Скачать 181.07 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно- методической работе п\п А.Л. Гудков «06» июля 2013 г. Рабочая программа дисциплины Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии Профессиональный цикл, базовая часть Направление подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Профиль подготовки Тепловые электрические станции Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Факультет судостроения и энергетики Кафедра-разработчик: кафедра судовых энергетических установок и теплоэнергетики Калининград 2013 1.Цель освоения дисциплины Цель дисциплины состоит в формировании у обучающихся знаний и умений в области перспективы использования альтернативных источников энергии, что позволит стимулировать их деятельность для развития этого направления техники и технологии. Основными задачами изучения дисциплины являются: овладение студентами знаниями о характеристиках и особенностях нетрадиционных источников энергии, современными методами их использования, проблемами и перспективами развития нетрадиционной энергетики, освоение методов расчёта установок альтернативной энергетики и оценки их эффективности. 2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» входит в состав базовых дисциплин профессионального цикла ООП. При её изучении используются знания, умения и навыки, полученные при освоении таких дисциплин математического и естественнонаучного цикла как «Математика», «Физика», «Химия», «Экология», а также дисциплин профессионального цикла: «Техническая термодинамика», «Тепломассообмен», «Гидрогазодинамика». Знания и навыки, полученные при освоении дисциплины, будут использоваться при изучении профессиональных дисциплин, в процессе прохождения производственной практики, при выполнении выпускной квалификационной работы, а также в процессе профессиональной деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» у обучающегося формируются следующие общекультурные ( ОК ) и профессиональные ( ПК ) компетенции ( и их элементы, предусмотренные ФГОС ВПО: - способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ( ОК-1 ); - способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в прфессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ( ПК-2 ); - способность к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата ( ПК-18 ). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные нетрадиционные источники энергии, их энергетический потенциал, принципы и методы практического использования; Уметь: рассчитывать тепловые схемы объектов с нетрадиционными источниками энергии; Владеть: проблематикой применения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. 4. Структура и содержание дисциплины «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». 4.1 Структура дисциплины Дисциплина изучается в пятом семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы, 144 часа. Аудиторные занятия ( АЗ ) – 74 часа, самостоятельная работа студентов ( СРС ) – 70 часов. Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.
ПЗ*- практические занятия. 4.2 Теоретические занятия (лекции )
4.3 Практические занятия
4.4 Лабораторные работы Лабораторный практикум программой не предусмотрен 4.5 Самостоятельная работа
5. Образовательные технологии. Рост народонаселения и промышленного производства на нашей планете требует всё большего потребления энергоресурсов. Однако современные традиционные энергоресурсы, такие как органическое топливо и ядерная энергия, являются исчерпаемыми и не могут в перспективе удовлетворить возрастающие потребности общества. К тому же их производство становится всё более дорогостоящим и экологически небезопасным. В этих условиях человечество обращает всё большее внимание на необходимость более широкого использования НВИЭ. В настоящее время доля НВИЭ в мировом энергобалансе составляет примерно 10-12%. Увеличение этой доли осложняется рядом специфических свойств НВИЭ, которые требуют разработки надёжных и экономически целесообразных технологий их преобразования в тепловую, механическую и электрическую энергию. На решение этой проблемы направлены усилия научно- исследовательских организаций во всех развитых странах мира. С результатами этих работ должны быть ознакомлены студенты, будущие специалисты в области теплоэнергетики и теплотехники. На вводной лекции рассматриваются проблемы современного энергобаланса в мире, в России, в Калининградской области. Даётся классификация НВИЭ, оценивается валовой, технический и экономический потенциал каждого из них. Все последующие лекции посвящаются изучению характеристик, особенностей и возможных технологий использования в народном хозяйстве основных видов НВИЭ: солнечной энергии, энергии ветра, геотермальной энергии, энергии биомассы, энергии малых ГЭС и энергии океана. Рассматриваются возможности использования вторичных энергоресурсов, аккумуляции и передачи энергии. Материал всех лекций сопровождается историческими справками и примерами практического использования каждого из видов НВИЭ в России и за рубежом Практические занятия являются формой, направленной на закрепление теоретических знаний в области применения разработанных технологий получения тепловой и электрической энергии для нужд промышленности, транспорта и в жилищно-коммунальном хозяйстве. На практических занятиях решаются задачи по расчёту различных устройств и агрегатов на базе НВИЭ и заслушиваются подготовленные студентами по заданию преподавателя доклады по имеющимся технологиям применения и проектам их использования. Тематика этих докладов строго согласуется с тематикой лекций и является дополнением к теоретическому материалу, излагаемому на лекциях. В рамках СРС каждый студент по индивидуальному заданию решает ряд задач с последующей защитой решений у преподавателя. Методические указания по выполнению индивидуальных заданий разработаны кафедрой (см. раздел 7). Помимо этого каждый студент пишет реферат по одной из проблем использования НВИЭ в промышленности и в жилищно-коммунальном хозяйстве с защитой его в конце семестра. Тематика рефератов представлена в УМКД. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости используются оценки преподавателем докладов на практических занятиях и проверка хода выполнения в рамках СРС индивидуальных заданий. По результатам этих оценок и после защиты реферата в последние недели семестра осуществляется допуск к экзамену. Результаты освоения дисциплины студентом оцениваются дифференцированно во время экзаменационной сессии. Методические указания по выполнению индивидуальных домашних заданий, тематика докладов и рефератов, экзаменационные вопросы представлены в УМКД. 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» а) основная литература: 1. Сибикин Ю.Д. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Учебное пособие/ Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. –М.: ИП Радио Софт, 2009. - 232 с. 2. Безруких П.П. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России / П.П. Безруких, Ю.Д. Арбузов, Г.А. Борисов и др. – СПб.: Наука, 2002. -314 с. б) дополнительная литература: 1. Быстрицкий Г.Ф. Общая энергетика: Учебное пособие / Г.Ф. Быстрицкий. –М.: КНОРУС, 2010. -296 с. 2. Твайдел Д. Возобновляемые источники энергии / Д. Твайдел, Уэйр. –М.: Энергоатомиздат, 1990. -390 с. 3. Виссарионов В.И. Экологические аспекты возобновляемых источников энергии / В.И. Виссарионов, Л.А. Золотов. –М.: МЭИ, 1996. -156 с. 4. Шефтер Я.И. Использование энергии ветра / Я.И. Шефтер. –М.: Энергоатомиздат, 1983. -200с. 5. Коробков В.А. Преобразование энергии океана / В.А. Коробков. –Л.: Судостроение, 1986. -280 с. 6. Геотермальное теплоснабжение / А.Г. Гаджиев, Ю.Н. Султанов, П.Н. Ригер и др. –М.: Энергоатомиздат, 1984. -120 с. 7. Оборудование ГЭС: Учебное пособие \ А.Ю. Александровский, Ю.А. Заболоцкий, Н.И. Матвиенко и др. под ред. В.И. Обрезкова. –М.: МЭИ, 1992. -87 с. 8. Альбом для проектирования установок солнечного горячего водоснабжения / В.К. Аверьянов, А.И. Тютюнников, А.В. Синица и др. –СПб –Тула, 1992. -55 с. 9. Оборудование нетрадиционной и малой энергетики: справочник –каталог / Ю.Д. Арбузов, П.П. Безруких и др. –АО «Новые и возобновляемые источники энергии», 2002. -381с. 10. Селин В.В. Теплотехника. Учебник для вузов / В.В. Селин. – Калининград: ОГУП «Калинингр. кн. изд.», 2001. -381 с. 11. Иванов А.В. Организация обращения с твёрдыми бытовыми отходами ( Российский и зарубежный опыт ) / А.В. Иванов, Д.Г. Запорожский. –Калининград: КГТУ, 2007. -434 с. 12. Комплексные районные тепловые станции. Концепция / В. Е. Накоряков, С.В. Алексеенко, А.С. Басин и др. –Новосибирск: Сиб. отд. РАН, 1996. -15 с. 13. Ильин А.К. Автономные теплоэнергетические комплексы ( структура, характеристики, эффективность ) / А.К. Ильин, Н.Д. Шишкин. –Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2004. -112 с. 14. Девинс Д. Энергия: Пер. с англ. / Д. Девинс. –М.: Энергоатомиздат, 1985. -360 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы: Расчётный сервер МЭИ ( ТУ ). г) методические материалы и материалы по видам занятий 1. Селин В.В.Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии..Методическое пособие к выполнению контрольного задания / В.В. Селин. –Калининград: КГТУ, 2005. -20с. 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины Специализированные аудитории: - компьютерный класс кафедры 417Б, оснащённый ПЭВМ; - лекционная аудитория 409Б с учебными плакатами и графическими материалами. Лист согласования рабочей программы дисциплины «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 – Теплоэнергетика и теплотехника ( утверждён 18.11.2009 г., регистрационный номер 635 ), учебным планом университета по этому же направлению, утверждённым учёным советом университета 27.11.2011г. с учётом примерной основной образовательной программы ВПО ( утверждена 06.04.2010г.). Автор программы – Селин В.В., к.т.н., доцент, профессор кафедры СЭУ и ТЭ. Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры судовых энергетических установок и теплоэнергетики ( рецензент к.т.н. доцент Резник В.М., протокол №1 от 16.09.2013г.). Заведующий кафедрой к.т.н. доцент А.Г. Филонов
Директор НТБ _____________ М.В. Вареницина ____________ Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета судостроения и энергетики. Протокол № 58 от 19.09.2013 г. Председатель Б.И. Пименов методической комиссии Согласовано Заместитель начальника В.Е. Огнев учебного управления №_____»____»___________2013 |
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |