Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки»





Скачать 256.05 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки»
Дата публикации07.12.2014
Размер256.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Федеральное АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

________________________

«____» ____________ 200_ г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ НАУКИ
ЕН.Ф.03
Специальность: Культурология

020600 (031401.65)

  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём:

  • наполнения понятия «история науки» личностным смыслом

  • развития интереса к историко-научным исследованиям

  • выработки стремления к объективной оценке фактов исторического развития науки


1.2. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс представляет собой введение в историко-научную проблематику. Его основная задача – способствовать оформлению в сознании студентов представления не только о сложности и многомерности, но и системной целостности исторического развития науки.

Решение основной задачи курса предполагает следующую последовательность действий:

  • формирование навыка непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;

  • развитию рационального (логического) мышления посредством умения моделировать исторические процессы и непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


  • иметь представление о месте науки в общем пространстве культуры, различать её в присутствии иных феноменов культуры (религии, искусства);

  • знать исторические условия и этапы развития науки;

  • быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить результаты, достигнутые учеными в процессе изучения предметных областей естествознания, гуманитарной и общественной мысли



3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

100







Аудиторные занятия

51







Лекции

34







Практические занятия









Семинары

17







Лабораторные работы









Самостоятельная работа









Курсовая работа









Расчётно-графические работы









Рефераты

49







Вид итогового контроля

экзамен









4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п./п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

1

Предмет и методы истории науки

2

2







2.

Предпосылки возникновения науки

2

2







3.

Исторические особенности средневековой науки

2

2







4.

Общие признаки европейской науки эпохи Возрождения

2

2







5

Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики

4

2

2




6

Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира

4

2

2




7.

Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени

4

2

2




8

Основные черты науки Нового времени

4

4







9.

Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона

2

2







10.

Образ науки в эпоху Просвещения

2

2







11.

Значение немецкой классики в развитии европейской науки

4

4







12.

Возникновение и общие признаки неклассической науки

4

4







13.

Значение исследований А. Эйнштейна в современной науке

4

2

2




14.

Место и роль квантовой теории в современном естествознании

4

2

2




15.

Неклассические концепции в гуманитарных науках

4

2

2




16.

Общие перспективы развития науки

4

2

2




Рефераты

49







49

Экзамен













Итого

100

34

17

49



4.2. СОДЕРЖАНИЕ лекционных занятий


4.2.1. Предмет и методы истории науки

Определения науки. Наука как система знаний, деятельность, социальный институт, традиция. Естественные, гуманитарные, общественные науки и их существенные признаки. Анализ этапов и закономерностей развития как главное направление исторических исследований науки. Методы истории науки. Дескриптивный метод (историография науки по А. Койре). Феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером). Метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда). Методы социальных исследований науки (методология конструкционизма, стратегия «case-studies» и др.).
4.2.2. Предпосылки возникновения науки

Мифологическое сознание. Наука и магия. Система знаний в древних обществах. Преднаучное знание Древнего Египта и Месопотамии. Ритуаловедение как образцовая наука в Древней Индии. Морально-нравственные принципы знания в Древнем Китае. Истоки античной науки. Критика традиционной мифологии. Философия как образцовая наука. Досократовская натурфилософия (Фалес, Анаксагор, Парменид). Античная наука классического периода. Значение работ Платона и Аристотеля в становлении античной классики. Эллинистический период античной науки (Плотин, Ямвлих, Прокл). Место и роль мистицизма в эллинистической науке (неоплатонизм, гностицизм).
3.2.3. Исторические особенности средневековой науки

Значение арабской системы знания в истории науки. Значение христианства в развитии научной мысли средневековья. Теология как образцовая наука. Схоластика и проблема универсалий. Предпосылки зарождения естествоиспытательских исследований в школе номиналистов и концептуалистов (И. Росцеллин, Р. Бэкон, П. Абеляр)
4.2.4. общие признаки Европейской науки эпохи Возрождения

Трансформации научного познания в эпоху Возрождения (термин ввел Джорджо Вазари (1511-1574)). Характеристики эпохи. Единство искусства и научного исследования (Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Леонардо да Винчи (1452-1519) и др.). Гуманистическое направление (Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494)). Место и роль Реформации (Мартин Лютер (1483-1546), Томаса Мюнцер (1490-1525) и др.) в становлении науки эпохи Возрождения. Зарождение индивидуализма и секуляризма разума. Значение неоплатонизма и натурфилософии в ренессансной науке (Марселино Фичино (1433-1499), Джордано Бруно (1548-1600) и др.).
3.2.5. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики

Николай Кузанский (настоящее имя – Николай Кребс (1401-1464)) – кардинал Римской церкви, родившийся в селения Куза (Южная Германия) Получает образование в Голландии (так называемая «школа братьев общей жизни»), в университетах г. Гейдельберга, г. Падуи и г. Кельна. С 1424 г. является доктором канонического права, с 1426 г. секретарь папского легата в Германии кардинала Орсини, с 1430 г. священнослужитель, настоятель церкви св. Флорина в Коблеце, активный участник Базельского Собора (1433) и церковного посольства в Византию 1437 г. по вопросу объединения Западной и Восточной христианских церквей. С 1448 г. Н. Кузанский – кардинал и одна из ключевых фигур папской курии, с 1450 г. епископ Бриксена и папский легат в Германии, с 1458 г. генеральный викарий в Риме. Основные труды: «О католическом согласии» (1433), «Об исправлении календаря» (1436), «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О даре отца светов», «О становлении» (1442-1445), «Апология ученого незнания» (1449), «Простец» (1450), «О согласии веры» (1453), «О видении Бога» (1453), «О берилле» (1458), «О бытии как возможности» (1460), «Об игре в шар» (1463), «Компендий» (1464), «Опровержение Корана» (1464), «О вершине созерцания» (1464) и другие. Высокая оценка Н. Кузанским статуса чувственного познания при выделении необходимости ориентироваться на формализм математического естествознания. Пропорциональность как основа всех явлений природы, возможность выражения этих явлений в числовых отношениях (в частности, 10 как формула осязаемой телесности). Принцип «совпадения противоположностей» как фундамент философско-математической концепции Н. Кузанского. Существование противоположности лишь для вещей, единство противоположностей в границах «абсолютного максимума». Совпадение максимума и минимума в бесконечности. Иллюстрация данной концепции на математическом материале: при увеличении радиуса всякая окружность стремится совпасть со своей касательной. Философско-математические исследования Н. Кузанского как предвосхищение фундаментальных характеристик современного естествознания.
4.2.6. Роль исследований Н. Коперника в становлении ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ картины мира

Н. Коперник (1473-1543) как польский мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, каноник Вармийской коллегии священников. Обучается в университетах г. Кракова, г. Болоньи, г. Падуи в области философии, права, медицины, астрономии. Оборудование Н. Коперником обсерватории во Фромборке (Фрауэнбурге). Основные труды: «Очерк нового механизма мира» (1505-1507), «Об обращении небесных сфер» (1543). Критика птолемеевской геоцентрической картины мира. Новое открытие и обоснование античной идеи гелиоцентризма (впервые Аристарх Самосский (III в. до н.э.)).
4.2.7. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени

Г. Галилей (1564-1642) как итальянский мыслитель эпохи, переходной между Возрождением и Новым временем; физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. В 1589 году Г. Галилей становится профессором Пизанского, а с 1592 по 1610 годы работает на кафедре математики Падуанского университета. Основные труды: «Звездный вестник» (1610), «О солнечных пятнах» (1613), «Письмо к Кастелли» (1613), «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638) и другие. Гидростатические весы для определения состава металлических сплавов как первое важное изобретение Г. Галилея. Использование самодельных (с 3-х и 32-х кратным увеличением) телескопов в ходе наблюдений за небесными телами (с 1609 года). Открытие гор на Луне, определение размеров звезд и расстояний до них, обнаружение пятен на Солнце, фаз Венеры, четырех спутников Юпитера, колец Сатурна и многого другого. Усиление позиций гелиоцентризма Н. Коперника посредством открытий Г. Галилея. Публикация сочинения «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» (1633) и привлечение к суду инквизицией. Важный вклад в развитие классической механики (принцип относительности движения, закон свободного падения тел и другие). Принцип всеобщего характера законов механики как ядро позиции Г. Галилея. Закладка фундамента естествоиспытательской науки Нового времени. Количественные методы как основа научных исследований. Методика «резолютивного» наблюдения, т.е. использование аналитического метода, представляющего собой совокупность (серии) однородных опытов, результаты которых обобщаются некоторым общим положением.
4.2.8. основные черты науки Нового времени

Институциональные черты науки Нового времени. Создание Королевской Академии в Англии XVII века. Признаки институционального понимания науки (по Г.В. Кораблевой, Г.В. Осипову и др.): 1) строгое разделение ролевых функций и сфер компетенции членов коллектива, опора на нормативно-правововую базу; 2) наличие неформальных норм и правил поведения, ориентация сообщества на традиции, корпоративную этику. Естествоиспытательская линия исследований природы как образец научности Нового времени. Роль наблюдения и эксперимента в практике научного познания.
4.2.9. Основные положения механики И. Ньютона

Вклад И. Ньютон (1643—1727) в развитие физико-математического естествознания. Основная работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687 г.), ставшая образцом естествоиспытательской линии исследований вплоть до конца XIX века. Разработка И. Ньютоном (параллельно Г. Лейбницу) дифференциального и интегрального исчисления. Проведение астрономических наблюдений. Систематизация принципов классической механики (основы заложил Г. Галилей). Три основных закона движения: принцип инерции (всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил); действие силы прямо пропорционально ускорению и обратно пропорционально массе тела; закон равенства действия и противодействия. Открытие закона Всемирного тяготения (тяготение между телами прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними).
4.2.10. Образ науки в эпоху Просвещения

Общие принципы философии науки в эпоху Просвещения. Идеи прогресса и свободы человеческого разума (Ж.А. Кондорсе). Проблемы теории познания и культуры. Атеизм мыслителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ж. Ламетри).
4.2.11. Значение немецкой классики в развитии европейской науки

Общая характеристика немецкой классической мысли. И. Кант (1724-1804) как основоположник немецкой классики. Докритический и критический периоды деятельности И. Канта. Значение проекта наукоучения И. Фихте (1762-1814). Система натурфилософии и трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга (1775-1854). Принцип параллелизма развития природы и сознания. Абсолютный идеализм Г. Гегеля (1770-1831): историзм как основа систематической связи наук о логике, природе и духе. Переосмысление результатов исследований немецкой классической мысли в трудах Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистические принципы развития науки.
4.2.12. Возникновение и общие признаки неклассической науки

Кризис естественнонаучной мысли в конце XIX века. Цепь открытий, поставившая завершенность системы классической физики под сомнение: обнаружение В. Рентгеном Х–излучения (1895 г.), выявление естественной радиоактивности А. Беккерелем (1896 г.), открытие Дж. Томсоном первой элементарной частицы электрона (1897). Зарождение неклассической науки. Признаки неклассической науки (по В.С. Степину): относительность объекта к средствам и операциям деятельности; зависимость истинности знания от конкретного метода его получения (отрицание представления об единственно верном способе познания). Квантово-релятивистская физика как образец неклассической науки (А. Эйнштейн, Н. Бор и др.).
4.2.13. Значение исследований А. Эйнштейна в современной науке

Специальная теория относительности и её отношение к классическому принципу относительности, введенному Г. Галилеем (никакими механическими опытами нельзя установить, покоится инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно). Принцип относительности справедлив для вычислений, предполагающих как постулаты абсолютности пространства и времени, предложенных И. Ньютоном (время везде течет одинаково, а пространство остается неподвижным безотносительно к чему-либо внешнему), так и прямо противоположные положения. Постулаты А. Эйнштейна о постоянстве скорости света и обобщенном принципе относительности (согласно Л.С. и Г.Л. Ждановым): никакими физическими (не только механическими) опытами, произведенными в какой-либо инерциальной системе отсчета, невозможно установить, покоится эта система отсчета или движется равномерно и прямолинейно. Связь длины тела l, массы m и времени T со скоростью (l0√1 – v2 ∕ c2; T0  ∕ √1 – v2 ∕ c2; m0  ∕ √1 – v2 ∕ c2;), т.е. чем ближе скорость тела к скорости света (3∙108 м / с), тем большим временем, массой и меньшей длиной обладает тело и наоборот. Следствия, вытекающие из положений А. Эйнштейна. 1) Теорема сложения скоростей движения двух систем, отличающаяся от классической (полная скорость двух тел равна сумме скоростей каждого из тел). При оценке движении точки в системе S со скоростью v в отношении другой системы отсчета, двигающейся со скоростью u (пример движения вагона поезда в некотором направлении, а также движения какой-либо точки параллельно относительно него), скорости складываются следующим образом: u +/ 1 + vu / c2. 2) Прямо пропорциональная связь энергии и массы тела E = mc2, т.е. чем большая энергия имеется у тела, тем большей массой оно обладает и при потере энергии уменьшается масса и наоборот. 3) Общетеоретическая возможность выдвижения и обоснования тезиса о всеобщей относительности, затрагивающей не только природные, но и любые возможные процессы (например, социокультурные).
4.2.14. Место и роль квантовой теории в современном естествознании

Зарождение квантовой теории в ходе анализа состава светящихся тел (работы М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора и др.). Рассогласование экспериментальных данных с волновой теорий света (Х. Гюйгенс, XVII век). Предположение в рамках ранней волновой теории продольного характера световых волн, механических по природе, в которых колебания частиц среды происходит перпендикулярно к направлению их распространения. Возможность таких волн только в твердых телах и на поверхности жидкостей. Требование наличия вещества между Землей и Солнцем (свет свободно доходит до Земли). Идея эфира. Экспериментальное опровержение наличия эфира А. Микельсоном и Э. Морли. Разработка электромагнитной теории света Д. Максвеллом (XIX век). Возможность объяснения явлений, связанных с распространением света в различных средах, но необъяснимость несводимости электромагнитных волн только к видимым человеческим глазом. Введение М. Планком (1858-1947) понятия «квант света» (от «квантум» – количество, масса (лат.)) для объяснения распространения света в вакууме. Связь волновых и корпускулярных свойств света формулой ε = ħ / ν, где εэнергия кванта, ν – частота колебания электромагнитного излучения, ħ – постоянный коэффициент, одинаковый для всех волн и квантов. Сведение в рамках квантовой теории многообразия элементарных составляющих материального мира к двойственности характеристик как волн (распространения колебаний в среде, т.е. последствий движения других физических тел), так и отдельных частиц или самостоятельных тел одновременно. Физика атомного ядра и элементарных частиц – главная область применения квантовой теории. Возможность объяснения характеристик движения элементарных частиц (в частности, фотонов): затрудненность одновременной фиксации и местоположения, и импульса (прямо пропорционален произведению массы на скорость) частицы. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга.
4.2.15. Неклассические концепции в гуманитарных науках

Морфология культуры О. Шпенглера. Понятие прафеномена. Циклы культурно-исторического развития. Значение математики. Археология гуманитарного знания М. Фуко. Понятие исторического априори. Проект грамматологии Ж. Деррида. Проблема деконструкции логоцентризма.
4.2.16. Общие перспективы развития науки

Структура, функции и динамика науки в истории. Традиционная модель научного знания, признаками которой выступает дифференциация и специализация отдельных отраслей при строгом делении на сферу естествознания и блок социально-гуманитарных направлений («науки о природе» и «науки о духе», по В. Дильтею, или же «номотетические» и «идеографические» науки, согласно Г. Риккерту и др.). Научно-техническая революция и глобальные проблемы современной науки. Возникновение на современном этапе проблематики, требующей для своего анализа иного членения науки (вопросы биоэтики, нейролингвистики, компьютерных технологий и др.). Интеграционные процессы и проблема базиса интеграции.

Синергетика как одна из версий интеграции отдельных ветвей науки (по В.C. Степину). Основные понятия синергетики: хаос, порядок, динамическая система, целостность, иерархичность, открытость, диссипация, энергия, информация, взаимообмен, бифуркация, аттрактор, фрактальный объект, глобальный эволюционизм и другие. Наука как нелинейная динамическая система. Интеграции естественных и гуманитарных наук на основе неравновесной термодинамики.

4.3. содержание Семинарских занятий


4.3.1. Николай Кузанский

  1. Место и роль чувственного познания в концепции Н. Кузанского

  2. Принцип совпадения противоположностей.

  3. Значение математических исследований Н. Кузанского.


Литература

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. С. 94-95.

  2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 217-223.


4.3.2. Николай Коперник

  1. Общие признаки геоцентризма.

  2. Вклад Н. Коперника в становление гелиоцентрической картины мира.

  3. Мировоззренческое значение гелиоцентризма.


Литература

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 95-96.

  2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. С. 244-252.

  3. Рыбка, Е., Рыбка, П. Коперник. Человек и мысль [Текст] / Е. Рыбка, П. Рыбка. – М., 1973.


4.3.3. Галилео Галилей

  1. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания.

  2. Методика «резолютивного наблюдения» и её значение.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. С. 102-103.

  2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 258-265.


4.3.4. Фрэнсис Бэкон

  1. Концепция науки как господства человека над природой.

  2. Индуктивный метод и его значение в естественнонаучном познании.

  3. Социально-политические воззрения Ф. Бэкона.


Литература

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 104-108.

  2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 269-275.

  3. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст] / Ф. Бэкон. – М., 1971-1972.


4.3.5. Альберт Эйнштейн

  1. Смысл принципа относительности, согласно Г. Галилею и А. Эйнштейну.

  2. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.

  3. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Жданов, Л.С., Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 444-457.

  2. Куликов, С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26.


4.3.6. Квантовая теория

  1. Предпосылки квантовой теории.

  2. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.

  3. Общенаучное значение принципов дополнительности и неопределенности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Жданов, Л.С., Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 330-332.

  2. Кириллова, Е.Н. Физика ядра и элементарных частиц [Текст]: Курс лекций / Е.Н. Кириллова. – Томск, 2006. – С. 5, 37-43.

  3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26-27.


4.3.7. неклассические гуманитарные концепции

  1. Смысл морфологического подхода к культуре, согласно О. Шпенглеру.

  2. Значение понятия «историческое априори» в археологии гуманитарного знания М. Фуко.

  3. Принципы грамматологии, по Ж. Деррида.


Литература

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. С. 307-309.

  2. Философия: В 2 ч. Ч. 2. Современный курс философии [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2005. С. 133-135.

  3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 56-57; 111-112.


4.3.8. Синергетика

  1. Наука как нелинейная динамическая система.

  2. Интеграция естественных и гуманитарных наук на основе ассоциации деятельности субъекта познания с видом неравновесной термодинамики (синергетика как «теория катастрофических процессов»).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – СПб., 2002. – С. 351-363.


5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторный практикум не предусмотрен.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. основная ЛИТЕРАТУРА

  1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004.

  2. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Современный курс философии [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2005.


6.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бор, Н. Атомная физика в человеческом познании [Текст] / Н. Бор. – М., 1961.

  2. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое [Текст] / В. Гейзенберг. – М., 1989.

  3. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Горохов. – М., 2000.

  4. Куликов, С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005.

  5. Эйнштейн, А., Инфельд, Л. Эволюция физики [Текст] / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. – М., 1965.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Особое материально-техническое обеспечение дисциплины не требуется.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателям
В процессе изложения материалов курса следует обращать внимание студентов на следующие моменты:

  • направленность курса на развитие исследовательской культуры будущего специалиста;

  • специфичность места и роли науки в пространстве культуры.

Важно также учитывать следующие моменты:

  • уровень исходной подготовленности студентов и поступательный характер повышения этого уровня;

  • необходимость последовательного формирования системного мышления для обеспечения возможности понимания многоаспектности и взаимовлияния отдельных явлений и процессов в природе и обществе.

В связи с этим принципиальным является на первых этапах ориентироваться на нормы дескриптивной подачи материала, в дальнейшем все более усложняя используемые приемы в целях развития мышления студентов.
8.2. Методические рекомендации студентам

8.2.1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Многообразие видов и форм научной деятельности.

  2. Основные методы исторического анализа науки.

  3. Сущность и формы мифологического сознания.

  4. Система преднаучного знания Древнего Египта и Месопотамии.

  5. Вклад Аристотеля в развитие науки логики.

  6. Основные направления исследований в эпоху Средневековья.

  7. Социокультурные предпосылки науки Нового времени.

  8. Роль Г. Галилея в зарождении науки Нового времени.

  9. Универсальная математика как основа науки в работах Р. Декарта.

  10. Место и роль немецкой классической философии в становлении науки Нового времени.

  11. Феномен неклассической науки, его сущность и свойства.

  12. Значение релятивисткой механики в становлении современной науки.

  13. Место и роль квантовой механики в современной физике.

  14. Основные направления развития гуманитарных наук в ХХ веке.

  15. Структурные особенности развития научного знания.

  16. Значение информационных технологий в становлении науки.

  17. Перспективные направления роста научного знания на рубеже ХХ – XXI в.в.

  18. Категориальный каркас синергетики.

  19. Наука как неравновесная динамическая система.

  20. Границы интеграции естественных и гуманитарных наук на основе неравновесной термодинамики.

  21. Гуманистический потенциал науки XXI века.


8.2.2. Вопросы к экзамену


  1. Основные способы понимания науки.

  2. Предмет истории науки.

  3. Методы истории науки.

  4. Мифологическое сознание как исторический предшественник научного мышления.

  5. Отличительные признаки магии и технологии.

  6. Преднаучное знание в древних обществах.

  7. Образ и основные черты античной науки.

  8. Неоплатонизм как направление научно-философских исследований.

  9. Исторические особенности средневековой науки.

  10. Алхимия и астрология как прообразы современной химии и астрономии.

  11. Предпосылки зарождения естествоиспытательских исследований в школах номиналистов и концептуалистов.

  12. Значение арабской системы знания в истории науки.

  13. Трансформации научного познания в эпоху Возрождения.

  14. Этапы становления ренессансной науки.

  15. Место и роль Реформации в становлении науки эпохи Возрождения.

  16. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики.

  17. Значение исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира.

  18. Основания отвержения гелиоцентризма со стороны католической церкви.

  19. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени.

  20. Основные принципы методики «резолютивного наблюдения».

  21. Генезис и основные черты науки Нового времени.

  22. Концепция науки Ф. Бэкона.

  23. Место и роль индуктивного метода в исследовании природы.

  24. Идолы разума и их роль в научном познании.

  25. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона.

  26. Позиция И. Ньютона в полемике о природе света.

  27. Основные направления исследований в эпоху Просвещения.

  28. Образ науки в эпоху Просвещения.

  29. Естественнонаучные исследования И. Канта.

  30. Принципы научной философии в концепции И. Фихте и Ф. Шеллинга.

  31. Основания системы философских наук в рамках идеализма Г. Гегеля.

  32. Место и роль учения Л. Фейербаха в истории науки.

  33. Основные результаты исследований Дж. Максвелла и М. Фарадея и их место в зарождении неклассической науки.

  34. Значение неклассической науки в общей истории науки.

  35. Значение исследований А. Эйнштейна в современной физики.

  36. Смысл принципа относительности.

  37. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.

  38. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.

  39. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.

  40. Смысл принципов дополнительности и неопределенности.

  41. Морфология культуры О. Шпенглера.

  42. Археология гуманитарного знания М. Фуко.

  43. Проект грамматологии Ж. Деррида.

  44. Структура, функции и динамика развития науки.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Культурология»

020600 (031401.65)

Программу составил: к. филос.н., доцент кафедры философии и социальных наук Куликов С.Б.
Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социальных наук; протокол № __ от __________ 200_ г.
Зав. кафедрой _________________



Программа дисциплины одобрена метод. комиссией института культуры ТГПУ



Председатель метод. комиссии ИК ТГПУ _____________ Батурина О.А.
Согласовано:

Директор института культуры ТГПУ________________Каюмова Е.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины гсэ. Ф. 03 Отечественная история специальности...
Целью преподавания дисциплины является формирование у будущих педагогов системы знаний, закладывающих методологический фундамент...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600...
Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность...
Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconУчебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность...
Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат)
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconРабочая программа учебной дисциплины «история»
Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПримерная программа наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины история сибири специальность: 230201 «Информационные системы и технологии»
Цель и задачи дисциплины "История Сибири" формирование понимания исторического процесса
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении...
Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconОбразовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология...
Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология...
Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология 020600 (031401. 65) Общие цели и задачи дисциплины цель дисциплины формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» iconРабочая учебная программа дисциплины Цели и задачи дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины
«Введение в специальность и история Финуниверситета» является стимулирование интереса к выбранной профессии, формирования у студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск