Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс)





Скачать 275.38 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс)
страница1/3
Дата публикации01.07.2014
Размер275.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно-методический центр

Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики

(элективный курс).


Выполнила: Сергеева В.Е.

Учитель физики МОУ СОШ №4

Г. Удомля Тверской области
Руководитель: Борисов И.И.,

Гл. методист по физике

УМЦ ТОИУУ

Тверь, 2006

Содержание.


Введение.

  1. Исходная ситуация.

Все дети в школе, в классе имеют индивидуально-психологические качества. Делятся на левополушарных и правополушарных, в большей мере на гуманитариев и детей с техническим (математическим) складом ума.

И именно у детей, отдающих предпочтение истории, литературе, биологии, географии – гуманитарным предметам – снижается интерес к техническим наукам, иногда они вообще перестают учить трудно дающийся им предмет, исключают его из своего поля зрения, мотивируя это тем, что в дальнейшем им это не пригодиться, так как они выбирают гуманитарное профильное обучение.

А у учеников, полностью занятых техническими предметами и планирующими в дальнейшем поступать в технические ВУЗы, снижается интерес к гуманитарным предметам.

Передо мной встала задача объединить и заинтересовать детей с различной психологической направленностью. Стимулировать у одних интерес к изучению физики, у других – интерес к гуманитарным предметам. Преодолеть узконаправленное понимание физики как науки. Создать условия, при которых можно глубже видеть связь между различными предметами, сообщение новых знаний, повысить качество обучения.

Прочитав элективный курс ученикам 9х классов, стоящим перед выбором профильного обучения, многих удалось заинтересовать изучением именно физики, и таких новых наук, как астрофизика, биофизика, геофизика, агрофизика, космонавтика, экология.

Содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей, интеллектуальных умений, вызвать положительную мотивацию к учению.

Основным вопросом организации профильного обучения в настоящее время является определения структуры и направления профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать не только стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (что ведет к созданию большого числа различных профилей), но и ряд факторов, сдерживающих такую дифференциацию образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и т.д.

В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых для завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Концепция деятельности.

I. Пояснительная записка.

Современный этап развития нации характеризуется возрастающей связью и взаимопроникновением наук, и особенно связью физики с другими отраслями знаний. Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы имеют решающее значение для всех естественных наук.

Систематическая связь учебных дисциплин убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что они не оторваны друг от друга, а с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир; совокупность полученных ими результатов даёт нам общее представление о мире.

Знания, полученные на уроках физики применяются на уроках алгебры, геометрии, химии, биологии, географии, астрономии. Даже такие гуманитарные предметы как история и литература знакомят учащихся со многими вопросами, общими для физики, но освещают их с иных точек зрения.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением. Чтобы физические понятия были хорошо усвоены учащимися, необходимо иллюстрировать их материалом из окружающей действительности – природы быта, наук, изучаемых в школе. В связи с этим, межпредметная связь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение – она состоит в развитии мышления учащихся, обеспечивает формирование цельного представления о явлениях природы, делает знания более глубокими, повышает интерес к изучению физики. Глубокая связь физики с другими науками вызвана появление новых отраслей знаний: астрофизики, биофизики, геофизики, космонавтики, агрофизики.

II. Цели и задачи проведения курса.

  1. Изучение одних предметов способствует подготовке учащихся к изучению других.

  2. Преемственность в развитии у учащихся научных понятий и выработка у них обобщённых умений и навыков.

  3. Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.

  4. Единство требований к усвоению знаний и овладению общими умениями и навыками.

  5. Широкое использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.

  6. Устранение дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.

  7. Показ общности методов исследования, применяемых в различных науках и раскрытие их специфики.

  8. Раскрытие взаимосвязи явлений, изучаемых на уроках по различным предметам, показ единства материального мира.

  9. Необходимость единой трактовки научных понятий определений, единых общеметодических требований к процессу обучения: культуре речи, письма, математических вычислений.

  10. Способствует более глубокому усвоению и формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации.

III. Способы осуществления межпредметных связей.

  1. Обращение к знаниям, приобретенным ранее.

  2. Решение задач, требующих применения знаний, полученных при изучении других дисциплин.

  3. Выполнение экспериментальных работ, требующих комплексного применения знаний.

  4. Проведение экскурсий межпредметного характера.

  5. Повторение обобщающего характера, при которых объединяются в одно целое знания, полученные при изучении различных предметов.

  6. Ознакомление учащихся с историей выдающихся изобретений и ученых.

IV. Планируемые результаты.

  1. Дать учащимся систему знаний, включающую основы физики на современном уровне её развития: описание физических явлений; важнейшие законы; главные физические теории; фундаментальные опыты и факты; сведения из истории физики и об основных открытиях; методы физических исследований и практическое применение рассмотренных связей и закономерностей.

  2. В процессе изучения межпредметных связей обогатить память учащихся, развить их мышление, творческие способности.

  3. Сформировать научное мировоззрение учащихся, которое как раз и включает в себя раскрытие связей между явлениями и законами природы.

  4. Осуществить политехническое образование учащихся, научить применять физические явления в технике и практической жизни людей, подготовить к выбору профессии.

Выводы
Элективный курс был опробирован на учениках 9х классов УСОШ №4 г. Удомля качестве предпрофильной подготовки в количестве 18 часов.

Курс посетило 20 человек из четырёх девятых классов, из них 8 человек собираются в физико-математический класс, 6 человек – в химико-математический, 6 человек – в экономико-правовой класс.

Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты.

Рецензии учеников прилагаются (Приложение 1).

Планирование.

  1. Связь курсов физики и математики (алгебры).

Современная физика развивается в тесной связи с математикой. «Математика – это не только язык физики, это язык и логики вместе». Математические методы широко используются в физике как для обработки опытного материала, так и для обработки теории.

Межпредметная связь между школьными курсами физики и математики содержит большие возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин. Поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения. При этом важно стремиться к тому, чтобы одни и те же научные понятия, используемые в физике и математике, получали бы согласованную, взаимно дополняющую трактовку.

Среди многих вопросов методики обучения физике, которые могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики, играют большую роль следующие понятия:

    1. Функциональной зависимости.

Способы задания функций – таблицей, графиком, формулой.

Математические функции в курсе физики.

Математическая

функция













Физические

формулы

вида этой

функции





при












Изучаются функции вида , . Координаты точки являются функцией времени - кинематическое уравнение движения точки.

Задача. Записать в координатной форме уравнение - зависимость скорости от времени, построить график.

=1м/с, a=2м/с




0

1

2

3

4

5



1

3

5

7

9

11




    1. Понятие вектора.

Поступательное движение представляет собой параллельный перенос, характеризуемый вектором перемещения

, , .

Векторная форма уравнений в сочетании с рисунком раскрывает физическую ситуацию в задаче. Эта форма облегчает алгебраическую запись уравнения движения или условия равновесия.

Сложение векторов.









Если физическая величина имеет направление, то – это вектор, если нет – это скаляр. Векторные величины: путь, скорость, направление; скалярные: время, давление.

Задача. Даны две силы, направленные под углом друг к другу. Найти равнодействующую.





    1. Прямая и обратная зависимость.

, , - делимое, - делитель, - частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. .

    1. Запись численного значения величины, используя степень числа 10.



    1. Приближённые вычисления

Математика требует выполнять все вычисления точно, нужно дать навыки приближённых вычислений.

,

при вычислениях
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconГосударственное образовательное учреждение Тверской областной институт...
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПроводят после ее изучения на теоретических уроках
«Гродненский областной учебно-методический центр профессионально-технического образования»
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПрограмма элективного предмета для учащихся 9 классов
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПсихология человека в современном мире том 6 Духовно-нравственное...
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconПрограмма профессиональная подготовка
Министерство здравоохранении России Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconСанкт-петербургский государственный электротехнический университет...
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconРеферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями...
Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской...
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconЭлективный курс «Компьютерное моделирование свободных и вынужденных электромагнитных колебаний»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconОбластное государственное учреждение социального обслуживания «Владимирский...
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс) iconЭлективный курс для 7 класса «Секреты русского речевого этикета»
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск