2013
Размер42.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
УДК 373.3/.5(075.8)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ МУЗЫКОЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Зайко Н. В.

Научный руководитель канд. пед. наук проф. Плескацевич Н. М.

Барановичский государственный университет

В науке всегда существуют проблемы, которые сохраняют свою актуальность вне зависимости от времени. К числу таких проблем в педагогике относится проблема эстетического воспитания. Мы можем отметить, что эстетическое воспитание, как педагогическое явление находится в постоянном развитии, и это развитие осуществляется в условиях конкретной образовательной ситуации. Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека.

Актуальность проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения обусловлена изменяющимися социальными и политическими условиями развития человека в обществе. Одним из направлений государственной политики Республики Беларусь в сфере образования является обеспечение деятельности учреждений образования по воспитанию обучающихся. Целью воспитания в современной школе является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Чрезвычайно важная роль в достижении этой цели принадлежит эстетическому воспитанию, которое выступает средством качественного совершенствования человеческой природы и направлено на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного. Среди задач воспитания – формирование нравственной, эстетической культуры.

Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном, и в общем плане обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. Заметную роль искусства в воспитании личности теоретически обосновали Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, О. П. Котикова, Б. Т. Лихачев и др.

Б. Т. Лихачев определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание средствами музыкального искусства осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Музыка – учебный предмет, который изучается в современной общеобразовательной школе с 1-го по 4-ый классы. Эстетическое воспитание подростков средствами музыкального искусства осуществляется на факультативных занятиях музыкальной направленности.

Задачами эстетического воспитания в подростковом возрасте являются: развитие эмоциональной сферы средствами искусства; формирование эстетического отношения к природной и социальной среде; формирование полноценных художественных знаний для полноценного восприятия искусства; развитие творческого потенциала подростков в различных видах художественной деятельности.

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны показательны протестующий характер поведения, свертывание установившейся системы интересов подростка. С другой стороны, этот возраст отмечается и положительными факторами: возрастает самостоятельность, расширяется сфера деятельности. Наибольшее проявление у подростков имеют потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка, поэтому содержание занятия должно быть обращено к эмоциональной сфере подростка, вызывать его интерес, затрагивать струны души.

Для подростка приятной становится атмосфера преодоления трудностей. Сложные задания они выполняют с большим азартом: раздобыть малоизвестные сведения о композиторе, оформить музыкальный стенд, выучить сложную музыкальную пьесу и т. д.

Очень велика в подростковом возрасте жажда популярности. Большую возможность получить желаемую популярность дает участие в различных вокальных, инструментальных ансамблях. Участие в совместном музицировании – прямой путь к становлению художественного вкуса.

К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта возрастная особенность может быть успешно использована в приобщении подростков к высокой музыке. И когда подростки поймут, что назначение музыки в том, чтобы облагораживать человека, делать его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающем мире, создается возможность сделать музыку источником самовоспитания подростков.

Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музыки показывает, что подростки на них часто не получают достаточного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Реальные сдвиги буду зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать процесс эстетического воспитания и обучения на занятиях музыкой.

Следует выяснить, как надо обучать и воспитывать музыкой подростков. Наиболее действенным на наш взгляд является преподавание музыки на принципах развивающего обучения. Необходимо, чтобы деятельность школьников на занятиях музыкой осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме. Это становится возможным, когда школьники самостоятельно осуществляют отбор выразительных средств, интонаций, которые лучше и полнее раскрывают содержание произведения, творческий замысел автора изучаемого музыкального произведения, а также когда деятельность выводится на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. В данном случае речь идет о том, чтобы возвышать подростка над обыденным, привычным, банальным. Эти методические позиции легли в основу технологии развивающего музыкального образования, в основе которой лежит концепция преподавания музыки как живого образного искусства Д. Б. Кабалевского и теория развивающего обучения В. В.  Давыдова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconСоюза сср
Н. И. Надарейшвили; М. В. Сланская; В. М. Казарская; В. С. Горбаченко, канд пед наук; Н. Н. Павлов; А. А. Гончарова; Л. П. Сераева;...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconПод общей редакцией С. А. Ляшко
Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconВестник балтийской педагогической академии
Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconПоследовательность Фибоначчи в описании экономических процессов Аносов...
...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconВлияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconПодходы в обучении на уроках физики развивающего типа штандратенко...
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения «Сибирский федеральный...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconБазовая техника игры в гольф Григорян А. Р., Лавриченко К. С. научный...
В соответствии с Положением о порядке аттестации научных работников подведомственных Российской академии наук (приказ Минобрнауки...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconСоздание форм антибиотичесого препарата нового поколения доксициклина...
Канд фармац наук, старший преподаватель кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела фармацевтического...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconПрименение утепленных отмосток для снижения деформаций пучения малозаглубленных...
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconС., Шалатова И. М. научный руководитель проф канд техн наук Васина Г. И
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconНаучно-практический журнал
В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированная защита садовых...
Составители: Попов С. Я., доктор биолог наук, проф., Поддымкина Л. М., канд с. Х наук, Попова Т. А., канд биолог наук, доц., Егорова...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconИ выполнению выпускной
Иу в. Д. Козловским, канд экон наук, доц., проф. Иу н. В. Зыковой, канд экон наук, проф. Иу е. Э. Осиповой, доц. Иу е. Ю. Ветошкиным...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М iconУдк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Эстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной школы. Зайко Н. В. Научный руководитель канд пед наук проф. Плескацевич Н. М icon5 Межрегиональная научно-практическая конференция со ран васильчик Л. Р
В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск