Одобрено





Скачать 156.07 Kb.
НазваниеОдобрено
Дата публикации02.07.2015
Размер156.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»

Буинский филиал



ОДОБРЕНО

решением Ученого совета

(протокол № 9 от 26.05.2014)

Утверждено

приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014



Рабочая программа дисциплины

ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит

Специальность

38.02.02 Страховое дело

Профиль подготовки

Социально-экономический

Квалификация выпускника

Специалист страхового дела

Форма обучения очная

Факультет среднего профессионального образования

Кафедра– разработчик: кафедра профессиональных дисциплин

Казань 2014

Содержание




1. Паспорт рабочей программы.....................................................................3

2. Структура и содержание учебной дисциплины.............................6

3. Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины........................10

4. Условия реализации программы учебной дисциплины ...... 12

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 Место дисциплины в структуре общепрофессиональной образовательной программы (ОПОП), цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания

  1. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу ОПОП специальности СПО 38.02.02 Страховое дело, входящей, в свою очередь, в состав укрупненной группы специальностей 030000 Гуманитарные дисциплины.

Для успешного овладения материалом курса необходимы базовые знания по таким дисциплинам как «Статистика», «Финансовая математика», «Информатика», «Методы оптимальных решений», «Основы экономической теории», «Макроэкономика», «Экономика организации» и др.

Дисциплина формирует базовые знания, необходимые для успешного освоения других общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей учебного плана ОПОП.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания

Целью освоения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является изучение основы функционирования финансов, кредита, налогов и налогообложения, страхования и международных экономических отношений. Финансовая наука изучает общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов, она изучает закономерности развития финансовых отношений.

Исходя из поставленной цели, задачами изучения дисциплины являются:

  • раскрыть понятия финансов и финансовой системы;

  • дать теоретические знания в области управления финансами;

  • охарактеризовать современную финансовую политику;

  • обучить навыкам работы с нормативными правовыми актами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы.

  • раскрыть сущность денег и денежного обращения;

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;

  • принципы финансовой политики и финансового контроля;

  • структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

  • законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

  • основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

  • функции, формы и виды кредита;

  • структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций;

  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

  • виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

  • рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

  • анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени

доходности и риска; владеть компетенциями

Код

Содержание компетенции

ОК-1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК-4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК-8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ПК 1.1

Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

ПК 1.4

Осуществлять межбанковские расчеты

ПК 2.1

Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2

Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3

Осуществлять сопровождение выданных кредитов

ПК 2.4

Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

ПК 2.5

Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки 70 часа; самостоятельной работы - 36
Раздел 2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов всего

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:




лекции

40

практические занятия

30

зачет (дифференцированный)

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Промежуточная аттестация в форме зачета









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лаб. работы и пр. занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1. Сущность и функции финансов

Лекции

Финансы в системе экономических отношений. Финансы как часть базисных отношений. Денежный характер финансовых отношений. Специфические признаки финансов. Материально-вещественное воплощение финансов. Определение финансов. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов. Распределительная функция финансов, ее содержание и значение в условиях рыночных отношений.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения стоимости.

Объекты действия распределительной функции финансов, участники (субъекты) распределительного процесса. Механизм первичного и вторичного распределения валового общественного продукта. Территориальный и отраслевой аспекты распределения. Трансформация распределительных отношений в условиях рынка.

Контрольная функция финансов, ее содержание. Проявление контрольной функции в распределительном процессе. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций. Организация и содержание контроля в условиях рыночных отношений.

2

вводная лекция

Тема 2. Использование финансов в условиях рыночного хозяйства

Лекции

Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве.

Финансовые ресурсы, их экономическая сущность, источники формирования, виды и факторы роста. Основные направления рационального использования финансовых ресурсов. Значение финансовых резервов для сбалансированного развития экономики.

2

информационная лекция




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лаб. работы и пр. занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Образовательные технологии




Необходимость и механизмы государственного финансового регулирования экономики на макро- и микроуровнях.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса, финансовое регулирование и финансовое стимулирование, их роль в социально- экономическом развитии страны.







Практические занятия

  1. Дискуссия на тему «Роль финансов в развитии народного хозяйства страны»

  2. Основные термины и понятия:

Количественное влияние, качественное влияние, самофинансирование, кредитование, государственное финансирование, государственное вмешательство в экономику, регулирование, бюджетное финансирование, бюджет, внебюджетные фонды, финансово-экономические стимулы, финансы, финансовые ресурсы; распределительная, контрольная функции, зарплата, кредит, цена, прибыль

1

семинар - развернутая фронтальная беседа

Тема 3. Финансовая система РФ

Лекции

Понятие финансовой системы, экономические основы ее построения. Признаки классификации финансовых отношений. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь и трансформация в условиях рыночных отношений. Взгляды экономистов на состав сфер и звеньев финансовой системы.

Финансы хозяйствующих субъектов экономики - исходная сфера финансовой системы.

Государственные и муниципальные финансы. Бюджетная система. Внебюджетные государственные фонды социального назначения. Госкредит и госдолг - важнейшее звено финансовой системы. Региональные и муниципальные финансы. Страхование. Финансовый рынок, его структура. Корпоративный рынок ценных бумаг.

4

текущая лекция

Практические занятия

  1. Структура финансовой системы России.

  2. Основные термины и понятия:

Государственный кредит, финансы предприятий, финансовая система, фонды

1

Практическое занятие в диалоговом режиме

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лаб. работы и пр. занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Формируемые ком п етенции/ уровень освоения




страхования, государственный внешний долг, государственный внутренний долг, централизованные фонды денежных ресурсов, децентрализованные фонды денежных средств, бюджет, внебюджетные фонды, финансы, финансовые ресурсы; распределительная, контрольная функции, зарплата, кредит, цена, прибыль 3. Тестирование







Тема 4. Сущность, функции и виды денег

Лекции

Необходимость денег и предпосылки возникновения и применения денег. Товарное производство - база существования денег.

Деньги как всеобщий стоимостной эквивалент. Деньги как форма непосредственной обмениваемости. Деньги как самостоятельная форма меновой стоимости. Деньги как внешняя вещная мера труда. Эволюция денежного товара и функциональных форм денег. Процесс демонетизации золота. Роль денег в условиях рыночной экономики.

Дискуссионные вопросы о необходимости, сущности денег и значении золота в современных условиях.

Виды денег и их особенности. Полноценные деньги и их заместители. Бумажные деньги и закономерности их обращения. Кредитные деньги. Понятие кредитных денег, их виды. Сущность банкноты. Сравнительная характеристика векселя и банкноты. Коммерческий вексель и золотой запас как двойственная основа классической банкноты. Перерождение банкнот в бумажные деньги.

Понятие функции денег. Содержание и назначение денег как меры стоимости. Стоимость и цена. Масштаб цен. Перспективы совершенствования функции денег как меры стоимости.

Функция средства обращения. Содержание и назначение данной функции. Факторы, влияющие на сужение сферы использования денег в функции средства обращения.

Функция средства платежа. Деньги как средства платежа в безналичном и налично-денежном обороте. Перспективы использования денег в этой функции.

Функция средства накопления. Виды денежных накоплений. Мировые

2

OK 1, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.4/2

Наименование разделов и тем

Содержание учебною материала, лаб. работы и пр. занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов




деньги. Функции мировых денег: всеобщее платежное средство, покупательное средство, форма абстрактной материализации общественного богатства.

Взаимосвязь функций денег. Роль денег в воспроизводственном процессе.




Тема 5. Денежное обращение

Лекции

Сущность и структура денежного оборота. Выпуск денег в хозяйственный оборот.

Безналичный оборот и его структура. Принципы, экономические и нормативные основы организации безналичного оборота. Формы безналичных расчетов. Основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота. Система безналичных расчетов, ее основные элементы. Платежная система и перспективы ее развития в России.

Экономическое содержание налично-денежного оборота и особенности его организации в России. Кредитный характер современной денежной эмиссии. Эмиссия безналичных денег.

Денежное обращение. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежная база. Скорость обращения денег. Управление обмена. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора. Налично-денежная эмиссия, каналы движения денег.

4

Практические занятия

  1. Безналичный денежный оборот в РФ.

  2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики.

  3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.

  4. Денежный мультипликатор.

1

Самостоятельная работа студента

  1. Проработка учебного материала по конспектам

  2. Изучение учебного материала

  3. Составить реферат и глоссарий по теме лекции

2

Тема 6. Денежная система

Лекции

Характеристика денежной системы и формы ее развития.

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лаб. работы и пр. занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Образовательные технологии




Характеристика денежной системы административно-распределительного типа экономики. Основные черты денежной системы стран с рыночной экономикой: принципы организации и элементы. Элементы денежной системы. Факторы, влияющие на эволюцию денежной системы. Роль государства в формировании денежной системы. Классификация денежной системы. Биметаллизм и монометаллизм, их разновидность и роль. Система неразменных кредитных денег.

Денежная система России. Виды денежных знаков. ЦБ России как эмиссионный центр страны.







Тема 7. Инфляция и

формы её проявления

Лекции

Инфляция как многофакторный процесс. Причины инфляции. Денежные и неденежные факторы инфляции. Роль кредитной системы в развитии инфляции. Внешние факторы инфляции. Сущность экспортируемой и импортируемой инфляции.

Сущность и формы проявления инфляции. Виды инфляции и ее причины.

Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на различные слои населения. Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения. Особенности инфляции в России. Регулирование инфляции.

Антиинфляционная политика: методы, границы, противоречия.

Денежные реформы как способ радикального изменения денежной системы. Факторы, определяющие необходимость проведения денежных реформ. Цели и задачи денежной реформы. Вид денежных реформ. Социально-экономические последствия денежных реформ.

2

информационная лекция

Практические занятия

  1. Всем ли общественно-экономическим формациям присуща инфляция.

  2. Какие условия вызывают возникновение инфляционных процессов.

  3. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей.

  4. Социально-экономические последствия инфляции.

1

семинар - заслушивание и обсуждение рефератов







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одобрено iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм...
Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» (филиал ргупс в г. Туапсе)
Одобрено iconОдобрено
«пцк учебной и производственной практики, профессиональных и специальных дисциплин и модулей»
Одобрено iconОдобрено
Дроботова В. В., председатель пцк «Общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин» гпоу «ижпт»
Одобрено iconОдобрено
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Одобрено iconУроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Одобрено iconУроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Одобрено iconДеловая риторика
Одобрено научно-методическим Советом Димитровградского института технологии, управления и дизайна
Одобрено iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Одобрено научно-методическим советом специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Одобрено iconГорода Омска «Гимназия №140»
Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор бюджетного
Одобрено iconКафедра Организации и технологии коммерции Одобрено
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Одобрено iconУчебное пособие для ученика и учителя 5 класс
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Одобрено iconТематический план учебной дисциплины
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Одобрено iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Одобрено научно-методическим советом специальности 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) оно
Одобрено iconОдобрено на заседании Ученого Совета
...
Одобрено iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Одобрено научно-методическим советом специальности 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) оно
Одобрено iconБрянский базовый медицинский колледж утверждаю одобрено
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск