Скачать 185.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
1. Цели и задачи дисциплины.Целью дисциплины «Новая история стран Запада» является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв. в его экономических, социальных, политических и культурных аспектах, выявление его глубинных причин и основных закономерностей, а также специфики развития отдельных стран и регионов. Задачи дисциплины: знакомство с историографией основных проблем новой истории стран Запада; рассмотрение основных закономерностей социально-экономического развития стран Европы и Америки (в частности, механизма промышленного и аграрного переворота); ознакомление с процессом формирования новой социальной структуры западного общества, социальных движений, обусловивших переход правящих кругов индустриально развитых стран Запада к политике реформизма; анализ закономерностей становления современного (демократического) государства, в том числе связанных с ним ключевых понятий и принципов (парламентаризм, конституционализм и гражданское общество); подробная характеристика основных идейно-теоретических (Просвещения) и идейно-политических течений (консервативного, либерального, радикального, социалистического) данного периода и ознакомление с политическим портретом важнейших деятелей периода; анализ изменений в сфере международных отношений в XVII–начале XX вв. (Вестфальская система, Венская система, формирование военно-политических блоков), в том числе выявление причин Первой мировой войны и сущности, особенностей и динамики колониализма; рассмотрение основных культурных тенденций и направлений в рассматриваемую эпоху, анализ причин кризиса европейской культуры в конце XIX–начале XX вв., феноменов модернизма и «массовой культуры». 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен получить четкое представление об основных закономерностях развития стран Запада в Новое время и их специфике в отдельных странах. Он должен усвоить глубинные причины становления в Европе и Северной Америке цивилизации современного типа. Студенту следует научиться работать с различными типами исторических источников, с учебной и учебно-методической литературой по проблемам курса, приобрести навыки выполнения практических и научно-исследовательских заданий, самостоятельного поиска, обработки и обобщения различных типов информации. Он должен уметь грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, выявить ключевые тенденции исторических процессов и событий и их причинно-следственные связи. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание курса. 4.1. Разделы курса и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов курса. 4.2.1. Содержание дисциплины согласно ГОС ВПО. Эпоха Великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование общественно-политических и идейных течений (Просвещение, либерализм, консерватизм, социализм). Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества. Развитие государственно-правовой системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм). Европейские революции Нового времени. Международные отношения в Новое время. 4.2.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Страны Европы и Америки в 1640–1870 гг. I. Вводная лекция. Содержание термина «Новая история». Проблема периодизации новой истории стран Запада. Формационный и цивилизационный подходы к курсу. Основные характеристики индустриального общества. Понятия аграрного и промышленного переворота, их предпосылки. Изменения в социальной структуре общества. Абсолютизм и демократическое государство. Основные тенденции в европейской культуре: рационализация, секуляризация, демократизация. II. Англия в XVII–XVIII вв. 1. Англия при первых Стюартах. Английская революция середины XVII в. Протекторат Кромвеля. 2. Реставрация Стюартов и «Славная революция» 1688 г. 3. Политическое и социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. III. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Образование США. 1. Особенности колонизации Северной Америки. Борьба Англии и Франции за господство в Америке. Общее и специфическое в политическом и социально-экономическом развитии североамериканских колоний Англии. Эволюция политики Англии в отношении колоний. Причины формирования национально-освободительного движения. 2. Война за независимость. Становление американского государства. Борьба федералистов и антифедералистов. Конституция 1787 г. и «Билль о правах». IV. Франция в середине XVII – начале XIX вв. 1. Франция в середине XVII в. Становление французского абсолютизма. Фронда. Правление Людовика ХIV. Экономические и социальные изменения. Французское Просвещение. Кризис феодально-абсолютистской системы. Причины и характер Великой французской революции. 2. Великая французская революция. Начальный период революции. Деятельность монархистов-конституционалистов. Конституция 1791 г. Правление жирондистов. Якобинцы у власти. Дискуссия в историографии о якобинской диктатуре. Термидорианский период революции. Директория. Переворот 18 брюмера. 3. Франция в период Консульства и Первой империи. Внутренняя политика Наполеона Бонапарта. Его внешняя политика и «наполеоновские войны». Содержание термина «бонапартизм». V. Англия в 1815–1870 гг. Социально-экономическое развитие. Политический строй. Общественные движения. VI. Экономическое, социальное и политическое развитие Франции в XIX в. Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика, Вторая империя. VII. Германия во второй половине XVII–XIX вв.и ее объединение. 1. Политические и социально-экономические последствия Тридцатилетней войны. Особенности развития отдельных регионов Германии. Мелкокняжеский абсолютизм. Специфика немецкого Просвещения. 2. Возникновение и укрепление Бранденбург-Прусского государства. Правление Фридриха Великого. 3. Последствия наполеоновских войн. Реформы в Рейнском союзе и в Пруссии. Национально-освободительное движение. 4. Страны Германского союза после Венского конгресса. Создание предпосылок объединения страны. 5. Революция 1848–1849 гг. и попытка объединения парламентским путем. «Великогерманский» и «малогерманский» варианты единого государства и их сторонники. 6. Политика правительства О. фон Бисмарка. Объединение Германии. VIII. Италия во второй половине XVII–XIX вв. и ее объединение. 1. Причины экономического и политического кризиса XVII в. Иностранное господство и территориальная раздробленность. Рефеодализация в итальянских землях. Развитие итальянских государств в XVIII в. Итальянское Просвещение и «просвещенный абсолютизм» в Италии. 2. Италия в эпоху Наполеоновских войн. Внутренние преобразования. Реставрация в Италии. Начало борьбы за объединение страны. Революции в Италии. Деятельность карбонариев, Дж. Мадзини, Дж. Гарибальди. 3. Социально-экономическое развитие Северной Италии. Либеральные проекты объединения страны. Политика Кавура. 4. Объединение Италии. IX. США в первой половине XIX в. Гражданская война. 1. Территориальный рост США. Два социально-экономических региона. Партийно-политическое развитие страны. Противоречия между Севером и Югом. Движения аболиционистов и фрисойлеров. 2. Гражданская война в США. Два ее периода. Ликвидация рабства и гомстед-акт. Реконструкция Юга. X. Международные отношения в XVII–XIX вв. 1. Создание единой системы международных отношений. Особенности «Вестфальской системы». Континентальное и колониальное соперничество ведущих держав в XVII–XVIII вв. Войны за гегемонию в Европе. Доктрина равновесия сил. 2. Последствия Наполеоновских войн. Венский конгресс и его решения. «Священный союз». Начало кризиса «Венской системы». «Восточный вопрос». Крымская война. XI. Культура стран Европы и Америки в первый период Нового времени. Основные тенденции и направления. Раздел 2. Страны Европы и Америки в 1870–1918 гг. I. Вводная лекция. Экономическое, социальное и политическое развитие стран Запада в эпоху расцвета индустриальной цивилизации. Монополистическая и государственно-монополистическая стадии развития экономики. Эволюция социальной структуры общества. Демографические процессы. Политический строй и его эволюция. Кризис классического европейского либерализма. Формирование идейно-политических течений консервативного и социалистического толка. Международное рабочее движение и II Интернационал. Понятие о радикализме. Его правый и левый варианты. II. Франко-прусская война и Парижская коммуна. 1. Кризис режима Второй империи. Франко-прусская война. Ее последствия. 2. Парижская коммуна. Ее влияние на пути решения «социального вопроса» в Европе. III. Великобритания в 1870–1914 гг. 1. Социально-экономическое развитие Великобритании. Причины утраты мирового экономического первенства. 2. Политический строй. «Викторианство» как социально-культурный феномен. Внутренняя политика консервативной и либеральной партий. Рабочее и социалистическое движение. Возникновение лейбористской партии. Переход к реформистской политике. Праворадикальная программа Дж. Чемберлена. Леворадикальные преобразования Д. Ллойд-Джорджа. 3. «Вторая волна» британского колониализма. Борьба Ирландии за независимость. IV. Франция в 1871–1914 гг. 1. Третья республика и ее эволюция. Внутренняя политика правительств консервативных, умеренных и радикальных республиканцев. Рабочее и социалистическое движение. 2. Социально-экономическое развитие Франции в конце XIX–начале XX в. 3. Французский колониализм и его особенности. V. Германия в 1871–1914 гг. 1. Государственный строй Германской империи. 2. Экономическое развитие Германии. Причины захвата Германией экономического лидерства в Европе. 3. Внутренняя политика О. фон Бисмарка. «Культуркампф». Рост социал-демократического движения и борьба с ним правительства. Начало правления Вильгельма II. «Новый курс». Партийная борьба и внутренняя политика правительств в 1894–1914 гг. Рост националистических тенденций. «Мировая политика». 4. Создание германской колониальной империи. Специфика германского колониализма. VI. США в 1877–1918 гг. 1. Экономическое развитие США после Реконструкции. Социально-экономические регионы. Факторы ускоренного развития американской экономики. 2. Партийно-политическая система в последней трети XIX в. Рабочее и фермерское движение. 3. «Эра прогресса». Реформы Т. Рузвельта и В. Вильсона. 4. Внешняя политика США. Особенности идеологии американского империализма и общественная борьба вокруг нее. Испано-американская война. Экспансия США в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. VII. Австро-Венгрия в 1867–1914 гг. 1. Государственное устройство Австро-Венгрии по соглашению 1867 г. Этническая карта империи. Национальные противоречия. 2. Австрия. Ее политическое и социально-экономическое развитие. Национальный вопрос и социальные движения. Особенности «австромарксизма». 3. Особенности социально-экономического и внутриполитического развития Венгрии. VIII. Италия в 1870–1915 гг. 1. Государственное устройство объединенной Италии. «Римский вопрос». Проблема Юга. 2. Италия в последней трети XIX в. Политика «Правой» и «Левой» и социально-экономическое развитие страны. Диктатура Ф. Криспи. Начало экономической и колониальной экспансии. 3. Италия в начале XX в. Реформы Дж. Джолитти. Рабочее и социалистическое движение. IX. Международные отношения в последней трети XIX–начале XX вв. 1. Международные отношения в XIX в. Создание Тройственного союза. 2. Международные отношения в начале XX вв. Создание Антанты. Внешнеполитические причины Первой мировой войны. Июльский кризис. X. Культура стран Европы и Америки в последней трети XIX–начале XX вв. Основные течения и направления. Характеристика модерна. XI. Первая мировая война. 1. Причины Первой мировой войны. 2. Военные действия в 1914–1915 гг. 3. Влияние Первой мировой войны на внутреннее положение воюющих стран. 4. Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны. 5. Военные действия в 1916–1918 гг. Компьенское перемирие. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) исторические источники:
6.2. Средства обеспечения освоения курса. Программа по «Новой истории стран Запада», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Учебная, учебно-методическая литература, карты, библиотечные фонды библиотеки ТГПУ и областной библиотеки им. А.С. Пушкина. 7. Материально-техническое обеспечение курса.Видеомагнитофон, диапроектор, слайды, фонды и экспозиции краеведческого и художественного музеев г. Томска. 8. Методические рекомендации по организации изучения курса. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении. Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы. Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.8.2. Методические указания для студентов. 8.2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену: Новая история стран Европы и Америки (1640–1870 гг.). Основные черты индустриальной цивилизации. Промышленный и аграрный переворот в странах Европы. Англия в первой половине XVII в. (период правления первых Стюартов). Партийно-политические группировки в Английской буржуазной революции: пресвитериане и индепенденты. Конституционный период Английской буржуазной революции (1640–1642 гг.). Первая гражданская война в Англии. Законодательство Долгого парламента. Борьба за углубление революции в Англии. Движение левеллеров. «Народное соглашение». Завоевание Ирландии и Шотландии Кромвелем. Завершение Английской революции и ее итоги. Переворот 1688 г. Экономическое развитие Англии XVIII–XIX вв. Политическое развитие Англии XVIII–XIX вв. Североамериканские колонии Англии. Война за независимость США 1775–1783 гг. Образование США. Конституция 1787 г. «Билль о правах». Франция в период правления Людовика XIV. Реформы Ж.-Б. Кольбера. Французское Просвещение. Кризис феодально-абсолютистской системы Франции в XVIII в. Начало Великой Французской революции. Аграрные преобразования в ходе Великой французской революции. Деятельность монархистов-конституционалистов в Учредительном собрании. Правление жирондистов (1792–1793 гг.). Якобинцы у власти. Оценка якобинского террора. Причины Термидора. Социально-экономическая политика якобинцев. Борьба внутри якобинского блока. Франция в период Консульства и Первой империи. Внутренняя и внешняя политика Наполеона. Понятие о бонапартизме. Экономическое и политическое развитие Франции в первой половине XIX в. (Реставрация, Июльская монархия, Вторая Империя). Германские государства во второй половине XVII–XVIII вв. Правление Фридриха Великого в Пруссии. Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Штейна–Гарденберга. Объединение Германии. Италия в XVII–начале XIX вв. Объединение Италии. США в первой половине XIX в. Гражданская война в США. Реконструкция в США (1865–1877 гг.). Венский конгресс и его решения. Колониальные империи европейских государств в XVII–первой половине XIX вв. Новая история стран Европы и Америки (1870–1918 гг.) Особенности политического развития стран Европы и Америки (1870–1914 гг.). Экономическое развитие стран Европы и Америки в конце XIX–начале XX вв. Изменения в социальной структуре общества стран Европы и Америки в конце XIX–начале XX вв. Международные отношения в конце XIX вв. Создание Тройственного союза. Международные отношения в начале XX в. Создание Антанты. Колониальная политика Англии, Франции, Германии. Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Рабочее и социалистическое движение в конце XIX–начале XX в. Создание II Интернационала. Особенности экономического развития Англии в конце XIX–начале XX вв. Внутриполитическое развитие Англии 1870-1914 гг. Реформистская политика Дж. Чемберлена и Д. Ллойд Джорджа. Рабочее и социалистическое движение в Англии в конце XIX–начале XX вв. Образование Лейбористской партии. Колониальная империя Великобритании. Ирландский вопрос. Возникновение III республики во Франции и борьба за ее демократизацию. Социально-экономическое развитие Франции в конце XIX–начале XX вв. Парижская коммуна 1871 г. Франко-прусская война и завершение объединения Германии. Государственное устройство Германской империи. Экономическое развитие Германии в конце XIX–начале XX вв. Внутриполитическое развитие Германии в конце XIX–начале XX вв. Рабочее и социал-демократическое движение в Германии. Споры о ревизионизме. Италия после воссоединения. Государственный строй, «римский вопрос», проблема «Север–Юг». Экономическое и политическое развитие в конце XIX в. Италия в начале XX в. Социально-экономическое развитие, социалистическое движение, внутренняя и внешняя политика. Соглашение 1867 г. и государственное устройство Австро-Венгрии. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие Австро-Венгрии. Национальная борьба в Австро-Венгрии. США после Реконструкции. Политическое развитие. Социальная борьба (рабочее и фермерское движение). Экономическое развитие США после Гражданской войны. Особенности американского империализма. «Эра прогресса» в США. Политика государственного реформизма. Причины Первой мировой войны. Июльский кризис. Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны. Военные и политические планы воюющих сторон. Борьба за союзников в годы Первой мировой войны. Военные действия в 1914–1915 гг. Военные действия в 1916–1918 гг. Культура стран Запада в конце XIX–начале XX вв. Основные тенденции и направления. 8.2.2. Темы рефератов и курсовых работ: Формирование и развитие индустриальной цивилизации в XVII–XIX вв. Германское Просвещение. Особенности итальянского и испанского Просвещения. Французский абсолютизм в эпоху правления Людовика XIV. Оценка Робеспьера в отечественной литературе. Европейское барокко. Вильгельм II: политический портрет. Международные отношения в Европе в XVII–XVIII вв. Малые страны Европы в системе международных отношений конца XIX–начала XX вв. Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050401.62 Социально-экономическое образование профессионально-образовательный профиль История. Программу составил: Ст. преподаватель кафедры всеобщей истории А.В. Соболевский |
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении... Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая... Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо | Б 11 Новая и новейшая история стран Востока Цели освоения дисциплины. Дисциплина «новая и новейшая история стран Востока» является составной частью ооп бакалавриата по профильному... | ||
Программа дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи... Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | «Новая история стран Запада» Франция в годы термидорианской реакции и Директории. Консульство и первая империя во Франции | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в... Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран... | Учебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в... Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и... Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |