МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра финансов и кредита Одобрено Ученым советом экономического факультета
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Учебно-методический комплекс
Для специальности 080105 «Финансы и кредит»
Москва
2008
Авторы-составители:
Лупей Н.А., кандидат экономических наук, профессор
Соболев В.И., кандидат экономических наук, доцент Учебно-методический комплекс по «Финансовому анализу» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Цели и задачи преподавания дисциплины 5
2. Требования к уровню освоения дисциплины 6
3.Объем дисциплины 8
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности 080105 «Финансы и кредит» 8
3.2. Распределение часов по темам и видам работы 8
Форма обучения - очная 8
4. Содержание курса 10
5. Темы и задания для практических и семинарских занятий. 13
5.1. Темы семинарских занятий 13
5.2. Задания для практических занятий 14
6. Задания для самостоятельной работы студентов 17
7. Тематика и задания для контрольных работ и методические указания 22
по их выполнению 22
7.1. Общие указания по выполнению контрольных работ 22
7.2. Темы контрольных работ (заданий) 23
7.3. Информационное обеспечение и методические рекомендации по выполнению практических заданий 30
7.3.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 30
(ФОРМА №1) 30
7.3.2. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ 33
7.3.3. Методические указания 34
7.3.4. Примерные формы таблиц для анализа финансового состояния организации 37
Таблица 16 55
8. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 56
9. Учебно–методическое обеспечение дисциплины 58
9.1. Литература 58
9.1.1. Нормативно – правовые акты 58
9.1.2. Основная литература 58
9.1.3. Дополнительная литература: 58
9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 59
9.3. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины 59
9.3.1. Деловая игра 59
9.4. Тесты для проверки знаний студентов 61
Тестирование – метод диагностического контроля знаний, навыков и умений обучаемых на основе тестов, которые завершаются количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы. Тестирование является одной из современных технологий оценивания знаний. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон – образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности обучаемых, чем и обеспечивается диагностичность контроля. Оценка проставляется по сумме набранных баллов за правильные ответы (самостоятельная работа студентов и текущий контроль). 61
1. Цели и задачи преподавания дисциплины
Изучение дисциплины «Финансовый анализ» базируется на знании освоенных ранее дисциплин: «Экономика организации (предприятия)», «Финансы организаций (предприятий)», «Экономический анализ», «Бухгалтерский учет», «Теоретические основы финансового менеджмента» и др.
Целью преподавания дисциплины «Финансовый анализ» является формирование у студентов целостного представления о финансовом анализе как одной из важнейших функций финансового менеджмента (финансового управления).
Знания, полученные в процессе изучения этой дисциплины, используются студентами при выполнении выпускных квалификационных (дипломных) работ и в дальнейшей практической работе выпускников в качестве финансовых менеджеров, руководителей финансовых служб коммерческих организаций (предприятий), финансово-кредитных учреждений, органов финансового контроля.
Данный учебно-методический комплекс предусматривает изучение 7 тем, содержание которых изложено в четвертом разделе. Во избежание дублирования признано целесообразным не включать в программу темы анализа денежных потоков и эффективности инвестиционных проектов, которые изучаются в курсах «Теоретические основы финансового менеджмента », «Финансовый менеджмент» и «Инвестиции».
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. В овладении им особенно большое значение имеет самостоятельная работа студентов по изучению рекомендуемой учебной литературы, нормативных документов, публикаций по вопросам финансового анализа в периодических экономических изданиях, а также по выполнению домашних заданий в порядке подготовки к аудиторным практическим занятиям.
Основными видами контроля знаний студентов являются:
текущий (ответы на вопросы и выступления на семинарских занятиях, выполнение практических и тестовых заданий);
промежуточный (аттестация);
итоговый (зачет).
Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Финансовый анализ» студенты должны:
знать:
научные основы финансового анализа;
содержание, цель, задачи, методы и приемы финансового анализа в организациях (предприятиях);
источники аналитической информации;
систему абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих наличие, размещение и эффективность использования финансовых ресурсов организации (предприятия);
методику экспресс-анализа и углубленного финансового анализа.
уметь:
анализировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта;
аналитически обрабатывать финансовую отчетность с целью принятия управленческих решений и получения оценки эффективности функционирования организации (предприятия);
рассчитывать и правильно оценивать значение финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организации (предприятия);
выявлять внутренние резервы укрепления финансового состояния анализируемого субъекта;
самостоятельно выбирать оптимальный вариант решения хозяйственно-финансовых ситуаций;
делать аргументированные выводы и предложения по результатам проделанного анализа с целью повышения эффективности деятельности организации (предприятия).
3.Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности 080105 «Финансы и кредит» Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения
| Очная
| Очная (сокращ.)
| Очно-заочная
| Заочная
| Заочная (сокращ.)
| №№ семестров | 8
| 4
| 8
| 8
| 6
| Аудиторные занятия: | 51
| 38
| 34
| 16
| 10
| лекции
| 27
| 26
| 18
| 12
| 8
| практические и семинарские занятия
| 24
| 12
| 16
| 4
| 2
| Самостоятельная работа | 59
| 68
| 76
| 94
| 100
| Всего часов на дисциплину
| 110
| 106
(68 ч.переат)
| 110
| 110
| 110
| Текущий контроль
| Аттестация -8 сем.
| Аттестация- 5 сем.
| Аттестация -8 сем.
| контр. раб.-
8 сем.
| контр. раб. –
6 сем.
| Виды итогового контроля
| Зачет –
8 сем.
| Зачет –
4 сем.
| Зачет –
8 сем.
| Зачет –
8 сем.
| Зачет –
6 сем.
| |