Скачать 125.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ электроэнергетики (ИЭЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140400 - Электроэнергетика и электротехника Программа подготовки: Оптимизация структур, параметров и режимов систем электроснабжения и повышение эффективности их функционирования Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Энергосбережение в системах электроснабжения"
Москва - 2011 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является получение необходимых знаний в области энергосберегающих технологий в электроснабжении. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к части общенаучного цикла М.1 по выбору основной образовательной программы подготовки магистров по программе «Оптимизация структур, параметров и режимов систем электроснабжения и повышение эффективности их функционирования» направления 140400 – Электроэнергетика и электротехника. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: "Системы электроснабжения городов и промышленных предприятий", "Электрический привод", "Электротехнологические промышленные установки", "Электрические освещение" и "Экономика энергетики" и учебно-производственной практике. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплины "Оптимизация структур и параметров систем электроснабжения". 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции: 2 семестр 1. Основные направления энергосберегающих технологий в системах электроснабжения Введение. Причины высокого уровня энергозатрат. Основные направления энергосберегающих технологий. Мировой опыт энергосбережения. 2. Повышение эффективности управления распределительными сетями Техническая характеристика распределительных сетей. Задачи эффективного управлении сетями. Снижение технологических потерь мощности и электроэнергии. Комплекс мероприятий по снижению потерь. Управление режимом реактивной мощности. Управление качеством электрической энергии. Причины увеличения электропотребления при напряжении не соответствующем ГОСТ’у. Внедрение автоматизированных систем управления сетями и учета электропотребления. Основные причины неэффективного управления распределительными сетями. Концепция сплошного мониторинга. Состав блоков автоматизированной системы. Задачи, решаемые с ее внедрением. АИИС КУЭ как средство упорядочения электропотребления и повышения точности его учета. Преимущества и недостатки АИИС КУЭ. 3. Применение энергоэффективного электрооборудования Энергоэффективное оборудование электрических сетей. Перспективные типы трансформаторов. Провода и кабели с улучшенными технологическими свойствами. Энергосбережение в электроприводе. Энергосбережение в освещении. Применение энергоэффективных светильников. 4. Оптимизация режимов работы электрооборудования Режимы работы трансформаторов. Определение загрузки трансформаторов, оптимальной по условию минимума потерь электроэнергии. Специальные энергосберегающие режимы работы электродвигателей. Пути экономии электроэнергии. Частотное регулирование, преимущества и недостатки. Определение экономического эффекта от применения двигателей с частотным регулированием режима. Специальные энергосберегающие режимы работы систем освещения. Рациональное использование систем освещения. Применение пониженного напряжения в осветительной сети как средство снижения электропотребления. Управление уровнем электропотребления предприятия регулированием режимов электропотребления отдельных объектов. Причины практически неиспользования этого мероприятия. Выработка методики управления режимами. Эффективность мероприятия. 5. Энергосберегающие мероприятия промышленных предприятий Организационные, режимные, технические и технологические мероприятия. 6. Энергосбережение в быту Организационные, режимные, технические и технологические мероприятия. 4.2.2. Практические занятия: 2 семестр Расчет технологических потерь электроэнергии в системах электроснабжения. Расчет эффекта снижения потерь электроэнергии при внедрении мероприятий по снижению потерь. Расчет частотно-регулируемого электропривода. Расчет эффективности осветительных установок. Оценка снижения максимума нагрузки предприятий при управлении электропотреблением. Оценка эффективности управления электропотреблением. Технологии энергосбережения в промышленности. Технологии энергосбережения в быту. 4.3. Лабораторные работы: 2 семестр № 1. Расчет технических потерь электроэнергии в основной замкнутой сети. № 2. Расчет технических потерь электроэнергии в сети 0,38–10 кВ. № 3. Расчет потерь электроэнергии, обусловленных погрешностью системы учета. 4.4. Расчетные задания: 2 семестр Расчет и анализ потерь электроэнергии в системах электроснабжения. Анализ режима электропотребления и определение технологических возможностей его регулирования. Анализ режима работы заданной технологической установки и определение мероприятий по энергосбережению для нее. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме, так и в форме лекций с использованием компьютерных презентаций; организуется встреча с ведущими специалистами предприятий и организаций. Презентации лекций содержат большое количество схем, чертежей и фотоматериалов. Практические занятия проводятся в традиционной форме в виде рассмотрения и обсуждения решения типовых задач. Лабораторные работы выполняются на персональных компьютерах с применением специализированного программного обеспечения. Самостоятельная работа включает подготовку к тестам, выполнение расчетного задания и подготовка к его защите, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов и защита расчетного задания. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины, рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за тесты) + 0,5оценка за защиту расчетного задания. В приложение к диплому вносится оценка за 2 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: РАП-ОС-ст, www.news.elteh.ru, www.holding-mrsk.ru, www.moesk.ru, www.matic.ru,. б) другие: набор слайдов по тематике лекций. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, учебные лаборатории и компьютерные классы для проведения лабораторных работ. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 – Электроэнергетика и электротехника. ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: к.т.н., доцент Шведов Г.В. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой электроэнергетических систем к.т.н., доцент Шаров Ю.В. |