МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
______________ В.Д.Шадриков _27__03________ 2000 г. Регистрационный номер __210тех/бак_____ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 550900 Теплоэнергетика Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии Вводится с момента утверждения
Москва 2000
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
550900 - Теплоэнергетика
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.
1.2. Степень (квалификация) выпускника бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Теплоэнергетика» при очной форме обучения 4 года.
Квалификационная характеристика выпускника
Область профессиональной деятельности выпускника.
Теплоэнергетика составляет часть техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, созданных для применения теплоты, управления ее потоками и преобразования иных видов энергии в теплоту.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
паровые и водогрейные котлы различного назначения;
реакторы и парогенераторы атомных электростанций;
паровые и газовые турбины;
энергоблоки;
установки по производству сжатых и сжиженных газов;
компрессорные, холодильные установки;
установки систем кондиционирования воздуха;
тепловые насосы;
установки, системы и комплексы высокотемпературной и низкотемпературной теплотехнологий;
химические реакторы;
вспомогательное теплотехническое оборудование;
тепло- и массообменные аппараты различного назначения;
тепловые сети;
установки кондиционирования теплоносителей и рабочих тел;
технологические жидкости, газы и пары, расплавы, твердые и сыпучие тела как теплоносители и рабочие тела энергетических и технологических установок;
топливо и масла;
нормативно-техническая документация и системы стандартизации.
Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению подготовки «Теплоэнергетика» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
конструкторско-технологической;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.3.4. Возможности процесса адаптации выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки «Теплоэнергетика» может быть адаптирован к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
проектной;
эксплуатационной;
монтажно-наладочной.
1.3.5. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению подготовки «Теплоэнергетика» подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) Конструкторско-технологическая деятельность:
использование информационных технологий при конструировании элементов энергетического и теплотехнического оборудования;
участие в разработке технических описаний, а также описаний технологических процессов и регламентов;
выполнение чертежей, схем, инструкций, пояснительных записок и другой технической документации, проведение технических и технико-экономических расчетов;
б) научно-исследовательская деятельность:
анализ состояния объектов деятельности;
участие в разработке методик проведения испытаний технологических систем, и оборудования;
сбор, изучение и анализ информации о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники применительно к своей предметной области;
использование компьютерных технологий обработки результатов;
в) организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции;
осуществление технического контроля, испытаний и управления в процессе деятельности коллектива.
1.3.6. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
выполняет работы по информационному обслуживанию, управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
разрабатывает техническую и технологическую документацию;
участвует в работах по осуществлению исследований, в проведении мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию;
изучает и анализирует необходимую информацию, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
составляет графики работ, заказы, заявки, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую и технологическую документацию, а также установленную отчетность;
следит за соблюдением установленных требований, действующих норм и правил.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
в магистратуре по направлению 550900 Теплоэнергетика;
освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста 650800 «Теплоэнергетика».
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550900 теплоэнергетика 3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебной практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин нацонально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - Специальные дисциплины;
ФТД - Факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550900 - ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| ГСЭ.О.00
| Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык:
специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции;
лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая,
| 340
|
ГСЭ.Ф.02
ГСЭ.Ф.03
ГСЭ.Ф.04
| общенаучная, официальная и другая);
понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах;
понятие об основных способах словообразования;
грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;
понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля;
культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета;
говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад);
аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;
чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности;
письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. Физическая культура:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности;
основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;
общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;
спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов;
основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. Отечественная история:
сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории;
античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи ; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв; социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния;
Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной организации общества; реформа Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия;
особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура федерального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное;
общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в; реформы и реформаторы в России; русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру;
роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма;
Россия в начале ХХ в; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика;
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г; НЭП; формирование однопартийного политического режима образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг; внешняя политика;
курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;
социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР и послевоенные годы; холодная война;
попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;
СССР в середине 60-80 гг;: нарастание кризисных явлений;
Советский Союз в 1985-1991 гг; перестройка;
попытка государственного переворота 1991 г; и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г;
становление новой российской государственности (1993-1999 гг;); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Культурология:
структура и состав современного культурологического знания;
культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира,
социальные институты культуры, культурная
|
408
|
ГСЭ.Ф.05
| самоидентичность, культурная модернизация;
типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;
культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности;
культура и личность; инкультурация и социализация. Политология:
объект, предмет и метод политической науки; функции политологии;
политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ;
|
|
| социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика;
современные политологические школы;
гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России;
институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы;
политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация;
политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики;
|
|
ГСЭ.Ф.06
| мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации;
методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Русский язык и культура речи:
стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка;
речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности
литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
функциональные стили современного русского
|
|
| языка; взаимодействие функциональных стилей;
научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;
официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе;
жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория;
|
|
ГСЭ.Ф.07
| основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи;
разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов;
культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Психология и педагогика: психология: предмет, объект и методы психологии;
место психологии в системе наук; история развития
|
|
| психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность;
психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики;
развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза;
мозг и психика;
структура психики; соотношение сознания и бессознательного;
основные психические процессы; структура сознания;
познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы;
эмоции и чувства;
психическая регуляция поведения и деятельности;
общение и речь;
|
|
| психология личности;
межличностные отношения;
психология малых групп;
межгрупповые отношения и взаимодействия;
педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача;
образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования;
педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения;
воспитание в педагогическом процессе;
|
|
ГСЭ.Ф.08
| общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация;
методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;
семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности;
управление образовательными системами. Правоведение:
государство и право; их роль в жизни общества;
норма права и нормативно-правовые акты;
основные правовые системы современности;
международное право как особая система права;
источники Российского права;
закон и подзаконные акты;
система Российского права; отрасли права;
|
|
| правонарушение и юридическая ответственность;
значение законности и правопорядка в современном обществе;
правовое государство;
конституция Российской Федерации - основной закон государства;
особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации;
понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности;
обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право; брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей;
ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение;
|
|
ГСЭ.Ф.09
| административные правонарушения и административная ответственность;
понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений;
экологическое право;
особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;
правовые основы защиты государственной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Социология: предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О’Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль;
|
| |