Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В





Скачать 84.48 Kb.
НазваниеМакет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В
Дата публикации24.07.2013
Размер84.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УДК 811.161.1

МАКЕТ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО РКИ «ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ»

Ударцева Н.А.

научный руководитель канд. филол. наук Ревенко И.В.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
В наше время, когда жизнь человека нельзя представить без компьютера, задача образовательного процесса отреагировать на современные реалии и эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии. Тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

В последние годы возникла необходимость расширять область исследований в методике преподавания русского языка как иностранного (в дальнейшем - РКИ), поскольку популярность этого предмета с каждым годом возрастает. Русский язык является одним из мировых языков, им владеют, по разным источникам, от 215 до 300 миллионов человек, для которых он не является родным и которые не проживают на территории России. Успешное использование современных технологий в преподавании влечет за собой создание ресурсов для иностранной аудитории, чтобы повысить качество образования [Крючкова, Мощинская 2011: 10-11].

«Включение новых информационных технологий в процесс обучения языкам совершенствует этот процесс и может использоваться на всех этапах его организации в качестве инструмента работы, источника знаний и средства формирования умений, средства презентации наглядных материалов и осуществления контроля, тренажера, консультанта. Использование новых информационных технологий на занятиях по РКИ является серьезным мотивирующем фактором, так как в современном вузе мы имеем дело со студентами, которые уже привыкли и умеют получать информацию в компьютерном формате», - утверждает А. Б. Климкевич [Климкевич 2007: 32].

Специфика образовательных ресурсов по РКИ напрямую связана с особенностями самого предмета. РКИ, как и любой другой иностранный язык – это практический предмет на основе прочной теории. Учебное пособие по РКИ, несмотря на то, что, в отличие от учебника, оно может раскрывать только часть курса, должно быть построено так, чтобы в нём были не только языковые, но и эффективные речевые и коммуникативные упражнения, которые одновременно дают грамматические знания и развивают у обучаемого способности к коммуникации. Структуру учебного пособия по РКИ отличает многочисленность внутренних системных связей, что в случае с электронным учебным пособием может быть удачно выражено в гиперссылках к другим темам пособия.

Грамматическая тема «Глаголы движения» в курсе РКИ 1 сертификационного уровня является обязательной (см. «Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение» [Андрюшина 2009: 17]) и представляет большую трудность для студентов, преподаватели и методисты РКИ уделяют ей большое внимание. Электронных образовательных ресурсов по теме «Глаголы движения» существует гораздо меньше, чем печатных. Большинство из них рассматривают тему «Глаголы движения» не полностью. Например, на языковом портале http://www.all-abc.ru/ в разделе «Создаем учебник» представлены только теоретические таблицы по этой теме, на сайте образовательных ресурсов для РКИ нового поколения http://www.russianword.ru представлен тест по грамматической теме «Глаголы движения», состоящий из 60 вопросов закрытого типа, на сайте преподавателя РКИ Михаила Бордюговского http://mbordyugovskiy.ru представлены некоторые методические наработки по теме «Глаголы движения» (особое внимание здесь уделено употреблению глаголам движения с приставками в речи). Кроме того, в интернете представлены электронные версии печатных учебных пособий по теме «Глаголы движения». Например, Учебно-методическое пособие Л.В. Архиповой «Изучаем русские глаголы движения» (http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/arhipova.pdf), Учебное пособие для иностранных учащихся Т.И Распоповой «Справочник-тренинг по русским глаголам движения» (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3988887). Таким образом, электронные учебные пособия по РКИ по теме «Глаголы движения» представлены в недостаточном количестве. Этим и обусловлена необходимость создания новых электронных учебных материалов по этой теме.

Разработанные нами электронные учебные материалы «Русские глаголы движения» предназначены для самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык как иностранный на 1 сертификационном уровне, с целью повторения изученного ранее материала, а также для коррекции и контроля ранее полученных знаний.

При разработке данных учебных материалов в качестве опорных были использованы следующие учебные пособия:

  • Богомолов, А.Н., Петанова, А.Ю. «Приходите!.. Приезжайте!.. Прилетайте!..»

  • Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. «Знаю и люблю русские глаголы: пособие для курсов русского языка»

  • Архипова Л.В. «Изучаем русские глаголы движения»

Электронные учебные материалы «Русские глаголы движения» состоят из двух частей: «Глаголы движения без префиксов» и «Глаголы движения с префиксами». Каждая часть состоит из краткого теоретического материала, упражнений и обобщающего теста. Завершает пособие итоговый тест.

Теоретические сведения в пособии представлены кратко, в виде таблиц и схем. Упражнения и тесты направлены на отработку умений правильного употребления однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения, видовых пар глаголов движения с префиксами, а также на отработку навыков использования глаголов движения в нужной форме После выполнения каждого упражнения студент имеет возможность узнать свой результат в процентах и правильные ответы. При нажатии на кнопку «Проверить» под полем ответа появляется окно обратной связи, где отражено, верно или неверно употреблен глагол и, в случае неверного употребления, правильный ответ. При нажатии кнопки «Показать результат» в текстовом окне ниже появляется результат в процентах. Во всех ответах к упражнениям (а также к первому заданию контрольного теста) предусмотрено равноправное написание букв «ё» и «е» на месте «ё». В некоторых предложениях возможно употребление глагола и в настоящем (в будущем для глаголов совершенного вида) и в прошедшем времени. Такие варианты также учтены в ответах.

Обобщающие тесты и первого, и второго разделов включают в себя по 15 вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами ответа, где верным является только один вариант. Вопросы представляют собой предложения с пропущенным глаголом движения, а ответы – возможные варианты пропущенного глагола. По завершении теста студент также может узнать свой результат в процентах и правильные ответы. При нажатии кнопки «Показать результат» в текстовом окне ниже появляется результат в процентах. При нажатии на кнопку «Показать ответы» под полем ответа появляется окно обратной связи, где отражено, верно или неверно выбран ответ и, в случае неверного ответа, правильный ответ.

Теоретическая часть первого раздела «Глаголы движения без префиксов» представляет собой схему с иллюстрациями. Глаголы движения разделены на две группы: однонаправленные и разнонаправленные (всего 14 пар глаголов), указаны основные значения глаголов I и II группы. К каждой паре глаголов подобрана иллюстрация. С этих страниц (теоретическая часть занимает две страницы пособия) по ссылке можно перейти к спряжению глаголов движения I и II группы.

Практическая часть первого раздела состоит из трех упражнений и обобщающего теста. Упражнение 1 направлено на отработку навыков употребления глаголов движения в нужной грамматической форме. Упражнение 2 и Упражнение 3 обращают внимание студента на различие в значениях и особенности употребления глаголов движения I и II группы.

Обобщающий тест первого раздела направлен на коррекцию навыков употребления глаголов движения в нужной грамматической форме и выбора однонаправленного или разнонаправленного глагола движения в зависимости от контекста.

Теоретическая часть второго раздела «Глаголы движения с префиксами» имеет подзаголовок «Основные значения префиксов в сочетании с глаголами движения». Основные значения префиксов в сочетании с глаголами движения представлены в виде 15 небольших таблиц, соответствующих 15 представленным префиксам. Щелкнув левой кнопкой мыши по каждому из префиксов, студент может перейти на страницу с тренировочным упражнением для отработки навыка использования этого префикса с глаголами движения.

Практическая часть второго раздела состоит из 15 упражнений и обобщающего теста. Каждое упражнение направлено на отработку навыка использования определенного префикса и употребления глаголов движения в нужной граматической форме, а также навыка употребления видовых пар глаголов движения с префиксами.

Обобщающий тест второго раздела направлен на коррекцию навыков употребления глаголов движения с префиксами в нужной форме, употребления нужного вида глагола, а также навыка выбора глагола движения с нужной приставкой.

Контрольный тест, приведенный в конце пособия, состоит из четырех заданий. Каждое задание оценевается разным количеством баллов в зависимости от уровня сложности. Первое задание представляет собой текст адаптированной сказки «Гуси-лебеди» с пропущенными глаголами движения. Студент должен вставить глаголы движения с префиксами или без них по смыслу и в нужной грамматической форме. В некоторых предложениях могут быть правильно использованы разные глаголы движения, такие случаи предусмотрены ответами. Каждый правильный ответ в первом задании оценивается в 3 балла. Первое задание направлено на коррекцию и контроль навыка использования глаголов движения в речи, употребления их в нужной форме.

Второе задание представляет собой две колонки, левая колонка содержит предложения с пропущенным глаголом движения, а правая глаголы движения в правильной форме. Задача студента – «перетащить» глагол в подходящее предложение. Всего в задании 10 предложений. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Это задание направлено на коррекцию и контроль употребления глаголов движения в нужном контексте.

Третье задание состоит из небольшого теоретического теста, представленного 5 вопросами. Каждый вопрос представляет собой теоретическое утверждение, с которым нужно согласиться или не согласиться. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Третье задание предназначено для контроля и коррекции теоретических знаний по теме.

Четвертое задание заключается в том, чтобы соединить с помощью стрелочек глаголы из первой колонки с их видовой парой со второй колонке. Всего в задании 8 видовых пар. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Это задание направлено на коррекцию и контроль знаний видовых пар глаголов движения с префиксами.

Со страницы контрольного теста студент не может перейти на другую страницу пособия. После окончания теста студент может узнать свой результат в процентах, нажав кнопку «Показать результат», и ответы, в которых была допущена ошибка, нажав кнопку «Показать ответы». Однако, посмотрев ответы, студент уже не сможет продолжить тест или исправить свои ответы. Поэтому данный тест может быть использован в качестве итогового по пройденной теме «Глаголы движения».

В электронных учебных материалах «Русские глаголы движения» использованы различные типы заданий:

  • задания открытого типа с ограничением на ответы (задания упражнений, первое задание контрольного теста);

  • задания закрытого типа с множественным ответом (задания обобщающих тестов);

  • задания закрытого типа установления соответствия (второе и четвертое задания контрольного теста);

  • задания закрытого типа с альтернативным ответом (третье задание контрольного теста).

Таким образом, в разработанных электронных учебных материалов «Русские глаголы движения» особое внимание уделяется практической части, теоретический материал представлен кратко, все задания дают возможность моментальной самопроверки, что необходимо для самостоятельного изучения темы и корректировки знаний. Содержание электронных учебных материалов соответствует отдельным разделам темы «Глаголы движения» в «Образовательной программе по русскому языку как иностранному» [Образовательная программа по русскому языку как иностранному 2001: 72-73] и потребностям студентов, изучающих русский язык как иностранный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Климкевич А. Б. Новые информационные технологии в обучении русскому языку // Русский язык за рубежом. – 2007. - № 4 – с. 31–36.

  2. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 480 с.

  3. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. Педвузовское обучение – Москва: РУДН, 2001. – 137 с.

  4. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. / Н.П. Андрюшина и др. - 2-е изд. - М. - СПб. : Златоуст, 2009. – 32 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconЛакунарность в юридическом тексте в аспекте перевода пантелеева Д....
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconМетодическое пособие по курсовой работе москва 2009 Разработано М....
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconПод общей редакцией С. А. Ляшко
Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconБытийные отрицания в русском жестовом языке иванченко В. А., научный...
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconАвторитарный стиль коммуникации в институциональном академическом...
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconЧтение научной литературы
Составители: д-р филол наук, проф. С. Г. Воркачев, канд филол наук, доц. Е. А. Воркачева, доц. Н. Ю. Граббе
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconПоэтика сна в творчестве франца кафки нуждова Д. А. научный руководитель...
До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconН. И. Иголкина, канд пед наук, Р. М. Базылева, канд филол наук (отв...
Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе: Межвуз сб науч тр. / Под ред. Л. И. Сокиркиной. – Саратов:...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconПлазменная наплавка износостойких материалов толстошеев В. А., научный...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconПсихофизиология цвета маркова К. Е., научный руководитель канд арх...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconТип imitatio angeli и его трансформация в системе поэтики в. Г. Распутина...
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconИмплицитная информационная война в текстах современной прессы зверева...
Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconПерспетивы развития геотермальной энергетики ракитянский Е. М. Научный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconУдк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах...
Москва
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
Макет электронных учебных материалов по рки «глаголы движения» Ударцева Н. А. научный руководитель канд филол наук Ревенко И. В iconВлияние стиля педагогического общения тренера на отношение к нему...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск