Скачать 106.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.ДС.02 ИСТОРИЯ ЗАПАДА В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ 1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о возможностях применения гендерного подхода к анализу исторического материала. Задачи дисциплины: дать студентам целостное представление об одном из новых способов интерпретаций исторического прошлого; на примере анализа архаических обществ и культур античности, истории Европы средних веков и нового времени проследить трансформацию форм отношений господства/подчинения в гендерной сфере с точки зрения воспроизводства и преодоления механизма половой асимметрии; выявить общие тенденции и специфику развития гендерных отношений в различные эпохи и разных культурах. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения материала курса студент должен: получить представления об особенностях гендерного подхода в изучении истории; овладеть комплексом знаний об основных этапах трансформации «гендерного кода» в западноевропейской цивилизации от архаики до раннего нового времени; уметь применять элементы гендерной методологии при анализе исторических явлений и процессов. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Введение в гендерную проблематику. Представления о социальной детерминированности мужского и женского поведения. Необходимость изучения влияния социокультурного климата различных эпох и цивилизаций на формирование гендерных представлений. Вариативность полоролевой дифференциации поведенческих норм в различных этнокультурных и социальных контекстах. Формирование половой идентичности и принятия соответствующих ей социальных ролей в ходе социализации личности. Различия культур по степени репрессивности/пермиссивности регуляции индивидуального поведения, а также по содержанию стереотипов маскулинности/феминности. Вопрос о роли гендера в распределении властных полномочий. Лишенность женщин доступа к официальным институтам политической власти. Разграничения между обладанием легитимной властью с одной стороны, и возможностью неформального влияния - с другой. Агональный характер отношений полов в сфере власти. Игра и состязание как форма выстраивания поведения мужчин и женщин в элитарной среде. Элита как среда, где отрабатываются различные варианты и стили поведения и взаимоотношений, затем принимаемые либо отвергаемые другими социальными слоями. Асинхронность изменений в общецивилизационном развитии и в сфере гендерных отношений. Воспроизводство архаических гендерных стереотипов в развитых государственных образованиях. Закрепление иерархической структуры мужских и женских ролей в процессе институционализации властных отношений. Влияние особенностей властных структур и социально-политического устройства на гендерные отношения. Раздел 2. Женщина в бюргерской среде средневекового города. Синтез римской и варварской традиций, характеризующихся относительно высоким положением женщины. Утверждение отличной от них христианской доктрины, обозначившей негативный образ женщины и закрепившей традицию мужского господства. Формирование средневековой мизогении. Женщина в мире средневекового города 12-13 вв. Специфика демографической ситуации. Гендерные дискурсы классического Средневековья: мир фаблио. Гендерные отношения в средневековом городе позднего Средневековья (14-15 вв.). «Пятнадцать радостей брака». Раздел 3. Куртуазная культура и гендерные отношения. Всплеск интереса к эмоционально-интимной стороне человеческих отношений в среде аристократии. Феномен куртуазной любви. Игровой характер куртуазной культуры. Демонстрация социального аспекта гендерных отношений. Куртуазия как отражение культурного своеобразия европейской властной элиты. Расхождение между эстетизированным литературным образом и жизненными реалиями. Наличие «двойного стандарта» в отношении рыцаря к женщине. Несогласованность христианской и феодальной иерархий ценностей. Сохранение традиционных черт мужского превосходства (сексуальной свободы, контроля над поведением женщин, допущения физического насилия). Раздел 4. Эволюция гендерных отношений в городской среде в эпоху раннего Нового времени. Повышение брачного возраста как следствие социально-политической трансформации общества на рубеже новой эпохи. Развитие института моногамного брака и распространение нуклеарной семьи. Противоречивые тенденции в области взаимоотношений полов. Нарастание гендерной асимметрии в экономической и правовой сфере. Женщина из бюргерской среды в культуре Ренессанса. Раздел 5. Придворное общество раннего Нового времени в гендерной перспективе Образование придворного общества как особого политического пространства. Появление трактатов по придворным манерам и хорошему воспитанию (Б.Кастильоне и др.). Предъявление знатным женщинам при дворе требований владения гуманистической культурой и образованностью. Свобода нравов как отражение особого положения женщины в элитарной среде раннего Нового времени. Экстраполяция элитарных норм поведения на другие социальные слои, в первую очередь на зарождающуюся буржуазию. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература:
б) дополнительна литература:
в) исторические источники:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Программа дисциплины «История Запада в гендерном измерении». Оборудованные аудитории, аудио-видеоаппаратура. 8. Методические рекомендации по организации изучения курса. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого феномена – гендерных отношений в странах Запада на различных этапах исторического развития - в его конкретно-историческом измерении. Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы. Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины (и ее компонентов - разных сфер жизнедеятельности западного общества в свете рассматриваемого феномена), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.8.2. Методические указания для студентов. 8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету: Основные положения гендерной теории. Женщина в бюргерской среде средневекового города. Куртуазная культура и гендерные отношения. Эволюция гендерных отношений в городской среде в эпоху раннего Нового времени Придворное общество раннего Нового времени в гендерной перспективе Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История. Программу составила: Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Т.И. Зайцева |
Программа дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада цели и... Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и... Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины сдм. 07 Идеология и практика мультикультурализма... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины сдм. 06 Особенности развития культуры и общества... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём |