2. Пояснительная записка

Дата публикации21.07.2013
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
2. Пояснительная записка.

1.Рабочая программа по физике в 10 классе составлена на основе авторской программы Л.Э.Генденштейн, В.И. Зинковской ( М.: Мнемозина, 2010), рассчитанная на 2 часа, содействующая сохранению единого образовательного стандарта и соответствует учебнику « Физика.10», Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик, 2008.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю ( 68 часов в год)

По учебному плану выделено 68 часов.

2.Цели программы:

Программа предполагает реализацию цели:

• Конкретизировать главное содержание предметных тем курса и дать примерное распределение учебных часов по разделам курса.

• Получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета

• Выделить этапы обучения, структурировать учебный материал, определить его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

3. Цель курса:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины

мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

о методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели,

применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического

использования физических знаний;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и

умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных

технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;

воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития

человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению

оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования

научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопас-

ности собственной жизни.

Изучение физики в 10 классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший

элемент общей культуры.Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а

понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее

знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.

В данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

4.Задачи курса:

- изучение основы физических теорий и важнейшие их применения;

- понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества;

-знать основные понятия курса:
ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

МЕХАНИКА

1. Кинематика Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.

Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

2. Динамика Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Га-

лилея. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.

3. Законы сохранения в механике Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон охранения энергии.

4. Механические колебания и волны

Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

5. Молекулярная физика Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа.Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых

тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.

6. Термодинамика Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

ЭЛЕКТРОСТАТИКА

7. Электрические взаимодействия

Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда.

Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.

8. Свойства электрического поля Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля.

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

3. Содержание.

№ п\п

тема

Кол-во часов по программе

изменения

Кол-во часов фактически

Физика и научный метод познания

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Электростатика

Подведение итогов года

Резерв

4. Календарно – тематическое планирование.

Название урока

Основное содержание урока

Домашнее задание

Примерные сроки изучения

Физика и научный метод познание ( Введение)

Знание физики необходимо любому культурному человеку для понимания окружающего мира.

Границы применимости физических теорий и законов

§1, (пп.1 – 2)

Применение физических открытий.(Введение)

Где используются физические знания и методы.

§1, 2 (п.3)

Система отсчета, траектория, путь и перемещение.

Система отсчета. Материальная точка. Траектория, путь и перемещение.

§1, № 1.15,1.19,1.22, 1.28

Скорость. Прямолинейное равномерное движение.

Мгновенная скорость. Действия с векторами в физике. РПД. Средняя скорость.

§2

№ 2.9, 2.19,2.21,2.25

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение. Движение с переменной скоростью, основные формулы РаПеДа. Свободное падение.

§3, описание лабораторной работы №1, №3.8,3.25,3.28, 3.31

Лабораторной работы №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

№ 3.21,3.42,3.46, 3.50

Криволинейное движение

Движение по окружности и его характеристики. Движение по окружности и его характеристики.

§4, описание лабораторной работы №2,

№ 4.12, 4.20,4.27,4.33

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

№ 4.15,5.23,4.29, 4.39

Решение задач по теме « Кинематика»

Закрепить полученные знания.

§1 – 3, 5, № 3.9, 3.27, 4.21,4.38

Обобщающий урок по теме « Кинематика»

§4 -5

Контрольная работа по теме « Кинематика»

Проверить уровень подготовки учащихся и выявить типичные недочёты для дальнейшего анализа

Закон инерции - первый закон Ньютона.

Место человека во Вселенной

Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта. Система отсчёта, связанная с Землёй. Гелиоцентрическая система мира.

§6,7

№ 5.1,5.3

Силы в механике. Сила упругости

.

Рассмотрение сил как результат взаимодействия тел. Рассмотрение силы как проявление электромагнитного взаимодействия. Закон Гука.

§8, описание лабораторной работы №3, № 7.18,7.19,7.22

Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины»

№ 7.16, 7.21,7.23.7.41

Второй закон Ньютона

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона и его применение.

§9

№ 5.15, 5.26, 5.27,5.36

Третий закон Ньютона

Взаимодействие двух тел.Примеры применения третьего закона.

§10

№ 5.2,5.9,5.28,5.29

Всемирное тяготение.

Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести

§11

№ 6.8,6.16,6.19,6.33

Движение под действием сил всемирного тяготения

Движение тел вблизи поверхности Земли. Движение ИСЗ и космических кораблей.

§12

№ 6.5, 6.27,6.29,6.37

Вес и невесомость

Движение вверх, вниз с ускорением.

§13

№ 7.14, 7.27, 7.35, 7.48

Силы трения

Виды силы трения.

§14, № 8.11,8,22,8,28, 8.33

Решение задач по теме «Динамика»

Закрепление полученных знаний через решение задач.

§15, описание лабораторной работы № 4,

№ 8.37,9.11,9.16

Лабораторная работа №4 «Определение коэффициента трения скольжения»

§6 – 9

№ 9.10, 9.17,9.19,9.26

Обобщающий урок по теме « Динамика»

§10 - 15

Контрольная работа №2 по теме « Динамика»

Импульс. Законы сохранения импульса.

Введение понятия импульса, ЗСИ, границы применимости.

§16

№ 10.12, 10.22, 10.25, 10.32

Реактивное движение. Освоение космоса.

Знакомство с устройством ракеты .Этапы освоения с точки зрения патриотизма.

§17

№ 10.8, 10.17, 10.24, 10.34.

Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и трения.

Повторение и обобщение на более высоком уровне понятий.

§18 ( п.1), № 11.10, 11.11,11.16, 11.41

Мощность

§18 ( п.2), № 11.12, 11.20, 11.21, 11.43

Энергия. Закон сохранения механической энергии.

Связь работы и энергии Виды энергии. ЗСМЭ.ЗИМЭ.

§19

№ 11.6, 11.26, 11.28,11.49.

Примеры решения задач на ЗСЭ

§20, описание лабораторной работы № 5

№ 11.32, 11.40, 11.50

Лабораторная работа №5 « Изучение закона сохранения механической энергии»

№ 11.13,11.23.11.25,11.34

Обобщающий урок по теме « Законы сохранения в механике»

Решение задач на столкновения.

Неравномерное движение по окружности.

§ 18 - 20

Контрольная работа №3 по теме « Законы сохранения в механике»

Молекулярно-кинетическая теория.

Основные положения МКТ и их опытные обоснование.

§24

№ 14.6,14.7,14,8, 14.16.

Количество вещества. Постоянная Авогадро.

§25, № 14.23, 14.32, 14.36, 14.54

Температура.

Температура и её измерение. Тепловое равновесие. Абсолютная шкала температур. Газовый термометр.

§26№ 15.3, 15.12, 15.12, 15.15, 15.18.

Газовые законы.

Уравнения состояния идеального газа. Рассмотрение изопроцессов.

§27

№ 15.19, 15.31, 15.41.15.60

Решение задач по темам « Молекулярно – кинетическая теория», « Количества вещества», « Газовые законы»

Закрепить полученные знания.

№ 15.27, 15.43, 15.47, описание лабораторной работы № 7

Лабораторная работа №7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»

№ 15.40, 15.44, 15.50, описание лабораторной работы № 8

Лабораторная работа №8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

№ 15.25, 15.30, 15.32, 15.68

Температура и средняя кинетическая энергия молекул.

Основное уравнение МКТ, абсолютная шкала температур, скорости молекул.

§28,№16.9, 16.18, 16.35

Решение задач по теме « Молекулярная физика»

§29, № 15.26, 15.49, 15.71, 16.21

Состояния вещества.

Агрегатные состояния вещества.

§30.

№ 17.4, 17.19, 17.29, 17.33.

Обобщающий урок по теме « Молекулярная физика»

§24 - 30.

Контрольная работа №4 по теме « Молекулярная физика»

Внутренняя энергия .Способы изменения внутренней энергии.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

§31.№ 18.13, 18.17, 18.29, 18.31

Первый закон термодинамики.

§31,№ 18.22, 18.24, 18.32, 18.36

Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры.

§32.№ 19.8, 19.15, 19.19, 19.29

Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды.

Необратимость тепловых процессов. Энергетический и экологический кризисы.

§33.

Сочинение-рассуждение: «Тепловой двигатель-друг или враг?»

№ 19.5, 19.22, 19.30

Решение задач по теме «Термодинамика».

§34.

№ 18.21, 18.38, 18.47, 18.51.

Фазовые переходы.

Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация

§35.описание лабораторной работы №9, № 20.19, 20.39, 20.47

Лабораторная работа №9 « Измерение относительной влажности воздуха»

§ 31 - 32 описание лабораторной работы №10, №17.23, 18.44, 18.52, 20.40

Лабораторная работа №10 « Определение коэффициента поверхностного натяжения»

§ 33 – 35, № 19.21, 20.22, 20.33

Обобщающий урок по теме « Термодинамика»

§ 31 – 35

Контрольная работа №5 по теме « Термодинамика»

Природа электричества.

Носители электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле.

§36, № 21.11, 21.19, 21.20, 21.36

Взаимодействие электрических зарядов.

Элементарный электрический заряд. Электрическое поле.

§37, № 21.13, 21.23, 21.26, 21.40

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности.

§38, № 22.17, 22.26, 22.28, 22.31

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Проводники. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков.

§39, № 22.10, 22.38, 22.39, 22.40

Потенциал и разность потенциалов.

Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле. Эквипотенциальные поверхности.

§40, № 23.16., 23.21, 23.37, 23.40

Электроёмкость. Энергия электрического поля.

§41, № 23.25, 23.47, 23.49, 23.51

Решение задач по теме « Электростатика»

№21.32, 22.35, 22.41, 23.42

Обобщающий урок по теме « Электростатика»

§36 - 41

Контрольная работа №6 по теме « Электростатика »

Подведение итогов года.

66 - 68

Резерв учебного времени.

5. Литература.

1. Л.Э.Генденштейн, В.И. Зинковской : Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений . Физика 7 – 11 классы .( М.: Мнемозина, 2010).

2. Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик Физика – 10 класс -.( М.: Мнемозина, 2009).

3. Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик, Л.А. Кирик Методические материалы 10 класс -.( М.: Илекса, 2009).

4. , Ю.И. Дик, Л.А. Кирик .Сборник заданий и самостоятельных работ 10 класс -.( М.: Илекса, 2008).

2. Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка