Решение энергетической проблемы в Калининградской области





Скачать 112.79 Kb.
НазваниеРешение энергетической проблемы в Калининградской области
Дата публикации17.10.2014
Размер112.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Практическая часть сетевого проекта

«Современный урок: кейс-метод»

Учитель

Лопушнян Герда Анатольевна

Школа

МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградской области

Предмет

физика

Класс

11

Тема урока

Решение энергетической проблемы в Калининградской области

Цель урока

  • Расширить представление учащихся об имеющихся в Калининградской области видах энергоресурсов.

  • На основе представленного материала установить, какие энергоресурсы наиболее рентабельно использовать в области в современное время.

Задачи

  1. Отработка умений и навыков учащихся анализировать предложенный материал и делать собственный вывод.

  2. Совершенствование умений и навыков учащихся по представлению полученного результата, обоснованию собственной точки зрения по разрешаемой проблеме.

  3. Развитие умений и навыков участвовать в дискуссии.

Техническое обеспечение

Класс оснащенный компьютерами (н-р, мобильный компьютерный класс), мультимедиа аппаратура или интерактивная доска.

Время

2 урока (по 45 мин)

Вид кейса

Научно-исследовательский кейс

Тип кейса

Аналитический кейс (Case-incident method)








Вступление учителя
В 2008 году потребление электроэнергии в Калининградской области составило 3973 млн.кВт.ч, при этом выработка электроэнергии собственными энергоисточниками составила 2829 млн.кВт.ч., остальную часть электрической энергии приобретали в других странах (особенности географического положения Калининградской области).

Нехватка электроэнергии может привести к остановке производства, расположенного на территории области, привести к сбою привычной жизни граждан и т.д. Поставка электроэнергии из других стран лишь частично решает энергетический «голод» области.

Проблема: Для предупреждения в Калининградской области энергетического кризиса необходимо строительство дополнительных электростанций. Решит ли строительство Балт.АЭС данную проблему (строительство БалтАэс начато в 2010 году), насколько?
Задание группам
В нашей школе создаются экспертные группы для решения возникшей проблемы в разрешении надвигающегося энергетического кризиса.

Каждая группа экспертов на основе предложенного материала (имеющейся другой информации по данной проблеме) должна установить наиболее выгодный вид энергоресурса для Калининградской области.

Протокол решения поставленной проблемы будет оформляться через заполнение предложенной таблицы 1(электронный вариант).

Обучающиеся должны ознакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них и также на найденную свою информацию, определить по совокупности предложенной информации наиболее на сегодня рентабельный энергетический ресурс, который нужно развивать в Калининградской области.

Таблица 1

Протокол заседания экспертных групп




Вопросы

Возможно ли осуществление такого проекта с инженерной

точки зрения

Географическое положение

Калининградской области

(обособленность области)

Стоимость проекта

(затраты)

Экологическая составляющая проекта

Возможная экономическая прибыль

(инвестиции)

Человеческий

ресурс

Выводы

Есть ли кадры

Готовность населения к новому

проекту

за

против



Проблему можно решить расширением существующей уже ТЭЦ (н-р, строительство дополнительных блоков ТЭЦ)






























Развитие в области ГЭС






























Развитие в области ветроэнергетики






























Развитие в области приливных станций






























Развитие в области атомной энергетики






























Другие альтернативные энергоисточники





























Работа с кейсом
За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия «Решение энергетической проблемы в Калининградской области». Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней.

После вводного слова учителя в начале урока, определения целей и задач урока для учащихся (5 минут), школьники распределяются по группам и получают сам кейс.

1этап: изучение содержимого кейса учащимися кейса в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы, заполнение отчетных таблиц. Преподаватель может осуществлять консультацию по необходимости. Продолжительность этапа занятия 30 минут.

2этап: подготовка групп к отчету о проделанной работе, (работа с доской, компьютером и т.д.), продолжительность этапа занятия 5 минут.

3этап: отчет групп о проделанной работе, обязательно с аргументацией полученного вывода, продолжительность этапа занятия 30 - 35 минут.

4 этап: итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений.
Критерии оценивания работы групп
Критерии оценивания работы групп представлены в первой строке таблицы 2. Бонусные баллы присуждаются только той группе, которая привела четкую доказательную базу своего рения (могут быть не реализованы на занятии).

Таблица 2

Критерии оценивания работы групп



группы

Четкое фиксирование ответов на поставленные в таблице ответы

Вывод

(полный не полный)

Аргументация полученного результата

Результат командой работы

Умение вести диалог

с представителями других команд

Бонусы,

штрафы

Итог

Критерии оценивания работы групп

От 1до 5

за каждый вопрос таблицы

От 1до 5

От 1до 5

От 1до 5

От 1до 5

До 5 баллов по совместному решению всех участников мероприятия




Группа 1






















Группа 2






















Группа 3






















Группа 4























Соблюдение регламента выступления -1 балл.

Если кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафные очки от 1 до 5.

Учитель отвечает за соблюдение протокола.

Все заработанные баллы и штрафные очки заносятся в сводную таблицу 2.

Побеждает та группа, которая наиболее эффективно работала и набрала наибольшее количество баллов.

Итоги занятия подводит учитель.
Содержание кейса


  1. Физика 11. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Мякишев Г.Я.

  2. Ковальчук В. Энергетические ресурсы Калининградской области. Реферат ученика МОУ гимназии №7 г. Балтийска, 2011, с.4.

  3. Электронные ресурсы:


Ковальчук В.

МОУ гимназия №7 г. Балтийска, реферат по физике «Виды энергетических ресурсов, имеющихся в Калининградской области» (в сокращении).

В Калининградской области существует большое многообразие энергетических ресурсов: ветроэнергетика, гидроэнергетика, топливная энергетика. Рассмотрим их подробно.

Ветроэнергетика. Ветроэнергетика – это экологически безопасное использование энергии ветра. В Калининградской области ветровая электростанция находится в поселке Куликово – это станция самая большая в России. На территории более 20 га 8 лет работают ветряки, которые были завезены в Калининградскую область после 8 лет службы в Дании. Мощность ветроэлектростанции нескольким больше 5 МВт. Если скорость ветра меньше 5 м/сек., ветрогенератор автоматически отключается. Средняя стоимость 1 кВт.ч ветроэнергии в 1,5 раза выше стоимости энергии, получаемой на ТЭС. В ряде приморских стран, например, в Бельгии, Голландии, ветроустановки распространены очень широко. В Дании их общая мощность достигает более 500 МВт, что сопоставимо с мощностью всех ТЭЦ Калининградской области, которая, кстати, обладает почти такими же потенциальными ветроэнергетическими возможностями.В Калининградской области возможно строительство еще большего количества ветряков это показывают приведенные характеристики, т.к. практически вся территория Калининградской области обладает значительным ветроэнергетическим потенциалом (более 100 Вт/м2), позволяющим использовать энергию ветра для получения электроэнергии. Но наиболее эффективно это можно осуществлять в прибрежной зоне, где ветроэнергетический потенциал особенно высок. По оценкам специалистов, технические возможности современных ВЭУ в районе Балтийска позволяют довести расчетную выработку электроэнергии до 8,8 МВт, а в районе Пионерского - до 7,9 МВт в год. ka_21вет

Гидроэнергетика - электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. До Второй мировой войны на территории ныне Калининградской области действовали 19 ГЭС (общая мощность ~20 МВт). После войны многие ГЭС были разрушены, работали лишь Правдинская-3 (Р=11МВт) и Правдинская-4 (Р=3МВт). Но потом Калининградскую область подключили к единой энергосистеме Советского Союза, и гидростанции забросили.

В настоящее время специалисты провели оценку восстановления Правдинского каскада ГЭС на реке Лаве с общей проектной мощностью 10,2 МВт. Начаты также работы по восстановлению Озерской ГЭС на реке Анграпа.

Исследования показали, что реки, стекающие со 150-200-метровых высот Вармийской и Виштынецкой возвышенностей, имеют довольно высокий гидротехнический потенциал. Это в первую очередь реки Лава и Анграпа. Также можно использовать потенциал меньших по размеру рек - Майской, Резвой, Путиловки, а также Красной и Писсу. Они в своих верховьях при достаточно больших уклонах имеют средние скорости течений 0,5–0,6 м/с, которые заметно увеличиваются при весеннем половодье и во время сильных дождей. За счет эрозии реки выработали здесь довольно глубокие долины, что создает благоприятные условия для строительства плотин.

Расчеты показывают, что если ввести в действие все прежде существовавшие ГЭС и построить ряд новых станций на других малых реках (всего около 25), то можно достичь суммарной мощности всех ГЭС не менее чем 30–35 МВт. При общем потреблении электроэнергии в Калининградской области в год около 4500 МВт доля гидроэлектростанций составит примерно 1–1,2%. Конечно, это немного, но если сравнивать с мощностью местных ТЭЦ, то доля будущих ГЭС возрастает до 6%.

Топливная энергетика включает комплекс отраслей, занимающихся добычей, переработкой и реализацией топливно-энергетического сырья и готовой продукции. Включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленность. рисунок2(1)

Топливно-энергетический комплекс Калининградской области полностью основывается на привозном топливе, это очень дорого, (ТЭЦ – 2 в Калининграде, ГРЭС –2 в Светлом).

Завоз угля и мазута является сложным и дорогостоящим: транспортные расходы сравнимы со стоимостью топлива. Также топливные электростанции сильно загрязняют окружающую среду. Раньше энергии производимой областью не хватало, и поэтому Калининградская область находилась в энергетической зависимости от государств Балтии и Белоруссии. Через их территории осуществляется транзит с основной территории Российской Федерации, 100 % природного газа, нефтепродуктов и угля. Калининградской ТЭЦ-2 – 2689 млн.кВт.ч. Остальная часть энергии восполнялась поставками с Игналинской АЭС Литовской Республики.

В настоящее время введен в эксплуатацию второй энергоблок ТЭЦ-2, С его вводом Калининградская область вышла на самообеспечение электроэнергией, но при этом все равно растет потребность в электроэнергии, что заставляет нас задуматься.

Атомная энергетика — это отрасль энергетики, занимающаяся производством электрической и тепловой энергии путём преобразования ядерной энергии.

Это сложное производство, включающее множество промышленных процессов, которые вместе образуют топливный цикл. Существуют разные типы топливных циклов, зависящие от типа реактора и от того, как протекает конечная стадия цикла. Обычно топливный цикл состоит из следующих процессов. В рудниках добывается урановая руда. Руда измельчается для отделения диоксида урана, а радиоактивные отходы идут в отвал. Полученный оксид урана (желтый кек) преобразуется в гексафтоpид урана - газообразное соединение. Для повышения концентрации уpана-235 гексафтоpид урана обогащают на заводах по разделению изотопов. Затем обогащенный уран снова переводят в твердый диоксид урана, из которого изготавливают топливные таблетки. Из таблеток собирают тепловыделяющие элементы (твэлы), которые объединяют в сборки для ввода в активную зону ядерного реактора АЭС. Извлеченное из реактора отработанное топливо имеет высокий уровень радиации и после охлаждения на территории электростанции отправляется в специальное хранилище. Предусматривается также удаление отходов с низким уровнем радиации, накапливающихся в ходе эксплуатации и технического обслуживания станции. По истечении срока службы и сам реактор должен быть выведен из эксплуатации (с дезактивацией и удалением в отходы узлов реактора). Каждый этап топливного цикла регламентируется так, чтобы обеспечивались безопасность людей и защита окружающей среды.

Итак, атомная энергия экологически наиболее чистая, самая дешевая, вероятность аварии на АЭС очень низкая, и существует техническая вероятность предусмотреть меры безопасности населения, если она все же произойдет. Существует реальная возможность безопасного захоронения и хранения РАО и вывода из эксплуатации отработавших свой срок блоков.

В данный момент в Калининградской области решено построить Балтийскую АЭС в составе двух энергоблоков предполагается разместить в 12 км к юго-востоку от г. Неман. Уже началось строительство, возведение первого блока Балтийской АЭС намечено на 2010-2016 годы, а второго - на 2012-2018 годы. АЭС предназначена для обеспечения электроэнергией Калининградской области и для поставок энергии на экспорт.

Этот проект будет инвестироваться также государствами, которые в будущем планируют подключиться к этой станции


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconКонкурс методических разработок конкурсная работа Решение энергетической...
Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году. В настоящее время кейс-метод...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconЗакон калиниградской области
Об энрегосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории калининградской области
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconКонкурс проводится Министерством образования Калининградской области...
В целях совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи, выявления и поддержки талантливых...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconДоклад Губернатора Калининградской области Н. Н. Цуканова об итогах...

Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconО работе Правительства Калининградской области по развитию физической...
Одним из важных направлений реализуемой Правительством Калининградской области социальной политики является развитие физической культуры...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconО реализации оцп «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности...
Ышении энергетической эффективности на территории Костромской области», постановлением администрации области от 30. 12. 2010 г. №464-а...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconРоссийская Федерация Правительство Калининградской области министерство образования
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное организация калининградской области для обучающихся с нода,...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconКонкурс проводится Министерством образования Калининградской области...
О проведении регионального конкурса видеоматериалов в сфере преподавания духовно-нравственных дисциплин и духовно-нравственного воспитания...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения междуреченская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Междуреченская сош калининградской области
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по Калининградской области в 2013 году 5
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по Калининградской области в отчетном финансовом году 6
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconДоклад губернатора Калининградской области Н. Н. Цуканова о работе...
Рыбная отрасль является одной из основ экономического развития Калининградской области. Он включает в себя предприятия по рыбодобыче...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconРешение задач на определение средней суточной (годовой) температуры и амплитуды температур
Определить среднюю годовую температуру и амплитуду температур в Калининградской области
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconК городской целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической...
Информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 5
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconПрограмма научного семинара «Актуальные проблемы управления энергетической и сырьевой компанией»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научный семинар, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Решение энергетической проблемы в Калининградской области iconОтчет калининградского регионального отделения Общероссийской общественной...
Калининградской области, руководители комитетов и сотрудники Государственно-правового управления Калининградской областной Думы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск