Скачать 242.36 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре» для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор программы: Куренной Виталий Анатольевич, кандидат наук, профессор, vkurennoj@hse.ru Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «22» ноября 2012 г Зав. кафедрой Куренной Виталий Анатольевич Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Введение в специальность: история наук о культуре». Программа разработана в соответствии с:
Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания. Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» должен сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения. В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра. Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК- Б1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. СК-Б6 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) СК-Б9 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность СЛК–Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе. СЛК–Б9 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Формы контроля знаний студентов
* - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится. ** В графе Параметры указывается регламент (cвод постоянных или временных правил
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Орезультрующая Итог = 0.2·Оэкзамен + 0.4·Отекущий + 0.4·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический. Накопленная оценка формируется следующим образом. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная. Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом: Отекущий = 0.3· Оэссе + 0.3·Ореферат + 0.4·Отест Накопленная оценка за 2-3 модуль может быть максимум 8 баллов: 4 балла – текущий контроль; 4 балла - аудиторная работа.
Раздел 1 Название раздела: «Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства. Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре Семинар: Жизнь Георга Зиммеля, контекст его научной деятельности. "Большие города и духовная жизнь": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾ Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474. Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24. Литература к кейсу: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. Марквард О. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711] Раздел 2 Название раздела: Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология. Кейс: Современное кладбище как культурный феномен Семинар: Герман Люббе. "В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000. Литература к кейсу: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. Раздел 3 Название раздела: Модерн как основная категория описания социокультурного процесса современных обществ и его генезис. Инвариантная структура различных теорий модернизации. Основные характеристики модерна по сравнению с «традиционным» обществом: экономика и организация трудовой деятельности, социальная и политическая структура, сфера культуры. Компенсаторные реакции на процесс модернизации. Семинар: Карл Маркс, Фридрих Энгельс. "Манифест коммунистической партии": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии [http://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm] Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект? // Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005. Раздел 4 Название раздела: Культурно-религиозная теория формирования капитализма Макса Вебера. Индустриальное общество и его культурные аспекты. Массовое производство и массовое потребление. Роскошь и рождение капитализма. Престижное потребление и его социальная роль. Процесс становления обществ модерна как процесс цивилизации и индивидуализации. Личность в цивилизации модерна: от предопределенности к бремени выбора. Появление буржуа как новой общественной группы. Жизнь в мире практических абстракций. Профессиональный долг. Концепция призвания Макса Вебера: божественная легитимация мирской профессиональной деятельности. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде. Кейс: Буржуа как новый антропологический тип. Семинар: Макс Вебер. "Протестантская этика и дух капитализма": главные тезисы и структура. Литература по разделу: Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990, № 7. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. Исследования по истории развития современного капитализма. СПб.: Владимир Даль, 2005. Козлова Н.Н. От традиционного общества к модерну: человек и люди // Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. С. 99-131. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1987. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М., Спб.: Университетская книга, 2001. Литература к кейсу: Зомбарт В. Буржуа. М., 1994. Козлова Н.Н. Буржуа: жизнь в мире практических абстракций // Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. С. 80-98. Раздел 5 Название раздела: Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре. Кейс: Реклама как знаковая система Семинар: Жизнь Вальтера Беньямина, контекст его деятельности. "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости": время написания, главные тезисы и логическая структура. Литература по разделу: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004. Литература к кейсу: Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318. Раздел 6 Название раздела: Миф как способ представления реальности. Миф в XX в. Миф как часть современный культуры. Устройство мифа: миф как форма. Мифологичность как характеристика формальный структуры. Миф как структурное содержание культуры. Семиотическая природа мифа. Культура как знаково-символическая система. Демифологизация. Критика буржуазного общества и массового сознания. Тавтология как прием массовой культуры. Многозначность эстетического произведения. Кейс: Р. Барт как «мифологизатор» Семинар: «Практические мифологии» Ролана Барта. Литература по разделу: Барт Р. Предисловие ко второму изданию // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 71-73. Барт Р. Буржуазный вокал // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 240-243. Барт Р. Дама с камелиями // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 252-255. Барт Р. Расин есть Расин // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 161-164. Литература к кейсу: Барт Р. Предисловие к первому изданию // Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. , вст. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. М.: Академический проект, 2008. С. 70. Фотографии Р. Барта [https://www.google.ru/search?q=%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD+%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82&newwindow=1&es_sm=122&biw=1366&bih=667&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=lUEYVOLILMq6ygOEj4LIBA&ved=0CAYQ_AUoAQ#newwindow=1&tbm=isch&q=Roland+Barthes]. Раздел 7 Название раздела: Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура. Кейс: Масс-медиа и война Семинар: Жизнь Теодора Адорно, контекст его деятельности, основные работы. "Диалектика Просвещения": время написания, совместное авторство с Марком Хоркхаймером. "Культуриндустрия. Просвещение как обман масс". Франкфуртская школа: деятели, факты, этапы развития и характер деятельности. Литература по разделу: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997. Литература к кейсу: Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3. Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений») Родс Э. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008. Раздел 8 Название раздела: Культурная функция исторических исследований. Проблема исторической памяти. Исторический опыт. Различные формы исторической памяти и их социальная и культурная функция. Институционализированные формы сохранения культурной памяти – музеификация культуры. Семинар: Механизмы культурной памяти. Литература по разделу: Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. — Таллинн, 1992. С. 200-202. Люббе Г. Охрана памятников или парадоксы стремления старое вновь сделать старым // Прогнозис, 1 2005. С. 248-266. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50. |
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины Семиотика Автор: И. Н. Инишев для направления... Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6 | Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Социология культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология» Авторы: — к филос наук, Т. А. Дмитриев, к филос наук, В. А. Куренной, к эконом наук А. М. Никулин | Программа дисциплины «Политика и культура» для направления 031400. 68 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 68 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (макроэкономика) для направления... Касаткина Анастасия Алексеевна hyperlink "mailto: asya " asya | Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 68. "Философия"... |