Скачать 113.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭФ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Профили подготовки: Энергообеспечение предприятий; Промышленная теплоэнергетика; Энергетика теплотехнологии; Энергообеспечение предприятий; Автономные энергетические системы; Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОЛОГИЯ"
Москва - 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является изучение основных глобальных экологических проблем современной цивилизации, изучение взаимосвязей между различными компонентами экосистем, уяснение задач, стоящих перед человечеством по сохранению биосферы для будущих поколений людей, ознакомление с современными методами охраны окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б.2 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилям “Энергообеспечение предприятий”, “Промышленная теплоэнергетика”, “Энергетика теплотехнологии”, “Энергообеспечение предприятий”, “Автономные энергетические системы”, “Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики” направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении дисциплин “Охрана окружающей среды” и “Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологии”. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции Темы лекций Определение экологии. Задачи экологии. Экология человека. Инженерная экология. Объект и предмет исследования. Экосистема и экологическая система. Биогеоценоз. Экологические компоненты экосистем. Энергия. Биомасса. Биотопливо. Атмосфера. Озоновые дыры. Вода. Свойства. Аномалии воды. Нормативы водопотребления. Закон Эшби. Антропогенные воздействия на компоненты природной среды. Понятия и определения в системе «нооценоз энергетики – природная среда». Принципиальная тепловая схема ТЭС. Природные ресурсы. Дерево энергетических ресурсов. Доля различных энергетических ресурсов в общей выработке энергии. Вредные вещества, образующиеся при сжигании топлив. Влияние оксидов азота на организм человека в зависимости от концентрации и времени действия. Теоретические положения и инженерные решения по борьбе с образованием оксидов азота. Очистка дымовых газов. Рассеивание вредных веществ в атмосфере. Контроль загрязнения атмосферного воздуха. Дымовые трубы. Влияние развития цивилизации на природную среду. Решение экологических проблем. Количественные оценки воздействия нооценозов на экосистему. Критерий воздействия. Влияние энергетики на климат Земли. 4.2.2. Практические занятия Темы практических занятий Тема 1. Инженерная экология. Особенности классификации. Объекты исследования, предмет исследования экологии. Тема 2. Экологические требования к производству, вырабатывающему тепловую и электрическую энергию. Тема 3. Основы образования вредных веществ при подготовке и сжигании энергетических топлив. Тема 4. Принципиальная тепловая схема станций. Принцип работы. Вредные воздействия на окружающую природную среду. Тема 5. Котельная установка, устройство, принцип работы. Образование вредных веществ и предотвращение загрязнения. 4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены. 4.4. Типовой расчет Расчетное задание представляет собой усложненную задачу, соответствующую тематике расчетов, выполняемых на практических занятиях. Оценка за выполнение и защиту расчетного задания учитывается при выставлении итоговой оценки по курсу. Пример: Сравнение концентраций оксидов азота в дымовых газах и максимальной концентрации оксидов азота в приземном слое атмосферы для ТЭС, расположенной в заданном районе, имеющей заданную мощность, нагрузку, определенную высоту дымовой трубы. Оценка необходимости применения мероприятий по борьбе с выбросами оксидов азота для данной ТЭС. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в традиционной форме, а также в форме лекций с демонстрацией видеофильмов. Практические занятия включают решение задач, просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением. Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, оформление расчетных заданий и подготовку к их защитам, подготовку рефератов по экологической тематике, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются контрольная работа, устный опрос, защита расчетного задания. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,2(оценка за контрольную) + 0,3(оценка за расчетные задания) + 0,5(оценка на зачете). В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: Интернет-ресурсы: http://www.ecoindustry.ru/; http://ecologys.ru/; http://www.ecopower.ru/; http://www.priroda.su/; http://www.ecoatominf.ru/; http://www.eprussia.ru/. Учебные фильмы: «Изменение климата», «Таяние ледников», «Загрязнение окружающей среды», «Ураганы», «Альтернативная энергетика». 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины используются учебные компьютерные программы по экологии, имеющиеся в учебно-научной лаборатории «Экология энергетики» кафедры КУиЭЭ, а также переносной компьютер (ноутбук), оснащенный мультимедийными средствами для показа учебных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника. ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: д.т.н., профессор В.И. Кормилицын "СОГЛАСОВАНО": Директор ИПЭЭФ д.т.н., чл.-кор. РАН А.В. Клименко "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой Котельных установок и экологии энергетики д.т.н., профессор Н.А. Зройчиков |