Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации





Скачать 71.48 Kb.
НазваниеФормы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации
Дата публикации20.09.2014
Размер71.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации .

В настоящее время всё чаще сталкиваемся с ситуацией, когда учащиеся не выполняют домашние задания. Все знания, получаемые ими, определяются уроком. В итоге же , ученик выходит на итоговую аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ. Следовательно, урок и контроль знаний необходимо организовать, учитывая современные требования. В зависимости от комплектации классного коллектива, т.е. учитывая уровень подготовленности детей, контроль может быть индивидуальным, фронтальным или комбинированным.

К сожалению, ученики плохо владеют устной речью, устный опрос на уроке, в традиционной форме проходит тяжело и отнимает много времени. Но отказываться от него полностью нельзя. Мы всё чаще прибегаем к фронтальным письменным опросам, «убивая двух зайцев» - проверяем знания у всех и повышаем накапляемость оценок. При этом интереса к предмету не стимулируем.

Поработав в различных классах, разных учебных заведениях, на сегодняшний день для меня наиболее приемлемым является двух уровневый контроль знаний ученика. Весь учебный материал разбивается на фрагменты (темы), имеющие общее логическое и смысловое значение, например, учебный материал 9 класса :

1.Основы кинематики;

2.Основы динамики;

3. Механические колебания;

4. Механические и звуковые волны ;

5. Электромагнитное поле;

6. Строение атома и атомного ядра.

После изучения каждого раздела первым этапом контроля знаний является зачёт, если есть по теоретической части. Его можно проводить в форме беседы индивидуальной, групповой или фронтальной; это могут быть, даже, выступления и доклады с последующим обсуждением.

Например, после изучения темы «Основы кинематики»,9 класс, проводится урок – зачёт, учащимся предварительно сообщаются вопросы, на которые они должны подготовить ответы. Цель урока - сформировать целостное представление о законах движения, проверить и оценить знания учащихся, урок проводится в форме групповой беседы. Для подготовки к уроку учащимся предлагаются следующие вопросы:

Зачётная работа «Основы кинематики».

1.Что такое материальная точка?

2.Какое движение называется поступательным?

3.Что такое система отсчёта?

4.Что такое путь?

5.Что такое перемещение?

6.Что из них является скалярной величиной, что - векторной?

7.Какое движение называется равномерным прямолинейным?

8.Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения?

9.Что называется средней скоростью?

10.Что называется мгновенной скоростью?

11.Чему равно перемещение тела при неравномерном движении?

12.Какое движение называют прямолинейным равнопеременным?

13.Что характеризует ускорение?

14.Какова единица ускорения в СИ?

15.Что является графиком зависимости проекции скорости прямолинейного равнопеременного движения от времени?

16.Что показывает наклон графика скорости при прямолинейном равнопеременном движении?

17.Как по графику скорости определить перемещение тела при прямолинейном равнопеременном движении?

18.Что означает выражение «траектория движения относительна»?

19.Сформулируйте правило сложения перемещений.

20. Сформулируйте правило сложения скоростей.

Второй этап проверка умений и навыков при решении задач и выполнении лабораторных работ. Здесь можно использовать и традиционные контрольные работы, и работы в форме ГИА и ЕГЭ, и задания повышенной сложности, требующие творческого, нестандартного подхода. Например, проверяя в традиционной контрольной работе знание законов равнопеременного движения можно предложить следующую задачу:

Скорость автомобиля за 10 секунд увеличилась с 36 км/ч до 54км/ч. определите ускорение автомобиля.

Задание предполагает следующее решение:

Дано: СИ Решение:

t= 10с а = (V-V0) / t

V= 54 км/ч 15 м/c а = (15м/с – 10м/с)/ 10с=0,5м/c2

V= 36км/ч 10 м/c Ответ: 0,5м/c2

Предлагая работу в форме ГИА или ЕГЭ , данное задание может быть сформулировано следующим образом:

1.Какое из приведённых ниже уравнений описывает ускорение тела?

  1. а = (V-V0) / t

  2. а = (V-V0) / S

  3. а = (V+V0) / t

2. Выразите значение скорости 54 км/ч в м/c .

1. 10 м/c

2. 1,5 м/c

3. 15 м/c

3. Скорость тела изменилась от 36км/ч до 54 км/ч за 10 секунд, чему равно ускорение.

1. 0,5м/c2

2. 5м/c2

3. 1 м/c2

Для учащихся обладающих более глубокими знаниями можно предложить задание повышенной сложности :

Автомобиль начинает движение из состояния покоя и движется равноускоренно. На первом километре пути его скорость возросла до 10м/с. На сколько она возрастёт на втором километре?

Дано: СИ Решение:

V0=0 a – постоянная величина

V1 = 10м/c a= (V12- V02)/ 2S

S1=1км 1000 м а=0,05м/c2

S2=1км 1000м V2= √2aS + V02

Найти: ∆V V2= 14.1 м/с ∆V= V2 - V1 = 4,1 м/с

Ответ: скорость изменилась на 4,1 м/с .

Если проверка знаний проходит в форме лабораторной работы, задание предлагается , либо в виде плана пошаговых действий, либо сформулирована проблема, необходимо предложить и реализовать её решение, обязательным элементом являются контрольные вопросы. Примером такой лабораторной работы может служить «Изучение равномерного движения тела», данная работа с успехом может быть проведена и в 7-ом классе, имеющем хорошую математическую подготовку, и в 9-ом. В данной работе сформулирована проблема - доказать, что воздушный пузырёк движется равномерно; предлагается порядок выполнения практических действий; анализ учащиеся должны выполнить самостоятельно и сделать вывод; ответить на контрольные вопросы.

« Изучение равномерного движения тела»

Приборы и материалы: Стеклянная трубка длиной 20 – 25 см, диаметром 7-8 мм, заклеенная с обоих концов пластилиновой пробками; миллиметровая линейка длиной 25 см; брусок небольшого размера или обычный ластик; бумажные ленты соответствующей длины; два резиновых колечка; метроном (один на весь класс) .

Задание 1. Доказать, что воздушный пузырёк движется равномерно.

На линейку положить бумажную ленту, а сверху - трубку с водой. ( Трубка заполняется водой так, чтобы в ней оставался небольшой пузырёк воздуха.) Закрепить эту систему резиновыми колечками. Слегка постучите по линейке, добейтесь отделения пузырька от пластилина. Затем расположите линейку горизонтально, начинайте слегка приподнимать один конец. Пузырёк при этом должен располагаться в другом конце трубки. Приподнятый конец линейки положите на небольшой брусочек или ластик, который должен лежать плашмя. Когда система окажется в спокойном состоянии под наклоном, пузырёк начнёт медленно перемещаться (плыть) вверх.

Включите метроном и с каждым ударом отмечайте положение воздушного пузырька на бумажной ленте.

Снимите бумажную ленту и проведите вдоль неё оси координат ( например, ось ОХ), предварительно выбрав начало отсчёта. Определите координату каждой отметки. Данные занесите в таблицу.

t, с

0

1

2

3

4…………..

х1,см
















х2,см
















На осях координат х(t) постройте графики движения пузырька воздуха. Проверьте, выполняется ли в данном случае определение равномерного движения. Вычислите скорость движения пузырька воздуха.

Задание 2. Сравните скорость движения пузырька воздуха при разных наклонах системы.

Проделайте эксперимент, положив брусок не плашмя, а на боковую грань. Увидите, что пузырёк воздуха в этом случае передвигается быстрее. По ударам метронома отмечайте на бумажной ленте положения пузырька. Данные занесите в таблицу.

На тех же осях координат постройте график движения. Сравните наклоны графиков в первом и втором опыта. Вычислите скорость движения пузырька воздуха.

Контрольные вопросы.

  1. Какое движение называется равномерным прямолинейным?

  2. Что представляет график зависимости скорости от времени при равномерном прямолинейном движении?

  3. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения?

В результате выполнения работы формируются практические навыки; учащиеся проводят анализ полученных экспериментальных данных графическим способом, что как правило, вызывает сложности, даже, при решении задач; поверяется знание теоретического материала.

Таким образом, в 9 классе запланировано 6 зачётных и 6 контрольных работ.

Такой подход подразумевает повторение изученного материала неоднократно, качество знаний повышается. Плюс, на итоговой аттестации ученики должны владеть базовыми знаниями – определения, законы, понятия, физический смысл величин, что проверяется на первом этапе контроля; должны уметь применять свои знания на практике – вторая часть контроля знаний.

Ряд физических величин и понятий повторяем на разных этапах обучения, в различных темах. Это масса тела, скорость, ускорение, путь и перемещение, сила, мощность, работа, энергия – встречаются нам и в механике, и в электродинамике, и в молекулярной физике. Такое многократное повторение приводит к лучшему пониманию и усвоению физического смысла.

Итоговая аттестация в форме ГИА дважды проводилась в 7-х классах, единожды в 8-х классах. Её результаты показали, что наиболее проблемным является применение практических навыков, формулировка выводов при выполнении практической части. На уроках ученики, как правило, выполняют лабораторные работы в паре, на экзамене возникает растерянность, даже боязнь и паника. Считаю, что контроль знаний в форме лабораторных работ необходим, кроме практических навыков он формирует живой интерес к предмету. Мы хорошо понимаем только то, что видим, а здесь получается и прочувствовать.

Проанализировав результаты работы, для себя прихожу к выводу, что контроль знаний на уроке должен быть систематическим, иметь определённую форму (например, двухуровневую), которую можно легко трансформировать, учитывая цели, задачи, важность материала. Ученики привыкают, чётко понимают требования, предъявляемые к их знаниям, отрабатывают изучаемую проблему дома, т.е. выполняют домашнее задание. Проводя контроль знаний в традиционной форме, объединяя теоретический материал и практическую часть в одну работу, я получала не удовлетворяющий ни меня, ни ученика результат. Выполнить такой объём работы за урок посильно не многим, большая часть учеников выполняют только часть заданий, отсюда и их справедливый вопрос: «Сколько мне надо сделать, чтобы получить положительную оценку?» Ученик не должен бояться проверки его знаний, а, следовательно, задавать подобные вопросы. Поэтому я контролирую знания учащихся поэтапно , в результате они лучше готовы к уроку, уверены в своих силах и повышается их уровень подготовленности к итоговой аттестации.

МОУ «Гатчинский Лицей № 3»

Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации.

http://allforchildren.ru/pictures/school22_s/school2213.jpg

Бондаренко О.Н.

Учитель физики 1 категории

г. Гатчина

2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconО формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости...
ОУ, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся....
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconПорядок проведения государственной аттестации в 9х классах
Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconТестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconОб утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости,...
По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconУтверждено
У кмл, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconПриказ Министра образования и науки рк от 09. 2006 г. №481 Об утверждении...
Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconРешение по данному вопросу принимается педагогическим советом школы....
Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconАнализ проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconО формах проведения экзаменов по выбору во время проведения государственной...
Российской Федерации; Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconПоложение о порядке проведения вступительных испытаний в государственное...
Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан...
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации icon2. Требования к оформлению итоговой работы
Подготовка и защита итоговой работы является одним из видов итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка итоговой и переводной аттестации iconО проведении текущего контроля знаний и итоговой аттестации слушателей...
Контроль и учёт знаний, умений и навыков слушателей при обучении является необходимым компонентом учебного процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск