ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
| Утверждаю
|
___________________
Руководитель ООП
по направлению 130400
декан ГФ проф. О.И. Казанин
|
_______________________
Зав. кафедрой ЭЭЭ
проф. А.Е. Козярук
|
ПРОГРАММА учебной дисциплинЫ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Направление подготовки: 130400 Горное дело Специализация: Электрификация и автоматизация горного производства Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер" Форма обучения: очная
Составитель: профессор каф. ЭЭЭ Я.Э. Шклярский
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
1. Цели и задачи дисциплины «Введение в специальность» – знакомство с основами электроснабжения и автоматизации, основными направлениями деятельности специалистов в данной области. Изучение основных понятий и терминов, применяющихся в рамках данной специальности. Знания, полученные при освоении «введения в специальность», предназначены сделать дальнейшее обучение по специальности более понятным и доступным, заинтересовать студентов, а так же мотивировать их для дальнейшего обучения и самообразования. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
«Введение в специальность» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы, является фундаментом подготовки инженеров по специализации "Электрификация и автоматизация горного производства" направления 130400 «Горное дело».
«Введение в специальность» базируется на таких дисциплинах, как: «Физика». Знания, полученные при освоении «Введения в специальность», необходимы для изучения дисциплин: «Теоретические основы электротехники», «Электроснабжение горного производства», «Электрические и электронные аппараты», «Технологии электроэффективности», «Электрические машины», «Элементы систем автоматики», «Автоматизированный электропривод машин и установок» 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способностью к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);
- умением логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);
- использованием нормативных правовых и инструктивных документов в своей деятельности (ОК-7);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-5);
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Историю электротехники.
Основные принципы построения систем электроснабжения.
Основные понятия и определения, использующиеся в рамках специальности.
Владеть:
Основными понятиями и определениями, использующимися в рамках специальности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 34
| 34
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 34
| 34
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 38
| 38
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовая работа
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 38
| 38
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
| 72
|
|
|
| 2
| 2
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Краткая история развития электротехники в России и других странах мира.
| Знакомство человека с явлениями электромагнитного поля. Электротехника, как часть физики. Последовательность возникновения основных законов. Связь электротехники с жизнью человека и её влияние на современное развитие науки, техники и быта.
| 2.
| История кафедры ЭЭЭ, основные направления научной деятельности, специализации.
| Основоположники электротехники в России и Петербурге. Создание направления горной электромеханики. Разделение горной электромеханики на отдельные ответвления и современное содержание кафедры.
| 3
| Знакомство с основами электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| Основные принципы построения схем электроснабжения. Электропривод – наука связи электропотребления и механики. Автоматизация – основы автоматического управления процессами производства и устройств.
| 4.
| Изучение основных понятий и терминов в области электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| Передача электроэнергии на расстояния. Распределение электроэнергии по потребителям. Основные виды электропривода и их применение. Принципы построения простых и сложных систем автоматизации..
| 5.
| Знакомство с основными современными направлениями деятельности специалистов в области электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| Основные современные направления, разрабатываемые на кафедре и их лидеры. Основы преподавания электротехники. Основы преподавания электротехники в Санкт-Петербургском государственном Горном университете.
| 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Теоретические основы электротехники
|
| +
| +
|
|
| 2.
| Электроснабжение горного производства
|
| +
| +
| +
|
| 3.
| Электрические и электронные аппараты
|
|
| +
| +
|
| 4.
| Технологии электроэффективности
|
|
| +
| +
|
| 5.
| Электрические машины
|
| +
| +
|
|
| 6.
| Элементы систем автоматики.
|
| +
| +
| +
|
| 7.
| Автоматизированный электропривод машин и установок
|
| +
| +
| +
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1.
| Краткая история развития электротехники в России и других странах мира.
| 6
| -
| -
| -
| -
| 6
| 2.
| История кафедры ЭЭЭ, основные направления научной деятельности, специализации.
| 6
| -
| -
| -
| -
| 6
| 3.
| Знакомство с основами электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| 8
| -
| -
| -
| -
| 8
| 4.
| Изучение основных понятий и терминов в области электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| 6
| -
| -
| -
| -
| 6
| 5.
| Знакомство с основными современными направлениями деятельности специалистов в области электроснабжения, электропривода и автоматизации.
| 8
| -
| -
| -
| -
| 8
|
6. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)
Не предусмотрены
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Темы рефератов выбираются по согласованию с преподавателем дисциплины и основываются на материалах печатных изданий (журналы Электричество, электротехника, Горное оборудование и электромеханика)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Веселовский О.Н., Шнэйберг Я.А. Очерки по истории электротехники – М.:Издательство МЭИ, 1993. – 252с.
2. Афанасьев В.Г., Позина Л.Т, Севастьянов Ф.Л, Волошикова И.В., Плюхина Т.В. Очерки истории Горного института (1773-1917) – СПб.:Издательство СПГГИ (ТУ), 2010. – 185с.
3. А.С. Соловьев, А.Е. Козярук История развития электроэнергетики и электромеханики в России: Учебное пособие; Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб, 2000. 104 с.
4.Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. III. Электричество. – М.: ФИЗМАТЛИТ Изд-во МФТИ, 2004 – 656с.
5. Белов М.П., Зементов О.И., Козярук А.Е., Козлова Л.П., Новиков В.А., Савва С.В., Чернигов В.М., Горохов С.Г., Татаринцев Н.И. Инжиниринг электроприводов и систем автоматизации: учебное пособие. под ред. В.А. Новикова, Л.М. Чернигова М.: Издательский центр «Академия», 2006. б) дополнительная литература
1. Федоров А.А., Каменева В.В. Основы электроснабжения промышленных предприятий: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Энергоатомиздат, 1984. – 472 с.
2.Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода – М.: Энергоиздат., 1981. – 576с.
3. Андреев В.П.. Сабинин Ю.А. Основы электропривода –М.: Госэнергоиздат, 1963.–772 с.
4. Ковчин С.А., Сабинин Ю.А. Теория электропривода: учебник для вузов. – СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1994 (2000).
5. Логинов А.К., Курцеба В.В., Борисов Б.М., Современные технологии автоматизации на угольных шахтах. Учебное пособие. Воркута
в) программное обеспечение.
Не предусмотрено г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Не предусмотрены. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Рефераты выполняются в электронном виде, в компьютерном классе кафедры электротехники и электромеханики, с использованием интернета и ресурсов библиотеки Горного университета. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Рабочая программа предусматривает возможность обучения в рамках поточно-групповой системы обучения. Для текущего контроля успеваемости используется устный опрос.
Разработчики:
Каф. ЭЭЭ
|
| профессор
|
| Шклярский Я.Э.
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
|
| (инициалы, фамилия)
| Заведующий каф. ЭЭЭ
|
| профессор
|
| Козярук А.Е.
| (место работы)
|
| (занимаемая должность)
|
| (инициалы, фамилия)
| |