Московский энергетический институт (технический университет)





Скачать 149.77 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет)
Дата публикации20.03.2015
Размер149.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭФ)
___________________________________________________________________________________________________________

Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профиль(и) подготовки: «Энергетика теплотехнологии», «Энергообеспечение предприятий», «Промышленная теплоэнергетика», «Промышленная теплоэнергетика», «Энергообеспечение предприятий», Автономные энергетические системы», профиль «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"



Цикл:

профессиональный

--

Часть цикла:

базовая

--

дисциплины по учебному плану:

ИПЭЭФ; Б.3.8

--

Часов (всего) по учебному плану:

108 час

--

Трудоемкость в зачетных единицах:

3

8 семестр – 3

Лекции

30 час

8 семестр

Практические занятия

15 час

8 семестр

Лабораторные работы

15 час

8 семестр

Расчетные задания, рефераты

15 час самостоят. работы

8 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

48 час

8 семестр

Экзамены

--

--

Курсовые проекты (работы)

--

--


Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение основных принципов обеспечения безопасности на производстве и в быту.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и нести за них ответственность (ОК-4);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к приобретению новых знаний, использовать различные средства и технологии обучения (ОК- 6);

  • к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

  • выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

  • к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда (ПК-12);

  • к контролю соблюдения экологической безопасности на производстве, к участию в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-17);

  • к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-18).

Задачами дисциплины являются:

  • дать информацию о влиянии антропогенных факторов на человека, основных рисках для персонала и населения и технических методах и средствах снижения воздействия этих факторов до допустимых уровней;

  • познакомить обучающихся с нормативно-правовой документацией в области безопасности жизнедеятельности;

  • научить принимать и обосновывать конкретные организационно-управленческие и технические решения в области обеспечения безопасности на производстве.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Энергетика теплотехнологии», «Энергообеспечение предприятий», «Промышленная теплоэнергетика», «Промышленная теплоэнергетика», «Энергообеспечение предприятий», Автономные энергетические системы», профиль «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики» направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Физика», «Теоретические основы электротехники».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере, критерии комфортности, негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду, (ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • критерии безопасности; основные опасности технических систем; принципы и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; основы безопасности функционирования автоматизированных и роботизированных производств, особенности аварий на объектах теплоэнергетики и промышленности, безопасность в чрезвычайных ситуациях; принципы управления безопасностью жизнедеятельности (ОК-4, ОК-7, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • основные источники научно-технической информации в области обеспечения безопасности на производстве (ОК-11, ПК-4, ПК-6);

  • методы и средства защиты человека от воздействия антропогенных факторов, применяемые на производстве и в быту (ОК-4, ОК-7, ПК-5, ПК-17).

Уметь:

  • проводить измерения в цепях; проводить качественный и количественный анализ опасностей объектов теплоэнергетики и теплотехники на основе теории риска (ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-18).

  • оценивать эффективность защитных систем и мероприятий; выполнять расчет времени эвакуации людей из зданий и помещений при пожаре; выполнять акустический расчет теплоэнергетического и теплотехнического оборудования с определением необходимого уровня снижения шума в соответствии с требованиями санитарных норм; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при авариях (ОК-6, ПК-2, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • использовать инструкции, описания, технические паспорта о работе устройств и установок (ОК-1, ОК-6, ПК-18)

  • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые методы и средства защиты от воздействия антропогенных факторов (ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОК-11, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17).

Владеть:

  • правовыми и нормативно-техническими основами управления безопасностью жизнедеятельности; методами контроля уровня безопасности на производстве, планирования и реализации мероприятий по его повышению (ОК-1, ОК-7, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-18);

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3);

  • навыками поиска информации о методах и средствах обеспечения безопасности жизнедеятельности и ее применения при выборе мер защиты человека от воздействия антропогенных факторов (ОК-4, ОК-6, ОК-11, ПК-5, ПК-12, ПК-17);

  • информацией о допустимых уровнях воздействия антропогенных факторов на человека (ОК-7, ПК-4, ПК-17).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


Лк

Пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Безопасность жизнедеятельности: термины и определения, нормативно правовые основы

4

8

2

--

--

2

Устный опрос по знанию терминологии

2

Электробезопасность

42

8

14

4

11

13

Контрольная работа

3

Виброакустика

11

8

2

--

1

4

Домашнее задание

4

Производственное освещение

7

8

2

2

1

2

Домашнее задание

5

Электромагнитная безопасность

4

8

2

--

--

2

Устный опрос

6

Тепловые излучения

10

8

2

--

2

4

Домашнее задание

7

Радиационная безопасность

8

8

2

1

--

5

Домашнее задание

8

Пожарная безопасность

10

8

2

8

--

6

Подготовка реферата

9

Чрезвычайные ситуации

4

8

2

--

--

2

Устный опрос




Зачет

8

8

--

--

--

8

Защита реферата




Итого:

108




30

15

15

48




4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

8 семестр

1. Безопасность жизнедеятельности: термины и определения, нормативно правовые основы.

Основные понятия и определения. Охрана труда. Промышленная безопасность. Антропогенные производственные факторы и их классификация. Вредные и опасные факторы, воздействующие на человека. Понятие риска.

Нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности. Система управления безопасностью и охраной труда. Новые принципы управления охраной труда в организациях. Аттестация рабочих мест в организациях.
2. Электробезопасность.

Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Электрическое сопротивление тела человека. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.

Критерии безопасности электрического тока. Классификация помещени по степени опасности поражения электрическим током. Явления, возникающие при стекании тока в землю. Напряжение прикосновения. Напряжение шага.

Анализ опасности поражения человека электрическим током в различных электрических сетях. Виды сетей. Схемы включения человека в цепь электрического тока. Выбор схемы сети и режима нейтрали.

Основные меры защиты от поражения электрическим током в электроустановках. Защитное заземление. Зануление. Устройства защитного отключения.
3. Виброакустика.

Основные физические характеристики шума. Воздействие шума на человека. Нормирование шума. Методы борьбы с шумом.

Основные физические характеристики вибраций. Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций. Методы борьбы с производственными вибрациями.
4. Производственное освещение.

Освещение. Основные светотехнические понятия и величины. Виды освещения, нормирование, показатели качества освещения. Расчет производственного освещения.
5. Электромагнитная безопасность.

Влияние электромагнитного поля на здоровье человека. Источники электромагнитных полей. Нормирование воздействия электромагнитных полей. Защита от воздействия электромагнитных полей. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой.

6 Тепловые изучения.

Воздействие тепловых излучений на человека. Нормирование воздействия тепловых излучений. Защита от тепловых излучений.
7. Радиационная безопасность.

Воздействие ионизирующих излучений на человека. Дозиметрические величины. Нормирование воздействия радиации. Защита от ионизирующих излучений.
8. Пожарная безопасность.

Пожарная безопасность. Общие сведения о горении. Категорирование помещений по пожаровзрывоопасности. Пожарная опасность зданий и сооружений. Тушение пожаров.
9. Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Основные стадии чрезвычайных ситуаций. Основные направления в решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
4.2.2. Практические занятия

8 семестр

Электробезопасность. Примеры решения задач.

Пожарная безопасность объектов энергетики.

Применение теории риска. Построение дерева отказов.

4.3. Лабораторные работы

8 семестр

№1. Оценка эффективности производственного освещения;

№2. Анализ опасности поражения человека электрическим током в сетях до 1000 В;

№3.Оценка эффективности системы защитного заземления;

№4. Оценка эффективности системы зануления;

№5. Оценка влияния шума на организм человека;

№6. Оценка эффективности защитных экранов от теплового излучения;

№7. Оказание первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током.

4.4. Расчетные задания

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрены.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и учебных фильмов.

Практические занятия проводятся в форме обсуждения конкретных ситуаций и проведения расчетов для различных производств.

Лабораторные работы проводятся с использованием соответствующих лабораторных установок и тренажера по оказанию первой доврачебной помощи.

Самостоятельная работа включает подготовку к устным опросам, контрольным и лабораторным работам, а также подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы, домашние задания и контрольные работы.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет.

Оценка за освоение дисциплины, рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные и устные опросы по лабораторным работам) + 0,5(оценка на зачете).

В приложение к диплому вносится итоговая оценка за 8 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Электронный учебник по курсу "Безопасность жизнедеятельности" – М.: МЭИ, 2004.

2. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. Медведева В.Т. – М.: Гардарики, 2002. - 687с.

3. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учебное пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 2000. - 440с.

б) дополнительная литература:

  1. Г.И. Павлова, О.В. Чебышева Риск эксплуатации пожаровзрывоопасных объектов: Учебное пособие. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007 г. – 48с.


7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http:/bgd.alpud.ru

б) другие:

учебный фильм "Электротравмы», учебный фильм «Оказание первой доврачебной помощи».

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории для проведения лекционных занятий, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов и аудитории для проведения лабораторных занятий, оборудованная соответствующими стендами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника и профилю «Энергетика теплотехнологии», «Энергообеспечение предприятий», «Промышленная теплоэнергетика», «Промышленная теплоэнергетика», «Энергообеспечение предприятий», Автономные энергетические системы», профиль «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

доцент Павлова Г.И.
"СОГЛАСОВАНО":

Директор

д.т.н. КЛИМЕНКО А.В.
"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой

к.т.н. Кондратьева О.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа)
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск