Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М





Скачать 63.84 Kb.
НазваниеВлияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М
Дата публикации19.07.2013
Размер63.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
УДК 796.015.4:316.47
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРА

НА ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ СПОРТСМЕНОВ

Панасюгина В.Е.,

научный руководитель канд. пед. наук Гелецкий В.М.

Сибирский федеральный университет

Одним из факторов, определяющих взаимоотношение тренера
и спортсмена, является стиль педагогического общения тренера. Существует много трактовок понятия стиля педагогического общения. В.А. Кан-Калик, например,
под педагогическим стилем понимает проявление в деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк [5]. И.А. Зимняя считает, что стиль педагогического общения – есть компонент стиля педагогической деятельности, включающего также стиль управления, стиль саморегуляции и когнитивный стиль педагога [3]. В научной и методической литературе имеются различные подходы к выделению и характеристике стилей межличностного общения. В общепринятой классификации выделяют 3 стиля педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) [2; 7].

При авторитарном стиле общения тренер-преподаватель стремится
к абсолютной власти, он один определяет способы и средства достижения цели, ориентируется при принятии решения только на свое мнение. Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др. Агрессивное внушение принимает формы наставления, предупреждения, угрозы, осуждения, которые вызывают недовольство, возмущение, гнев, презрение учителя [7]. По своей сути – это диктаторский стиль. В группах
с авторитарным стилем педагогического общения, как правило, хорошая дисциплина
и результаты, однако психологический климат в таких группах неблагоприятный.

Либеральный стиль общения является самым неблагоприятным в педагогике. Тренер с таким стилем общения организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами воспитанников. Вследствие подобной тактики у тренеров с данным стилем наблюдается отсутствие контроля
над деятельностью спортсменов и динамикой развития их личности.
Дисциплина и результаты в таких группах находятся на низком уровне.

Демократический стиль – наиболее позитивно-характеризующийся при оценки взаимоотношений между тренером и спортсменом. Для демократического стиля характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения
к ним, стремление наладить эмоциональный контакт. При данном стиле педагогического общения тренер стремится, чтобы каждый член группы принимал максимальное участие в достижении общей цели. В группах с таким стилем общения результаты и дисциплина находятся на высоком уровне. Также высоко оценивается психологический климат в группе.

Наиболее популярными стилями общения в спорте являются демократический
и авторитарный. Каждый из этих стилей, выявляя отношение
к партнеру, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Рассматриваемые стили общения различаются по форме выражения воздействий, частоте использования тех или иных форм воздействия на спортсменов
и широте общения.

Стили педагогического общения в спорте особенно проявляются,
во взаимоотношениях между тренером и спортсменом. Е.П. Ильин, например, отмечает, что использование индивидуального стиля приводит скорее
к эмоциональному удовлетворению от деятельности, чем к лучшим результатам [4].
Целью данного исследования было изучение влияния стиля педагогического общения на взаимоотношения между тренером и спортсменом в ДЮСШ.
Методика исследования. Стиль общения определялся с помощью наблюдения за спортивными тренерами в процессе проведения учебно-тренировочных занятий. На основании полученных результатов были выявлены тренеры с явно выраженными либеральным, авторитарным или демократическим стилями общения.

Затем был проведен опрос спортсменов, занимающихся у этих тренеров для установления характера их взаимоотношений. Возраст спортсменов от 13 до 17 лет, спортивная квалификация II р. - КМС. Отношение спортсменов к тренеру определялось по шкале "Тренер-спортсмен", разработанной Ю.Ханиным и А.Стамбуловым. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем компонентам: гностическому, эмоциональному и поведенческому.

Гностический компонент оценивает компетентность тренера, его знания
и у меня в профессиональной деятельности. По эмоциональному компоненту воспитанники оценивают тренера как личность. Поведенческий компонент показывает реальное взаимодействие между тренером и спортсменом.

Достоверность различий в показателях отражающих отношение спортсменов
к тренеру между группами с различным стилем общения определялась с использованием непараметрического Т-критерия Уайта. Достоверными признавались различия при p<0,05.
Результаты исследования.

Общий показатель, отражающий отношение спортсменов к тренеру по всем
трем компонентам представлен на рис. 1.


Рисунок 1 – Общий показатель отношения спортсменов к тренеру.
Наиболее высокие показатели получены в группах, занимающихся у тренеров
с демократическим (91 %) и авторитарным (90 %) стилями общения (различия между ними не достоверны). Достоверно хуже результаты в группе занимающихся у тренера
с либеральным стилем общения (61,3 %).

Результаты исследования взаимоотношений по отдельным компонентам – гностическому, эмоциональному, поведенческому представлены на рис. 2.

Рисунок 2 – Показатели отношения спортсменов к тренеру по составляющим компонентам
- Гностический компонент: авторитарный стиль - 95 %, демократический стиль – 90 %, (различия не достоверны) либеральный стиль - 75 %. Показатели либерального стиля достоверно ниже, чем авторитарного и демократического.

Можно отметить, что тренеры с авторитарным и демократическим стилями оцениваются своими воспитанниками примерно одинаково и достаточно высоко. Они воспринимают их как компетентных специалистов и доверяют им в правильности выбора методов и средств, применяемых в тренировочном процессе.

- Эмоциональный компонент: демократический стиль – 95,7 %, авторитарный стиль - 88,5 %, (различия не достоверны), либеральный стиль – 41,4 %. Показатели либерального стиля достоверно ниже, чем авторитарного и демократического.

Высокие показатели в данном компоненте говорят о хорошей оценке тренера своими воспитанниками как личности. Его личностные качества определяют успешность тренировочного процесса. Между тренером и спортсменами создана благоприятная атмосфера взаимопонимания и уважения, эмоциональной поддержки.

По эмоциональному компоненту наиболее высокие результаты в группе
с демократическим стилем общения. Так же высокий результат у группы
с авторитарным стилем общения. В группе с либеральным стилем общения данный компонент находится на уровне ниже среднего, что является неблагоприятным показателем и низкой оценкой тренера спортсменами как личности.

- Поведенческий компонент: демократический стиль – 87,5 %, авторитарный стиль - 86,3%, (различия не достоверны), либеральный стиль – 66,3 % (различия достоверны с демократическим и авторитарным). Высокий результат межличностных отношений между тренером и спортсменами выявлен в группах с авторитарным
и демократическим стилями общения. В группе с либеральным стилем общения взаимодействие между тренером и спортсменом находится на уровне чуть выше среднего.
Выводы:

1. Проведенные исследования показали, что наиболее благоприятные взаимоотношения между тренером и спортсменом в группе с демократическим стилем общения, что согласуется с мнением многих авторов (Н. Ф. Маслова, Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов и др.) [1; 6]. Наименее благоприятные взаимоотношения между тренером и спортсменами в группе с либеральным стилем общения.

2. Рассматривая отдельные компоненты общения можно отметить, что при авторитарном стиле общения спортсмены больше ценят в тренере специалиста,
а в группе с демократичным стилем – личность тренера и взаимодействие между тренером и воспитанниками. При либеральном стиле общения, спортсмены оценивают личностные качества и знания тренера не достаточно высоко, взаимодействие между тренером и спортсменом не ладятся.
Литература:

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающ. по спец. «Физическая культура и спорт». М.: Academia, 2000. 288 с.

  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и дополн. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 229 с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. перераб. и доп. М.: «Логос», 2000. 384 с.

  4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.

  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

  6. Маслова Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л.: 1973. С. 45-53.

  7. Сластенин В.А. Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconСоюза сср
Н. И. Надарейшвили; М. В. Сланская; В. М. Казарская; В. С. Горбаченко, канд пед наук; Н. Н. Павлов; А. А. Гончарова; Л. П. Сераева;...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconПод общей редакцией С. А. Ляшко
Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconПоследовательность Фибоначчи в описании экономических процессов Аносов...
...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconПодходы в обучении на уроках физики развивающего типа штандратенко...
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения «Сибирский федеральный...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconБазовая техника игры в гольф Григорян А. Р., Лавриченко К. С. научный...
В соответствии с Положением о порядке аттестации научных работников подведомственных Российской академии наук (приказ Минобрнауки...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология...
Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconЭстетическое воспитание подростков музыкой в условиях общеобразовательной...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconУчебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель...
Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconН. И. Иголкина, канд пед наук, Р. М. Базылева, канд филол наук (отв...
Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе: Межвуз сб науч тр. / Под ред. Л. И. Сокиркиной. – Саратов:...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconМакет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева...
Образовании предъявляют особые требования к изучению иностранных языков с тем, чтобы учащиеся не просто осваивали грамматические...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconПерспетивы развития геотермальной энергетики ракитянский Е. М. Научный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconВлияние электромагнитного излучения на здоровье человека макласова...
Министерства здравоохранения Российской Федерациии их реализация на период 2012-2017 г г
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconУдк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах...
Москва
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
Влияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему спортсменов панасюгина В. Е., научный руководитель канд пед наук Гелецкий В. М iconДинамическая модель мобильного колесного робота Сатышев А. С., Каптюк...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск