Скачать 127.93 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры декан философского факультета философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин Востока протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой __________________ К.Ю. Солонин ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ИНДИИ» Специальность 031401 – культурология Специализация 031401.3 – культуры Востока ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Ф.«Введение в специальность» (для индологов) Составитель: канд. филос. наук, доцент С. В. Пахомов Рецензент: канд. филол. наук, доцент А. В. Парибок Санкт-Петербург 2009 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины: Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов жизни традиционной и современной Индии. 1.2. Задачи дисциплины: - анализ истории кросс-культурного взаимодействия Индии с внешним миром и непосредственно с Европой, - ознакомление с историей возникновения и формирования ведущих мировых индологических школ, включая отечественную - изучение особенностей естественно-географической среды обитания населения Индии, национального состава, демографической ситуации и административно-территориального устройства. 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Общепрофессиональная дисциплина «Введение в специальность» (для индологов) открывает собой блок профилирующих дисциплин, направленных на подготовку специалистов в области культурологии Востока (Индия). 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Понимание важнейших категорий, относящихся к культуре изучаемой страны; знание основных научных подходах в области индологии; умение разбираться в особенностях этнографической и демографической ситуации современной Индии, в ее геополитическом положении и в системе ее административно-территориального устройства; умение показывать на карте Индии все необходимые географические и политические пункты 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: дисциплина читается в течение 1-го семестра. Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации): аттестация по итогам посещения; устный доклад на семинаре или написание письменной работы / реферата. Итоговый контроль: экзамен, состоящий из письменных закрытых тестов и устного ответа на один из экзаменационных вопросов из п. 3.5. 3. Содержание дисциплины 3.1. Темы занятий, их название их краткое содержание Тема 1. Введение в проблематику. 2 ч Специфика понятия «Индия». Общеиндийская культура и национальные региональные культуры. Религиозный компонент индийской культуры. Традиционная и новая Индия. Языковая ситуация. Терминологические и методологические проблемы, возникающие при изучении Индии. Проблема понимания «иного». Научный и ненаучные подходы к Индии. Источники информации об Индии и способы ее обработки. Вклад Индии в общемировую культуру. Тема 2. Общие сведения об Индии. 4 ч. Общее описание административно-территориального устройства современной Индии. Характеристика административно-территориальных единиц (штаты, округа, дистрикты), историко-культурных центров (города), природных достопримечательностей. Национальный и расовый состав. Особенности климата. Географическая специфика. Полезные ископаемые. Демографическая и политическая ситуация. Основные религиозные центры. Геополитическое положение Южной Азии. Современная республика Индия. Тема 2. Древняя Индия. 8 ч. Каменный век на территории Индии. Хараппская цивилизация. Арии и их культура. Контакты местных жителей и ариев. «Переплавление» традиций и складывание специфической индийской культуры. Ведийские тексты. Первые государства. Брахманизм. Буддизм. «Махабхарата» и «Рамаяна». Основные категории индийской культуры. Тема 3. Индия и античный мир. 4 ч. Начало контактов индийцев с «неиндийским» миром. Индия и Персия. Экспедиции Скилака. Индия как персидская сатрапия. Ктесий: начало «фантастической индологии». Сведения об Индии в Древней Греции. Индия в литературной греческой традиции и у греческих историков. Складывание мифов и стереотипов об Индии. Походы Александра Македонского. «Индика» Мегасфена как влиятельный источник знаний об Индии. Индия и Древний Рим. Индия в трудах римских историков. Северо-Запад Индии как место встречи Запада и Востока. Влияние греческой культуры на культуру Индии. Индийские цари и дипломатические контакты. Тема 4. Индия и различные страны и регионы Востока. 4 ч. Индия и Ближний Восток. Политика царя Ашоки. Центральная Азия и Индия. Индия и Византия. Индия в трудах арабских авторов. Ал-Бируни и его описание Индии. Ислам в Индии. Индийские исламские государства. Могольская империя. Индия и Китай. Особенности восприятия буддизма в Китае. Путешествия по Индии Сюань-цзана и Фа-сяня. Влияние Индии на Тибет и Юго-Восточную Азию. Тема 5. Индия и Европа. 4 ч. Индия и средневековая Европа. Легенды об апостоле Фоме и царе Гондофаре. Христианство в Индии. «Царство пресвитера Иоанна». Путешествие Марко Поло и его влияние на трактовку образа Индии в Европе. Переоткрытие Индии в XVI в. Португальские мореплаватели и индийские традиции. Истолкование феномена каст. Европейские миссионеры, военные, дипломаты и торговцы; их значение для формирования индологии. Английские, голландские и французские торговые компании в Индии. Тема 6. Индия и Россия. 4 ч. Представления об Индии на Руси и каналы информации. Реальное и фантастическое в образе Индии. Торговые контакты. Путешествие Афанасия Никитина как источник сведений об Индии. Развитие отечественной индологии в XIX в. Первые русские санскритологи (А.Петров). Зависимость русской индологической школы от западных аналогов. Ранняя русская буддология (В.П. Васильев, И.И. Минаев, Ф.И. Щербатской) и ее достижения. Индология в СССР и современной России. Петербургская и московская школы индологии. Тема 7. Складывание индологии. 4 ч. Индия в трудах общественной мысли Запада XVIII – XIX вв. Феномен европоцентризма и его отражение в трактовке Индии. Английская колонизация Индии и возникновение индологии. Деятельность У. Джонса и филологизм ранней индологии. Научные достижения английской школы индологии XVIII – XIX вв. Французская индологическая школа. Немецкая индология. Другие западные школы индологии. Археология в Индии: успехи и открытия. Научные подходы в индологии. Тематический спектр в индологии. Индология на современном этапе. Формы организации индологической науки. Центры индологии в мире, основные персоналии. Индологические форумы, конференции, издания, сайты. Перспективы развития индологии. 3.2. Перечень заданий для самостоятельной работы:
3.3. Примерные темы курсовых работ В данном курсе не предусмотрены 3.4. Примерные темы рефератов
3.5. Примеры тестовых заданий на экзамене1
а) бенгали, кашмири, хинди б) санскрит и английский в) английский и хинди г) хинди
а) президента в Индии нет в принципе б) Джавахарлал Неру в) Свами Наяранан г) Пратибха Патил
а) львы б) чакра в) знак «ом» г) лотос
а) крупный ученый-историк Индии б) глава всех сикхов в) президент Индии г) премьер-министр Индии
а) партией Инд. нац. конгресс б) парламентом страны в) администрацией президента г) государством
а) из одной палаты б) из трех отделений в) из нижней и верхней палат г) из суда, двух палат и администрации
а) 1945 б) 1947 в) 1954 г) 1950
а) Индия и Шри Ланка б) Индия, Пакистан, Бангладеш в) Индия и Бирма г) Пакистан, Бирма, Тибет
а) колония Британской империи б) автономия в составе Великобритании в) комплекс полунезависимых государств г) федеративная монархия
а) местом рождения нынешнего премьер-министра Индии б) древними храмами в) культом бога Шивы г) галереями пещерных рисунков
а) древнейшим храмом в честь Вишну б) это древнейший город Индии в) это центр Хараппской цивилизации г) там найдены древнейшие в Индии костные останки человека
а) Лангхнадж б) Мехргарх в) Бхимбетка г) Варанаси
а) это один из основных городов Хараппской цивилизации б) это место сражения греков и индийцев в) это место гибели апостола Фомы г) это древнейший город Индии
а) в середине 1 тыс. до н.э. б) в середине 2 тыс. до н.э. в) в начале 2 тыс. до н.э. г) на рубеже старой и новой эр
а) военные вожди б) священники в) неполноправные общинники г) персонажи индийской мифологии 3.5. Перечень экзаменационных вопросов БИЛЕТ № 1 1. Индийские народности. 2. Представления об Индии в Древнем Риме и в Древней Греции. БИЛЕТ № 2 1. Демографическая ситуация в современной Индии. 2. Индийские языки (общее представление). БИЛЕТ № 3 1. Древнейшие контакты Индии с другими регионами. 2. Религиозный фактор индийской культуры. БИЛЕТ № 4 1. Особенности традиционной культуры Индии. 2. Административно-территориальное устройство Индии БИЛЕТ № 5 1. Мифы и стереотипы об Индии. 2. География Индии. БИЛЕТ № 6 1. Индия в одноименном труде ал-Бируни. 2. Вклад индийской культуры в общемировое наследие. БИЛЕТ № 7 1. Проблемы интерпретации индийской культуры. 2. Индия и Европа. Проникновение европейцев в Индию. БИЛЕТ № 8 1. Вклад различных этносов в общую индийскую культуру. 2. Складывание научной индологии. БИЛЕТ № 9 1. Источники изучения Индии. 2. Индия и Россия (история связей). БИЛЕТ № 10 1. Политическая ситуация в современной Индии. 2. «Фантастическая индология». 4. Учебно-методический раздел 4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов: Вся дисциплина представлена в виде слайдов с использованием компьютерной программы Power Point, позволяющей наглядно представить содержание дисциплины. Презентация сопровождается комментариями лектора. Слайды включают в себя обширный изобразительный материал, карты, схемы, цитаты, а также сжатые текстовые резюме. Используются также составленные автором программы тесты для проверки текущих знаний студентов. 4.2. Активные методы обучения: В данном курсе не используются. 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля: Cпециально оборудованная аудитория, имеющая персональный компьютер с операционной оболочкой Windows XP и соответствующим программным, демонстрационным (проектор, экран) и воспроизводящим обеспечением, выходом в сеть Интернет; распечатанный конспект лекций. 4.4. Литература 4.4.1. Основная: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979. ал-Бируни. Индия. М., 1995. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. Бонгард-Левин, Бухарин М.Д., Вигасин А.А. Индия и античный мир. М., 2002. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000. Древо индуизма. М., 1999. Индия в литературных памятниках III – VII вв. М., 1984. История и культура Древней Индии. М., 1990. Книга Марко Поло. М., 1956. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000. Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси. М., 1988. 4.4.2. Дополнительная: Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994. Дюмон Л. Homo hierarchicus. СПб., 2001. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002. Культура Древней Индии. М., 1975. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987. Южная Азия. Конфликты и компромиссы. М., 2004. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. Адреса сайтов из сети Интернет: http://www.india.ru/ http://www.hindu.ru/ 1 В каждом из приведенных примерных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на экзамене по 10 заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для прохождения испытания, варьируется от 7 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Тесты сдаются в письменной форме. |
Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600... Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога | ||
Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность... ... | Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность... Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» Предназначено для студентов направления 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения | ||
Программа спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного... Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная | Программа дисциплины опд. Р. 04. Музеи мира специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Курс состоит из 4 разделов, что обусловлено историческим развитием музейного дела в мире | ||
Программа дисциплины "история культуры. История русской культуры... Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы №1 от 19. 09. 2012 г | Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | ||
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём | Программа по дисциплине «Классический танец в контексте культуры» Предназначена студентам специальности 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения | ||
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... |