Скачать 118.56 Kb.
|
Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994, 192 с.
Из сказанного становится ясным, что созданию философии экологического кризиса должны способствовать самые различные, если не все, философские дисциплины, а именно: метафизика, философия природы, антропология, философия истории, этика, философия хозяйства, политическая философия, философия истории философии. ...при решении проблем экологического кризиса стыкуются самые разные дисциплины. Философия рассматривает не одну лишь совокупность знания, так что при решении проблем, которые требуют к себе многостороннего подхода, можно надеяться на возрождение идеи единства знаний. Раздробление знания привело к упадку философии и нынешнему экологическому кризису, тогда как понимание того, что лишь цельное образование, дающее одинаково глубокие знания в науках естественных и гуманитарных и тем самым способствующее появлению людей, которые внесут свой вклад в дело преодоления кризиса, косвенно пойдет на пользу и философии. 9. Более того, философия поможет отдельным наукам теоретически понять причины экологического кризиса, с тем чтобы успешнее бороться с ним на практике. Философия также поможет наведению мостов между самостоятельными дисциплинами, ибо от нее не скрыто ни место каждой науки в общей системе знания, ни историческая роль их современных форм в развитии мышления. Философия, указав границы наукам, сможет по-новому поставить некоторые вопросы так, чтобы мы могли получить требуемый ответ.
15. ...лишь патриотизм (от которого не освободиться и будущее универсальное государство) сможет дать толчок к коллективному трансцендированию частных интересов, без чего невозможно с серьезными опасностями современного мира. 16...универсализация принятых на Западе жизненных стандартов....приведет к экологической катастрофе... Катастрофа, к которой мы медленно приближаемся, давно бы уже наступила, если бы все жители планеты потребляли бы столько же энергии, сколько развитых стран Запада, если бы повсюду накапливалось такое количество мусора, а в атмосферу выбрасывалось столько же вредных веществ.
36. ...каким бы темным ни казалось нам будущее, возвращение к преображенному прошлому способно придать человеку силы, необходимые для выполнения труднейшей задачи - выработки новой парадигмы, даже если теперь она различима только в самых общих чертах. Знание реального, отличного от современности, мира помогает человеку избавиться от недостатков своего времени, избавляя его от гибели в водовороте собственной субъективности. Такое знание человеку дает только прошлое. Без корней, уходящих в традицию, невозможно создать будущее. Вот почему в начале новой западноевропейской истории Возрождение и Реформация черпали свою духовную силу в эллинистическо-римской и раннехристианской традициях.
И притом кричали о своей опытности, О том, как можно пилить еще быстрее... И они с грохотом полетели в бездну. Взиравшие на них, покачивая головами, Тем не менее, продолжали пилить». Б.Брехт
Несоответствие целевой и ценностной форм рациональности определяется современная технологическая эпоха, что считается глубочайшей причиной экологического кризиса и вообще кризисом управленческих проблем современных обществ. Я воздерживаюсь от идеализации старины: понятно, что в доиндустриальную эпоху моральные извращения встречались довольно-таки часто, пожалуй, еще чаще, нежели сегодня. Беспокоит скорее как раз несоответствие, существующее между властью и мудростью. Исторически подобное несоответствие возникает по мере усиления власти человека над природой, а власть эта становится прочной только в условиях индустриального общества.
59. ...человек, в конце концов заменяемый компьютером, наряду с трудом утрачивает и отнесенность к миру.
В желании иметь все больше и больше, нам вновь надо научиться видеть не преимущество, а, подобно древним, ту черту характера, которая непреодолимо изобличает человеческую низость и вульгарность. Нам снова нужно научиться говорить: «Хватит», - делая ограничения более строгими. Нам нужны аскетические идеалы. 84. ... ...одна из главных причин экологического кризиса: мы, во-первых, не знаем того, что творим, а во-вторых, если нам и сообщают о последствиях, то у нас отсутствует система стимулов, способная изменить наше поведение...почти всегда остается возможность успокоить себя: почти по всем вопросам сегодня можно получить заключения ученых, предсказывающих прямо противоположные последствия.
91. С другой стороны, вузы, школы, СМИ, церкви, способствующие формированию общественного мнения, должны с особым усердием работать над сбором и распространением соответствующей информации. Неспособность к этому, объясняемая, как правило, институтоциальным устройством, не может служить оправданием, если какая-либо помощь остается возможной. Мне думается, что церкви, являющиеся основными проводниками ценностей, здесь бездействуют. Как известно, современная наука и техника вынуждены были постоянно отстаивать свои права в борьбе с религией. Отсюда ясно, почему религия до сих пор не нашла эффективного подступа к этим двум сферам, порой оставаясь совершенно беспомощной.... церковь отчасти повинна в том, что до сегодняшнего дня не удалось разработать этику, общепризнанную в условиях технической цивилизации. ...христианство найдет себе оправдание и, более того, сможет выжить во всемирной истории лишь в том случае, если оно начнет разрабатывать подобную этику. Церковные законы должны претерпеть принципиальное изменение. Претендовать на верность духу христианской этики сегодня вправе скорее тот, кто ведет себя в соответствии с ситуацией кризиса окружающей среды, нежели тот, кто следует традициям, древность которых, возможно, и вызывает к себе уважение, но мало способствует решению экзистенциальных проблем человечества.
Сходный упрек относится и к философии, которая разработает убедительную для века защиты окружающей среды прикладную этику только тогда, когда начнет сотрудничать с конкретными науками. Человек, ничего не смыслящий в химии и биологии, вряд ли сможет сказать сегодня что-либо дельное относительно жгучих конкретных этических проблем нашего времени, даже если он овладел всей этической традицией от Платона до Шелера. Междисциплинарность - а сюда относится в том числе искренняя попытка довести собственные результаты до коллег, занимающимися другими дисциплинами - сегодня входит в число важнейших этических обязанностей. НЕОБХОДИМО ПЕРЕВЕСТИ ПОЗНАНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОВЕДЕНИЯ.
95. Очевидно, логика институтов не совпадает с логикой отдельных индивидов...Поскольку отдельный индивид не может рассчитывать на то, что другой изменит, подобно ему, свой взгляд, то он и не рискнет изменить свое поведение. В результате все станут - по крайней мере в течение опасно долгого времени - продолжать поступать по-старому, хотя вряд ли кто-то будет по-прежнему считать свои действия морально оправданными. ...угрызения совести индивида стихают, если он принимает участие в действиях, за которые не несет единоличной ответственности. В условиях коллективной безнравственности, которая отличает разрушение окружающей среды, в современном индустриальном обществе соединяются многие факторы, роковым образом уничтожающие чувство непосредственной ответственности. Человек, стоящий перед выбором (отправиться ли ему куда-нибудь пешком, либо на общественном транспорте, либо же на автомобиле), абстрактно, может быть, и знает о том, что езда на автомобиле усиливает парниковый эффект. Однако же отказ от автомобиля дается ему с трудом. Прежде всего, человеку не видны, не даны наглядно непосредственные последствия его поведения. Даже если человек будет бояться последствий для себя лично, их (порой мнимая) удаленность во времени не позволяет им выступать в качестве непосредственного мотива, противодействующего запланированному поступку: вспомним хотя бы о курении. В-третьих, известную роль играет и убеждение в том, что я как индивид все равно не могу ничего добиться - пусть я в данной, особенной ситуации откажусь от поездки на автомобиле; даже отказавшись от езды на автомобиле вообще, я не предотвращу парниковый эффект. Даже если люди в рамках какого-либо института размышляют об изменениях в своем поведении, они могут сказать себе: при действиях, в которых участвуют все люди, изменение, даже если оно происходит в большом государстве, все равно окажется недостаточным и, следовательно, бесполезным. В-четвертых, когда узнают о многих антропогенных экологических катастрофах, складывается впечатление, будто речь идет о неотвратимых природных катастрофах, за которые никто не несет ответственности. 99. Эмпирически выяснилось, что объяснения экологической вредности езды на автомобиле мало помогают. Гораздо эффективнее, отвлекаясь от последствий, критиковать систему ценностей, в которой автовождение выступает как ценность - например, становясь идеалом бесцельной, сугубо частной мобильности, - иронически изобличать психическую структуру того человека, чье самосознание ориентировано на непременное обладание быстрой и большой машиной. В таком случае невозможно будет уйти от ответа на том основании, будто бы предсказанные последствия, возможно, не наступят. ...недостаточно отвергнуть некую вещь как не имеющую ценности, необходимо признать и сообщить другим какие-то новые положительные ценности. Кто страдает от недостатков мира, тот не имеет сил для того, чтобы убедить других людей изменить их поведение. Необходимо в глубине души любить мир и людей, несмотря на все их несовершенство, чтобы оказаться в состоянии осуществить смену этических парадигм. Если мы хотим достичь чего-либо долгосрочного, научить людей вновь почувствовать красоту природы, то мотивационно - психологически это будет важнее, чем изобличать моральную порочность разрушения окружающей среды.... Но мы мало чего добьемся, если не сможем освободиться от уныния, в котором средневековье справедливо усматривало один из смертных грехов. Но один лишь причинно-научный анализ не дает искомой надежды, напротив, метафизическое, более того, религиозное коренное доверие целостности бытия могло бы придать человеку силу, которая ему так необходима.
131. Одна из главнейших причин нынешнего кризиса заключается в том, что в результате ускорения мировых исторических изменений «время полураспада» усвоенного нами объема информации постоянно сокращается. Хотя новые факты усваиваются с достаточной легкостью, тем не менее те ценности, которые в течение столетий являлись для нас эталоном, с трудом подвергаются какому-либо изменению. 178 послесловие Степин В.С. Современная наука и техника принципиально по-иному фрагментирует мир, чем предыдущие эпохи. Они втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные, саморазвивающиеся системы, в которые включен сам человек. См: Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1990 Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. С.84. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. Юдин Б.Г., Фролов И.Т. Этика науки. М.,1987. |
Человек и окружающая среда. Экология. Охрана природы. Кеше һәм тирә-юньдәге... Баширов, З. Татарстан : памятники природы : фотоальбом / З. Баширов. – Казань : Татар кн изд-во, 1994. – 240 с ил. – Текст парал... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | Прочитайте текст. Установите соответствие между заголовками a f... Прочитайте текст. Установите соответствие между заголовками a — f и пронумерованными абзацами текста 1 — Запишите свои ответы в... | ||
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История... Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы... | Ул. Большевистская, 68, гоувпо "мгу им. Н. П. Огарева", отдел управления... Ер 189037 А1, 30. 07. 1986. Ua 52813 C2, 15. 01. 2003. Ru 1556498 C, 30. 05. 1994. Jp 6311650 A, 04. 11. 1994 | ||
Патентам и товарным знакам (19) А, 17. 04. 1973. Ru 2016130 C1, 15. 07. 1994. Ru 2124067 C1, 27. 12. 1998. Ru 2336364 C1, 20. 10. 2008. Gb 668889 A, 26. 03. 1952.... | Патентам и товарным знакам (19) А, 04. 03. 1991. Ru 2016014 С1, 15. 07. 1994. Ru 2250241 С1, 14. 04. 2003. Su 1165703 А, 07. 07. 1985. Su 803806 А1, 15. 04. 1994.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. В. Ф. Гегель вопросы философии. 1994. №10. С. 131-137. 1994. №11. С. 141-171 | Урок Тема урока Основные понятия Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа | ||
Список книг Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001. Американская... Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.,1996 | Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года ( гатт 1994”) включает в себя | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Отчет о результатах самообследования Филиала гоувпо «Удмуртский государственный... Рф по высшему образованию от 27. 06. 96 г. №1135 на базе представительства, созданного приказом Удмуртского государственного университета... |