Скачать 0.51 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛГОРЕЧЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(код и наименование специальности) Волгореченск 2013 ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с методической «Рекомендациями по реализации комиссией общеобразовательных образовательной программы дисциплин среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО/СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» Председатель Заместитель директора по учебной работе ___________(Г.А.Гусева) ________НАЧернецова Автор: Н.Н.Бойцова – преподаватель физики (инициалы,фамилия, должность) Структура рабочей учебной программы по предмету:
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в группах, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках реализации профессии начального профессионального образования монтажник технологического оборудования, продавец, контроллер-кассир. Программа учебной дисциплины составлена на основе:
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Данная программа способствует формированию общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, через написанинаписание сочинений, эссе, рефератов. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения . ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, через написание рецензии, аннотации. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать ИКТ в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями. В рабочую учебную программу учебной дисциплины входят: - пояснительная записка, - паспорт рабочей учебной программы учебной дисциплины, - структура и содержание учебной дисциплины, - условия реализации учебной дисциплины, - контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Обучение проводится в кабинете с использование учебно- методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки квалифицированных рабочих. Для успешного усвоения знаний и овладения навыками по учебной дисциплине «Физика» преподаватель применяет элементы новых педагогических технологий: уровневой дифференциации, проблемного и коллективного обучения. 1.1. Обоснование актуальности курса. Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся. Изучение физики предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Знания физических законов необходимо для изучения спец. технологии, химии, биологии, физической культуры, географии, технологии, ОБЖ.. 1.2. Ведущая идея курса. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики следует уделять внимание не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требования от обучающихся самостоятельной деятельности по их решению. 1.3. Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1.4. Приоритетами курса физики являются: Познавательная деятельность:
Информационно- коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
1.5. Особенности курса. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы базового уровня является и тот факт, что овладение основными понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. 1.6. Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию: 1. Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент обучающихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство обучающихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей). 2 Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень. 3 Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора обучающихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач 1.7. В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:
1.8. Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся составлены на основе федерального и регионального (национально-регионального) компонента Государственного стандарта. Они направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания. В результате изучения физики обучающийся предметно-информационная составляющая образованности: должен знать/понимать
деятельностно-коммуникативная составляющая образованности Уметь:
ценностно-ориентационная составляющая образованности. Отношение к себе:
Отношение к другим:
Отношение к учебной деятельности:
Отношение к миру:
1.9. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 253 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов; самостоятельной работы обучающегося 84 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Тематический план учебной дисциплины
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ (ПО ТЕМАМ) Тема : Кинематика Обучающийся должен: знать:
относительность понятий длины и промежутка времени; - относительность одновременности событий; уметь:
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.Центростремительное ускорение. Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Тема : Динамика Обучающийся должен: знать:
уметь:
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Демонстрации Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Тема :Законы сохранения в механике Обучающийся должен: знать:
уметь:
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Прикладные задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений). Демонстрации Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Тема : Механические колебания и волны Обучающийся должен: знать:
уметь:
понятие волны;
- решать задачи на нахождение параметров колебательного движения. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Демонстрации Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Образование и распространение волн. Частота колебаний и высота тона звука. Раздел МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Тема : Основы молекулярно-кинетической теории Обучающийся должен: знать:
уметь:
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Тема : Основы термодинамики Обучающийся должен: знать:
уметь:
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Демонстрации Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Тема : Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Обучающийся должен: знать:
уметь:
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. Демонстрации Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Раздел : ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ Тема : Электрическое поле Обучающийся должен: знать:
электрические свойства проводников и диэлектриков; сущность поляризации диэлектриков;
уметь:
проявлений - электрического и магнитного полей; изображать графически электрические поля заряженных тел, поверхности равного потенциала;
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Демонстрации Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. \ Тема : Законы постоянного тока Обучающийся должен: знать:
уметь:
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока. Демонстрации Тепловое действие электрического тока. Тема : Электрический ток в различных средах Обучающийся должен: знать:
закон Фарадея для электролиза; использование электролиза в технике;
уметь:
Электрический ток в металлах, жидкостях, газе, вакууме Электрический ток в электролитах. Законы Фарадея дня электролиза. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Демонстрации Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Тема : Магнитное поле Обучающийся должен: знать:
уметь:
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. Тема : Электромагнитная индукция Обучающийся должен: знать:
уметь:
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Демонстрации Электромагнитная индукция. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника. Тема : Переменный ток. Электромагнитные колебания и волны Обучающийся должен: знать:
уметь:
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Демонстрации Работа электрогенератора. Трансформатор. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Тема : Оптика Обучающийся должен: знать:
уметь:
частотой электромагнитных колебаний; на определение светового потока и освещенности; с использованием законов отражения и преломления света, полного отражения. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Демонстрации Интерференция света. Дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп. Оптические приборы Раздел : СТРОЕНИЕ АТОМА и КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Тема : Квантовая оптика Обучающийся должен: знать:
уметь:
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Демонстрации Фотоэффект. Тема : Физика атома и атомного ядра Обучающийся должен: знать:
уметь;
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Демонстрации Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений. Тема : Строение и эволюция Вселенной Обучающийся должен: знать:
уметь;
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. Демонстрации Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов. |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего... Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с фгос | Рабочая программа учебной дисциплины английский язык «общеобразовательного цикла» Бюджетное профессиональное образовательное учреждение удмуртской республики «воткинский промышленный техникум» | ||
Министр образования Иркутской области В. С. Басюк Иркутской области «Иркутский аграрный техникум», переименованного в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Правила приема в тамбовское областное государственное бюджетное образовательное... Российской Федерации, Порядку приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения спо утвержденному приказом... | ||
Областное государственное бюджетное образовательное учереждение начального... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение... Рабочая программа производственных практик разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего... | ||
Отчет о результатах самообследования 2013 Департамент внутренней... Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное образовательное учреждение среднего... | Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего... Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего... Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования | 4 условия реализации учебной дисциплины Департамент образовния и науки костромской области областное государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального... | ||
Негосударственное высшее профессиональное образовательное учреждение... Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования» | Урок как целостная система Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное... | ||
Рабочая программа по предмету «Основы информатики и автоматизация... Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное... | Отчёт о результатах самообследования образовательного учреждения, реализующего программы спо Кировское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (техникум) | ||
Карта по результатам самообследования областного государственного... «Шебекинский автотранспортный техникум» и «Шебекинский промышленно-экономический техникум» и переименованного в областное государственное... | Публичный отчет за 2012год г. Нижнеудинск публичныйотчё т за 2012 год Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище... |