Скачать 172.88 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор программы: Куренной Виталий Анатольевич, кандидат наук, профессор, vkurennoj@hse.ru Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «22» ноября 2012 г Зав. кафедрой Куренной Виталий Анатольевич Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Введение в специальность: история наук о культуре». Программа разработана в соответствии с:
Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания. Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» должен сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения. В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра. Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК- Б1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. СК-Б6 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) СК-Б9 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность СЛК–Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе. СЛК–Б9 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Формы контроля знаний студентов
* - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится. ** В графе Параметры указывается регламент (cвод постоянных или временных правил
Итоговая оценка по курсу (в случае, если студент допущен до зачета) рассчитывается следующим образом: Зачетное домашнее задание - часть первая 20% Зачетное домашнее задание - часть вторая 20 % Итоговый тест - часть первая - на проверку понимания проблематики курса (по материалам лекций и семинаров) 30% Итоговый тест - часть вторая - на проверку остаточных знаний (по материалам лекций и семинаров) 30% Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценивается работа на семинарах, домашние задания являются необходимым условием сдачи зачета. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле Онакопленная Итоговая= (Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 – промежуточные оценки этапов 1 и 2, а Онакопленная 3 – накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Раздел 1 Название раздела: «Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства. Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре Семинар: Жизнь Георга Зиммеля, контекст его научной деятельности. "Большие города и духовная жизнь": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾ Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474. Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24. Литература к кейсу: Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711] Раздел 2 Название раздела: Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология. Кейс: Современное кладбище как культурный феномен Семинар: Герман Люббе. "В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000. Литература к кейсу: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. Раздел 3 Название раздела: Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре. Кейс: Реклама как знаковая система Семинар: Жизнь Вальтера Беньямина, контекст его деятельности.. "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости": время написания, главные тезисы и логическая структура. Литература по разделу: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004. Литература к кейсу: Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318. Раздел 4 Название раздела: Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура. Кейс: Масс-медиа и война Семинар: Жизнь Теодора Адорно, контекст его деятельности, основные работы. "Диалектика Просвещения": время написания, совместное авторство с Марком Хоркхаймером. "Культуриндустрия. Просвещение как обман масс". Франкфуртская школа: деятели, факты, этапы развития и характер деятельности. Литература по разделу: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997. Литература к кейсу: Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3. Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений») Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.
Организационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ.
Указания по выполнению домашнего задания. Конспект и резюме - это разные жанры, и выполняются одно и другое задания с разными целями. В конспект вы выносите основные идеи автора, но при этом отражаете структуру самой работы, а также выносите туда важные и значимые примеры. Более того, ваши конспекты должны учитывать и вопросы, вынесенные к семинарам - на этих аспектах вы останавливаетесь подробней, чем на других. То есть ваш конспект делается не сам по себе, а с учетом проблематики семинара, на котором разбирается тот или иной текст. Также, напомню, в тетради должны быть выполнены и другие задания к семинару. При выставлении итоговой оценки по курсу я оставляю за собой право попросить вас показать вашу тетрадь с записями по курсу. Резюме же предполагает краткое изложение основных идей и обозначение проблемного поля, с чем тесно связана и его композиция. Функция резюме - подытоживание, обобщение, выделение главного, выявление тезауруса (списка ключевых слов). Не утяжеляйте резюме вводными конструкциями типа "Автор утверждает, что....", "по мнению Зиммеля...", "Также автор пишет, что....", а также оценочно-эмоциональными оборотами типа "По меткому замечанию автора", "нам кажется интересным, что...". Жанр резюме предполагает, что вы без лишних оговорок излагаете суть. Напомню, что заимствованные из авторского текста слова и выражения, которые носят терминологический характер, следует выделить курсивом. Высказывания афористичного типа, в которых содержится тот или иной важный тезис, можно включать в резюме в кавычках. Еще один важный совет: как правило, в академической практике резюме по тому или иному тексту приходится писать самому автору. Поэтому возможен такой прием: представьте себе, что резюме по своим текстам пишут сами Зиммель и Люббе. Примерный объем резюме – 200 слов (размер этого текста, к примеру, - 250 слов).
Примерные вопросы/ задания для эссе
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.
История культурологии. Под ред. А.Огурцова. М.: Гардарики, 2006. Доброхотов А. Калинкин А. Культурология. М. 2010. Ионин Л. Социология культуры. М. 2004. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность - Средневековье - Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С. Серебряный; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Изд-во РГГУ, 1998. Кнабе Г. Кондаков И. Кузнецова Т. Культурология: история мировой культуры. М., 2007. Кнабе Г. Семиотика культуры. Конспект учебного курса. М., 2005.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾ Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474. Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000. Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.
Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3. Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений») Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711] Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.
Приложение Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.
Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей) * способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины |
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины Семиотика Автор: И. Н. Инишев для направления... Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6 | Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Социология культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология» Авторы: — к филос наук, Т. А. Дмитриев, к филос наук, В. А. Куренной, к эконом наук А. М. Никулин | Программа дисциплины «Политика и культура» для направления 031400. 68 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 68 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (макроэкономика) для направления... Касаткина Анастасия Алексеевна hyperlink "mailto: asya " asya | Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 68. "Философия"... |