Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении»





Скачать 106.25 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении»
Дата публикации16.12.2014
Размер106.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________2011 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.ДС.02
ИСТОРИЯ ЗАПАДА В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ


1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о возможностях применения гендерного подхода к анализу исторического материала.

Задачи дисциплины:

дать студентам целостное представление об одном из новых способов интерпретаций исторического прошлого;

на примере анализа архаических обществ и культур античности, истории Европы средних веков и нового времени проследить трансформацию форм отношений господства/подчинения в гендерной сфере с точки зрения воспроизводства и преодоления механизма половой асимметрии;

выявить общие тенденции и специфику развития гендерных отношений в различные эпохи и разных культурах.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения материала курса студент должен:

получить представления об особенностях гендерного подхода в изучении истории;

овладеть комплексом знаний об основных этапах трансформации «гендерного кода» в западноевропейской цивилизации от архаики до раннего нового времени;

уметь применять элементы гендерной методологии при анализе исторических явлений и процессов.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Х

Общая трудоемкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия

40

40

Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

20

20

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

И (или) другие виды лабораторных работ

-

-

Самостоятельная работа

10

10

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

10

10

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия и семинары

Лабораторные занятия


1

Введение в гендерную проблематику

4

4

-

2

Женщина в бюргерской среде средневекового города

4

4

-

3

Куртуазная культура и гендерные отношения

4

4

-

4

Эволюция гендерных отношений в городской среде в эпоху раннего Нового времени

4

4

-

5

Придворное общество раннего Нового времени в гендерной перспективе

4

4







Итого:

20

20

-



4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Введение в гендерную проблематику.

Представления о социальной детерминированности мужского и женского поведения. Необходимость изучения влияния социокультурного климата различных эпох и цивилизаций на формирование гендерных представлений. Вариативность полоролевой дифференциации поведенческих норм в различных этнокультурных и социальных контекстах.

Формирование половой идентичности и принятия соответствующих ей социальных ролей в ходе социализации личности. Различия культур по степени репрессивности/пермиссивности регуляции индивидуального поведения, а также по содержанию стереотипов маскулинности/феминности.

Вопрос о роли гендера в распределении властных полномочий. Лишенность женщин доступа к официальным институтам политической власти. Разграничения между обладанием легитимной властью с одной стороны, и возможностью неформального влияния - с другой.

Агональный характер отношений полов в сфере власти. Игра и состязание как форма выстраивания поведения мужчин и женщин в элитарной среде. Элита как среда, где отрабатываются различные варианты и стили поведения и взаимоотношений, затем принимаемые либо отвергаемые другими социальными слоями.

Асинхронность изменений в общецивилизационном развитии и в сфере гендерных отношений. Воспроизводство архаических гендерных стереотипов в развитых государственных образованиях. Закрепление иерархической структуры мужских и женских ролей в процессе институционализации властных отношений. Влияние особенностей властных структур и социально-политического устройства на гендерные отношения.

Раздел 2. Женщина в бюргерской среде средневекового города.

Синтез римской и варварской традиций, характеризующихся относительно высоким положением женщины. Утверждение отличной от них христианской доктрины, обозначившей негативный образ женщины и закрепившей традицию мужского господства. Формирование средневековой мизогении. Женщина в мире средневекового города 12-13 вв. Специфика демографической ситуации. Гендерные дискурсы классического Средневековья: мир фаблио. Гендерные отношения в средневековом городе позднего Средневековья (14-15 вв.). «Пятнадцать радостей брака».

Раздел 3. Куртуазная культура и гендерные отношения.

Всплеск интереса к эмоционально-интимной стороне человеческих отношений в среде аристократии. Феномен куртуазной любви. Игровой характер куртуазной культуры. Демонстрация социального аспекта гендерных отношений. Куртуазия как отражение культурного своеобразия европейской властной элиты.

Расхождение между эстетизированным литературным образом и жизненными реалиями. Наличие «двойного стандарта» в отношении рыцаря к женщине. Несогласованность христианской и феодальной иерархий ценностей. Сохранение традиционных черт мужского превосходства (сексуальной свободы, контроля над поведением женщин, допущения физического насилия).

Раздел 4. Эволюция гендерных отношений в городской среде в эпоху раннего Нового времени.

Повышение брачного возраста как следствие социально-политической трансформации общества на рубеже новой эпохи. Развитие института моногамного брака и распространение нуклеарной семьи. Противоречивые тенденции в области взаимоотношений полов. Нарастание гендерной асимметрии в экономической и правовой сфере. Женщина из бюргерской среды в культуре Ренессанса.

Раздел 5. Придворное общество раннего Нового времени в гендерной перспективе

Образование придворного общества как особого политического пространства. Появление трактатов по придворным манерам и хорошему воспитанию (Б.Кастильоне и др.). Предъявление знатным женщинам при дворе требований владения гуманистической культурой и образованностью. Свобода нравов как отражение особого положения женщины в элитарной среде раннего Нового времени. Экстраполяция элитарных норм поведения на другие социальные слои, в первую очередь на зарождающуюся буржуазию.
5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

  1. Зайцева Т.И., Мухин О.Н. История Западной Европы в гендерном измерении. // Сборник программ кафедры всеобщей истории / Под ред. Т.И. Зайцевой: в 2 ч. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. Ч. 2. С. 92-101.


б) дополнительна литература:

  1. Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2001-2012.

  2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

  3. Введение в гендерные исследования. Хрестоматия: в II ч. СПб., 2001.

  4. Женщины и общество. Сборник научных статей. / Под ред. В.И. Успенской. Вып. 2. Тверь, 2002.

  5. Земон-Дейвис, Н. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

  6. История женщин. Молчание средних веков. СПб.: Алетейа, 2009.

  7. История женщин. От древних богинь до христианских святынь. СПб.: Алетейа, 2005

  8. История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб.: Алетейа, 2008.

  9. Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

  10. Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого: Очерки: Хрестоматия. М., 2002.

  11. Фукс, Э. EROTICA. Ренессанс: буйство плоти. Интимный мир эпохи. М., 2001.

  12. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001.

  13. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

  14. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. – М., 2000.

  15. Элиас, Н. О процессе цивилизации: в 2 т. М., СПб., 2001.


в) исторические источники:

  1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. / Августин Аврелий. Петр Абеляр. – М., 1992.

  2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. – М., 1994.

  3. Бокаччо, Дж. Декамерон. / Дж. Бокачччо. – Разл. изд.

  4. Гендерная история Западной Европы: в 4 кн. Хрестоматия. – М. 2006-2007.

  5. Луиза Лабе. Сочинения. / Луиза Лабе. – М., 1988.

  6. Маргарита Наваррская. Гептамерон. / Маргарита Наваррская. – М., 1993.

  7. Монтень, М. Опыты. / М. Монтень. – Разл. изд.

  8. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. – М., 1972.

  9. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974.

  10. Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. – М., 1991.

  11. Репина, Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина исторического прошлого. Очерки. Хрестоматия. / Л.П. Репина. – М. 2002.

  12. Чосер, Дж. Кентерберийские рассказы. / Дж. Чосер. – М., 1973.

  13. Шпренгер, Я. Молот ведьм. / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. – СПб., 1992.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Программа дисциплины «История Запада в гендерном измерении».

Оборудованные аудитории, аудио-видеоаппаратура.
8. Методические рекомендации по организации изучения курса.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого феномена – гендерных отношений в странах Запада на различных этапах исторического развития - в его конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины (и ее компонентов - разных сфер жизнедеятельности западного общества в свете рассматриваемого феномена), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.



8.2. Методические указания для студентов.

8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету:

Основные положения гендерной теории.

Женщина в бюргерской среде средневекового города.

Куртуазная культура и гендерные отношения.

Эволюция гендерных отношений в городской среде в эпоху раннего Нового времени

Придворное общество раннего Нового времени в гендерной перспективе

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История.
Программу составила:

Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Т.И. Зайцева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада цели и...
Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и...
Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины сдм. 07 Идеология и практика мультикультурализма...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины сдм. 06 Особенности развития культуры и общества...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» iconПрограмма дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология...
Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск