Скачать 158.3 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «Утверждаю» Директор ИПП ______________Е.А.Каюмова «___»______________2008 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. В.03 СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА специальность 020600 (031401.65) «Культурология» Форма обучения очная 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Современная массовая культура» является спецкурсом по выбору в профессионально-теоретической подготовке специалиста-культуролога. Цель курса:
Задача курса:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе изучения феномена масскультуры студент должен:
Изучаемый предмет в сознании студента предстает как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции смыслов. Самостоятельная работа студентов подразумевает интерпретация процессов «культурного настоящего», в которое включен сам исследователь, при этом происходит разрушение жесткой границы между «высокой» и «массовой» культурой. 3.Объем дисциплины и виды учебных занятий
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Массовая культура в современном мире. Специфика появления феноменов масскультуры. Создание брендов и стереотипов, влияющих на сознание масс. Мода как отражение массовых клише. Престижные премии в области искусства, как возможность диктовать массам их вкусы и пристрастия. 2. Подходы к изучению масскультуры. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы». Концепция общества зрелищ и потребления Ги Дебора. Способы изучения феноменов культуры в работах Р. Барта. Социо-культурная антропология: исследования ритуалов современной культуры: У. Уорнер. «Формульные жанры» в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти. Концепция массовой коммуникации в работах М. Маклюэна современной культуры в работах Ж. Бодрийяра. 3. Система звезд как отражения специфики культурного массового сознания. «Звезда» как воплощение обывательской мечты. Придуманность и реалистичность звездной личности («таких в жизни нет» и «такой, как все») Стремление к идеалу и уход от реальности. 4. Телевидение как конструирование псевдореальности на экране. Телевидение как самое эффективное средство тиражирования и распространения масскультуры. Телеинформация - угроза психологической независимости среднестатистического зрителя. Телесериал- возможность отказа для зрителя от насущных экономических и социальных проблем. 5. Масскультура как бизнес Заранее заданная коммерческая установка при создании произведений масскультуры. Связь творческих организаций с банковским и промышленным капиталом. Финансово-индустриальный подход к массовой культуре 6. Масслитература как искажение смысловых аспектов слова. Илюзорно-компенсаторная функция масслитературы. Отход от реальности и порождение конформизма суть составляющие массовой литературы. Жанры масслитературы как создание упрощенных версий жизни. Манипуляция словом и понятийным смысловым полем в масслитературе. 7. Реклама как феномен современной масскультуры. Реклама как навязывание жизненных схем. Рекламный ролик произведение массового искусства. Фестивали рекламы как возможность привлечения потребительских масс. Визуальный подход к аспекту приобретения. 8. Масскультура как культура потребления. Возможность достижения политических и коммерческих целей через произведения масскультуры. Смысл и предназначение массовой культуры - быть потребленной. Превращение искусства для народа в «искусство для желудка». 9. Известный человек в контексте масскультуры. Известная личность как искусственно созданный стереотип. Звезда как «икона», тенденция идолопоклонства в масскультуре. Проблема поклонников и фанатиков, сознание, освобожденное от социума. 10. Спортивное шоу в индустрии масскультуры Тело как культ и продукт общества потребления. Олимпиады и прочие всемирные спортивные мероприятия как возможность выключения масс из насущных проблем современности. Культ победителей в спортивных шоу. 11. Интернет идентичность в виртуальной среде. Интернет как возможность доступа к глобальному информационному полю. Кажущаяся полнота информации и отсутствии логики и точности. Интернет форум - неидентифицируемая личность в виртуальной реальности. Имя пользователя и антураж вокруг придуманного имени как бегство от себя. 12. Элитарная культура как антипод массовой Индивид и масса в концепции Ортега-и-Гассета. «Люди гения» и «люди пользы» по Шопенгауэру. Проявление элитарной концепции в ницшеанской идее сверхчеловека. Теория «искусства для искусства». Типы культуры и модели поведения(участие и бездействие) 13. Проблемы типологии масскультуры Концепция смены общественно-экономических формаций как возможность выявления закономерностей развития феномена масскультуры. Влияние личности на ход развития культуры. Философия позитивизма и прагматизма как идейная основа современной масскультуры. 14. Кинематограф как искусство реализации стереотипов масскультуры Социальные предпосылки появления кино. «Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк» (концепция насаждения идеологии и развлечения). Голливуд как социальный институт и чистая форма кино. 15. Мифологизация общественного сознания Философия истины в масскультуре как пользы и успеха. Конформизм как структурный элемент сознания масскультуры. Ритуальные формулы масскультуры - «любовь и вера побеждают все». 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.1. Основная литература
6.1.2. Дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ, видеотека специализированной мультимедийной аудитории ИПП; компоненты учебно-методического комплекса по дисциплине. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Научная библиотека ТГПУ, специализированная мультимедийная аудитория, оснащенная современными средствами визуализации, видеотекой и слайдами по дисциплине; компьютерные классы с выходом в Интернет. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1.Методические рекомендации для преподавателей Рекомендуется строить лекции по проблемному принципу, показывая наиболее дискуссионные проблемы изучения массовой культуры. В связи с задачами курса в плане обучения студентов методам интерпретации текстов массовой культуры, рекомендуется активное использование на занятиях самих текстов массовой культуры (в том числе различных форм мультимедиа), а также проведение отдельных занятий в форме дискуссий с обсуждением конкретных явлений массовой культуры. 8.2. Методические указания для студентов При изучении курса рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: специфика феномена массовой культуры; основные тенденции в мировой культуре рубежа XIX-XX столетия, которые способствовали возникновению культуры для масс; приоритетные направления масскультуры, ее место в современном мире, способы проникновения культурных стереотипов в разные слои общества, основные черты, присущие западной и российской массовой культуре: общее и особенное. Особое внимание уделяется интерпретации текстов масcкультуры (реклама, телевизионный сюжет, блокбастеры в литературе и в кино как проявление культурных стереотипов масс) и объяснению возникновения культурных мифов. Вопросы к зачету:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020600 (031401.65) «Культурология». Программу составил: доцент кафедры отечественной истории и культурологии, к. искусств._______________________А.В. Бернатоните Программа утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии, протокол № 1 от 29.08.2008 г. Зав.кафедрой___________________С.А. Кочурина Программа дисциплины одобрена метод комиссией института профессиональной подготовки ТГПУ. Председатель метод.комиссии ИПП ТГПУ_________________О.А.Батурина Согласовано: Директор института профессиональной подготовки ТГПУ_________________Е.А.Каюмова |
Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600... Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога | ||
Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Образовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология... Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность... Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами... | Программа дисциплины опд. Р. 04. Музеи мира специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Курс состоит из 4 разделов, что обусловлено историческим развитием музейного дела в мире | ||
Программа спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного... Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная | Программа дисциплины гсэ. Ф. 03 Отечественная история специальности... Целью преподавания дисциплины является формирование у будущих педагогов системы знаний, закладывающих методологический фундамент... | ||
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Задачи: дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература» | ||
Тема курса: «Массовая музыкальная культура, направления и жанры» Хх век и массовая культура. Средства массовой информации и их роль в формировании вкусов | Ашин Г. К. Буржуазная массовая культура. М., 1988. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество Бородай Ю. М. Психоанализ и "массовое искусство" // Массовая культура: иллюзии и действительность. – М., 1975 | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» Предназначено для студентов направления 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения | ||
Массовая культура уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни.... Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... |